Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс




Резюме

Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают.

 

 

Литература для самообразования

 

Бочарова К.Т. Социальное воспитание учащихся. – М., 1991

Донцев И.А. Самовоспитание личности. – М., 1984

Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990

Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитание. – Минск, 1991

Кони И. Ребенок и общество. – М., 1988

Права ребенка. Основные международные документы. – М., 1992

Положение детей в России. – М., 1993

Гусинский Э.Н. Рождение личности. – М., 1994

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987

Колочко В.Ч., Галапсинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск, 1999

Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд. – Благовещенск, 2001

 

Глава 3 Педагогические технологии учебного процесса.

 

При изучении этой темы:

вы узнаете о том, что такое педагогический процесс, каковы его функции;

определите его структуру;

проанализируете основные компоненты педагогического процесса;

начнете учиться анализировать состояние эффективности обучения, на основе научно разработанной программы;

определите сущность обучения, учитывающего индивидуальные данные ребенка.

 

 

 

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Процесс (от лат. processus — продвижение) — 1) последовательная смена состояния; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Педагогический процесс - главная структурная единица процесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия учителей и учащихся: если понятие «процесс воспитания» включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.

 

Задачи процесса обучения:

стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

развитие мышления, творческих способностей и дарований;

выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

совершенствование учебных умений и навыков.

Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса

принцип целостного подхода к воспитанию;

принцип непрерывности воспитания;

принцип целенаправленности в воспитании;

принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педа-гогов и воспитанников;

принцип природосообразности;

принцип культуросообразности;

принцип воспитания в деятельности и в коллективе;

принцип последовательности и систематичности в обучении и воспита-нии;

принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;

принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.

 

Структура педагогического процесса

Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов.

Цель – принципы – содержание – методы – средства – формы

 

Структурные компоненты процесса обучения

 

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 2. восприятие новых знаний, умений.
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация.
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 4. познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.
5. Управление процессом перехода от теории к практике. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности. 6. практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем.
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся. 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений.

 

 

Цель

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача - порция, часть цели.

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от “незнания” к состоянию “знания”, от “непонимания” к “ пониманию”, от “неумения” к “умению”, от беспомощности к самостоятельности.

Чтобы педагогический процесс «заработал», необходим такой компонент как управление.

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

 

Модель классификации закономерностей обучения (Подласый)

Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник.

В этой модели процесс обучения рассматривается как система целостного процесса.

Дидактический компонент – содержательно процессуальный процесс (цели, содержание, способы, формы обучения и т.д.).

Гноссеология компонент процесса обучения его в системе познаний учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя. Психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения.

В киберенетическом аспекте находят отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное – управление усвоением информации.

Социологический компонент системы охватывает отношения между участниками учебного процесса.

Организационный компонент отражающий учебный процесс в системе интелектуального труда.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.