КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные основы педагогической технологии
Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Однако труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе. Выделим лишь несколько альтернативных философских основ: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм и природосообразность, гуманизм и антигуманизм, антропософия и теософия, прагматизм и экзистенциализм.
Факторы психического развития и технология В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить: биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственными данные; социогенные, представляющие личность как “tabula rasa”, на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения; психогенные, результат развития, в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования; идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.
Научные философско-педагогические концепции 1. Теория формирования понятий (процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний образование определенных понятий). Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Мечинская, Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова и др. 2. Деятельностная теория ученья структуры целостной деятельности. Потребности – мотивы – цели – условия – действия А. Дистервег, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. 3. Теория содержательного обобщения. Деятельность по воспроизводству содержания, пути, методы научного (теоретического) познания. В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина. 4. Теория поэтапного формирования умственных действий. Интериоризация, т.е. поэтапным переходом “материальной” (внешней) деятельности во внутренний умственный план. Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. 5. Бихевиористские теории научения. Формула: «стимул – реакция – подкрепление». Э. Торидайк, Доуотсон, Б. Скиннер и др. 6. Гештальттеория усвоения. Учение о гештальте – целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. М. Вертхеймер, Г.Мюллер, В. Келер, К.Коффка и др. 7. Суггестопедическая концепция обучения. Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгин, Г.К. Лозанов и др. 8. Теория нейролингвистического программирования. Обучение в виде движения информации сквозь нервную систему человека.
Педагогические технологии обеспечивают Анализ педагогической технологии 1. Идентификация. 2. Название технологии. 3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии) целевые установки и ориентации; основные идеи и принципы; позиция ребенка в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования: ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП); объем и характер содержания образования; дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. 5. Процессуальная характеристика: особенности методики, применения методов и средств обучения; мотивационная характеристика; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); категория учащихся, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы; учебные и методические пособия; дидактические материалы; наглядные технические средства обучения; диагностический инструментарий. 7. Критерии оценки педагогической технологии: эффективность; результативность.
Задания для самостоятельной работы
1. Систематизируя вышеприведенные определения, установите сущность понятия «педагогической технологии».
2. В приведенном ниже перечне выберите критерии технологичности: 1) научность; 2) последовательность; 3) активность; 4) концептуальность; 5) доступность; 6) идейность; 7) сознательность; 8) управляемость; 9) обучаемость; 10) эффективность;; 11) закономерность; 12) воспроизводимость; 13) прочность; 14) планомерность; 15) действенность; 16) тройственность; 17) эмоциональность; 18) системность.
3. Выделите ключевые идеи, объединяющие авторов в их мнениях развития образовательной практики и теории педагогической технологии. прогресс науки и техники; объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду; повышение роли воспитания в общественной жизни; смена образовательной парадигмы; личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками; становление нравственного облика человека; интеграция образовательных факторов; от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.
4. Сформулируйте определения следующим понятиям, приведенным в тексте:
5. Заполните пробелы, в тексте вписывая отсутствующее слово. Теория формирования_______________ Деятельность теория учения_______________ Теория содержательного обобщения_______________ Теория поэтапного формирования_______________ Бихевиористские теории______________ Темтальттеория__________________ Суггесттопедагогическая________________ Теория нейролингвистического__________________
6. Вставьте ключевые слова. Концептуальная часть – это описание __________, гипотез, принципов технологии. Содержание образования рассматривается с позиций современных _________ общего среднего образования, ________ активности, идей развивающего и социального заказа. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям __________, ___________, достаточной полноты и реальности осуществления. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее идей, теорий, принципов обучения, научности, технологичности обучения, эффективность, результативность, эффективность и результативность.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |