Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация экспедирования грузов




 

Экспедитор - физическое или юридическое лицо, которое по поручению других физических или юридических лиц осуществляет деятельность по транспортировке грузов как внутри страны, так и за ее пределами, либо, по поручению вышеуказанных лиц, осуществляет транспортирование от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции.

Экспедитор - это оператор смешанной перевозки, который выдает накладную FBL, принимающий на себя ответственность за выполнение договора смешанной перевозки в роли перевозчика.

Экспедиторское обслуживание - услуги любого вида по перевозке, консолидации, хранению, обработке, упаковке или распределению грузов, а также вспомогательные и консультативные услуги, связанные с выполнением вышеуказанных услуг, включая, но, не ограничивая таможенные и финансовые вопросы, декларирование грузов для официальных целей, обеспечение страхования грузов, сбор или обеспечение оплаты или документов, относящихся к грузам.

 

Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта

В современных условиях концепция логистики включает большой комплекс операций, связанных с управлением запасами, складированием товаров и процессом доставки. Миссия логистики – это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт-складское хозяйство-запасы.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождае­мые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внут­рипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт реа­лизует связи, возникшие в результате территориального разделения труда. Эти функции находятся в ведении транспорта сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделил­ся в самостоятельную сферу производства.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различ­ных транспортных средств. Затраты на выполнение этих опера­ций составляют до 50% общих затрат на логистику.

Транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяй­ства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народ­ного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводст-венный транс­порт, а также транспортные средства всех видов, принадлежа­щие нетранспортным предприятиям.

К задачам транспортной логистики в первую очередь отно­сят задачи, решение которых усиливает согласованность дей­ствий непосредственных участников транспортного процесса:

- обеспечение технического соответствия участников транспорт­ного процесса. Техническое соответствие означает согласо­ванность параметров транспортных средств, которая позво­ляет работать с контейнерами и пакетами;

- обеспечение технологического соответствия участников транс­портного процесса. Технологическое соответствие подразу­мевает применение единой технологии транспортировки, пря­мые перегрузки;

- согласование экономических интересов участников транспорт­ного процесса (общая методология построения тарифной си­стемы);

- использование единых систем планирования (разработка и применение различных планов-графиков для различных ви­дов транспорта).

К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор марш­рута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства и др.

Перевозки в процессе обраще­ния в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования:

- железнодорожный,

- автомобильный,

- водный,

- воз­душный,

а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предпри­ятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения). Эти ви­ды транспорта вместе с системой складов составляют материальную осно­ву процесса обращения.

Транспорт, с одной стороны, - сегмент рынка, «физически» реали­зующий обмен товарами и оказывающий услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пас­сажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти ус­луги, образуя тем самым транспортный рынок.

Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отли­чающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах про­цесса обращения.

Во-вторых, продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров -неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспор­та, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспорт­ной промышленности, следовательно, требования к эффективности и ка­честву работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непо­средственно к транспортному производственному процессу.

Развитие транспорта в современных условиях связано с ростом произ­водительных сил любой страны и ее внешними связями. Доля отдельных видов транспорта в осуществлении мировых грузовых перевозок состав­ляет для восточноевропейских стран: водный - 23%, наземный - 64% и другие виды -13%; для промышленно развитых соответственно - 62, 27 и 11; для развивающихся - 84, 10 и 6. Развивающиеся страны, занимающие 70% территории земного шара, имеют слабую наземную транспортную сеть, составляющую 5% мировой инфраструктуры.

В мире имеется 9800 портов, из которых 1000 участвуют в междуна­родных сообщениях, 15950 аэропортов, из которых 1020 - международ­ных. По статистическим данным, на 1 км мировой поверхности приходит­ся 8,8 м железнодорожных линий, 103 м автомобильных дорог и 0,4 м внутренних водных путей. Распределение линейной транспортной инфра­структуры по отдельным странам, континентам и регионам мира крайне неоднородно. Так, плотность железнодорожных линий в Африке в 15 раз меньше, чем в бывших странах СЭВ. Причины неравномерности - разный уровень промышленного развития и освоения сырьевых ресурсов, особен­ности географического положения.

Транспортный комплекс - одна из формирующих инфраструктуру экономики отраслей, который включает в себя железнодорожный, автомо­бильный, воздушный, трубопроводный, водный (морской и речной) виды. От его состояния зависит развитие отраслевых комплексов народного хо­зяйства республики (агропромышленного, топливно-энергетического, гор­но-металлургического, строительного и др.), обеспечение взаимосвязей отраслей экономики, видов производства и территориальных комплексов. Наиболее динамичное развитие транспорта в республике отмечалось в 70-80-е годы прошлого столетия. Экономический спад в странах СНГ, на­чавшийся в 1990-е годы, привел к общему снижению объема перевозок для всех видов транспорта.

В Казахстане транспорт играет исключительно важную роль, и его народнохозяйственное значение обусловлено следующими основными факторами:

1. огромная территория республики;

2. большая дальность перевозок грузов в Казахстане, почти равная среднему показателю по СНГ;

3. характер произведенной продукции, требующей перемещения на большие расстояния (уголь, железная руда, нефтепродукты, продукция металлургической промышленности и сельского хозяйства);

4. транспортно-географическое положение страны – в центре Евразийского континента, между емкими и динамично развивающимися рынками Европы и Юго-Восточной Азии, через которую идут мощные потоки транзитных грузов.

В настоящее время транспортная система Казахстана представляет собой комплекс, куда входят 116,2 тыс.км автодорог с твердым покрытием; 14,4 тыс.км железных дорог общего пользования; 7,3 тыс.км подъездных путей промышленных предприятий; тысячи километров трубопроводных магистралей для перекачки нефти, газа и нефтепродуктов; 4 тыс. км речных путей, тысячи железнодорожных станций, несколько крупных портов, пристаней, перевалочных баз, аэропортов и т.д.

В рамках учебного пособия даны только характеристики двух наиболее развитых видов транспорта Республики Казахстан: железнодорожного и автомобильного.

 

Железнодорожный транспорт Республики Казахстан

 

Конфигурация железнодорожной сети Казахстана сложилась под влиянием двух факторов:

1. рост межрегиональных и межреспубликанских грузопотоков в результате освоения месторождений полезных ископаемых и целины;

2. рост транзитных грузопотоков.

Железнодорожная сеть Казахстана территориально разделена на 13 отделений перевозок: Акмолинское, Кокшетауское, Костанайское, Павлодарское, Карагандинское, Защитинское, Алматинское, Жамбылское, Шымкентское, Кызылординское, Актобинское, Уральское, Атырауское, осуществляющих оперативное руководство эксплуатационной работой железнодорожного транспорта с обеспечением безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов и подвижного состава по регионам. Распределение эксплуатационной длины магистральной железнодорожной сети по регионам республики представлено в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Распределение эксплуатационной длины магистральной железнодорожной сети по регионам Республики

Регион Эксплуатационная длина, км
Республика Казахстан:  
Акмодинская 1464,2
Актобинская 1049,3
Алматинская 1125,2
Атырауская 749,7
Восточно-Казахстанская 1334,8
Жамбылская 1034,0
Западно-Казахстанская 319,7
Карагандинская 1826,8
Кызылординская 762,8
Костанайская 960,0
Мангистауская 698,5
Павлодарская 772,8
Северо-Казахстанская 695,2
Южно-Казахстанская 466,8
Российская Федерация 320,6
Кыргызская Республика 16,1

 

В настоящее время железнодорожный транспорт Казахстана имеет всю необходимую производственную базу и подвижной состав для обеспечения существующего объема перевозок (таблица 1.2.).

 

Таблица 1.2 - Техническая оснащенность железнодорожного транспорта Республики Казахстан

Показатели Величина показателя
Эксплуатационная длина, км: 13 597,1
двухпутные участки 4 706,1
электрифицированные участки 3 813,8
участки, оборудованные устройствами автоблокировки 9 996,0
Развернутая длина, км:  
главных путей 18 400,0
станционных и специальных путей 6 293,0
Раздельные пункты, ед.:  
грузовые станции  
станции, оборудованные сортировочными устройствами  
станции с автоматизированными системами управления  
станции, оборудованные пневматической почтой  
Локомотивный парк, ед.: 1 913,0
электровозы 617,5
тепловозы 1 241,5
паровозы  
Парк грузовых вагонов, ед.: 77 029
полувагоны 28 334
крытые 13 263
платформы 10 275
цистерны 10 399
рефсекции 1 177
прочие 13 581
Пассажирские вагоны, ед. 2 094
Списочная численность работников, чел. 100 262

 

Автомобильный транспорт Республики Казахстан

 

Автомобильный транспорт является неотъемлемой и важнейшей составляющей транспортно-коммуникационного комплекса страны, компонентом всех современных транспортных технологий, включая комбинированные и мультимодальные перевозки. В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 85,9 тыс.км. Твердое покрытие имеется на 81,3 тыс.км дорог, в том числе на 22,0 тыс. км дорог республиканского и на 59,3 тыс.км местного значения. Более 4,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования находится в грунтовом состоянии.

Казахстанские автомобильные дороги общего пользования в основной своей массе (порядка 85%) представляют собой дороги III и IV технической категории с двумя полосами движения и общей шириной проезжей части 7-8 м. Четырехполосые дороги I категории расположены главным образом на подходах к городам Астана, Алматы и некоторым областным центрам. Их протяженность в общей сети автомобильных дорог не превышает 1%.

В таблице 1.3 показано наличие действовавших объектов придорожного автосервиса на автомагистралях, входящих в состав международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Казахстан.

 

Таблица 1.3 - Обеспеченность международных автомагистралей объектами автосервиса (в скобках показана потребность)

Международная автомагистраль СТО АЗС Мотели и кемпинги
Ташкент-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы 13 (11) 29 (38) 4 (7)
Шымкент-Кызылорда-Актобе-Уральск-Самара 9 (10) 45 (51) 7 (9)
Алматы-Караганды-Астана-Петропавловск 13 (16) 59 (56) 6 (10)
Астрахань-Атырау-Актау-граница Туркменистана 8 (7) 24 (32) 2 (9)
Омск-Павлодар-Семипалатинск-Майкапчагай 7 (7) 38 (25) 5 (6)
Астана-Костанай-Челябинск 7 (8) 33 (29) 4 (10)

 

Согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан за январь-декабрь 2005г. транспортом республики перевезено 1927,9 млн. тонн грузов, что на 4,8% выше уровня января-декабря 2004г., грузооборот за январь-декабрь 2005г. составил 297,5 млрд. ткм (вырос в сравнении с январем-декабрем 2004г. на 5,4%), перевезено 9918,0 млн. пассажиров (на 5,8% больше, чем в январе-декабре 2004г.), пассажирооборот – 107,5 млрд. пкм (увеличился в сравнении с январем-декабрем 2004г. на 7,5%).

В общем объеме перевезенных грузов доля автомобильного транспорта составила 77,8%, железнодорожного – 11,7%, трубопроводного – 9,9%. В грузообороте доля железнодорожного транспорта – 58,4%, трубопроводного – 25,8%, автомобильного – 15,7%.

Наибольшее количество пассажиров перевезено автомобильным транспортом – 98,5%, электрическим – 1,3%, железнодорожным транспортом – 0,17%, воздушным – 0,02%, при этом в пассажирообороте, в связи с дальностью перевозок, доля железной дороги составила 11,3%, воздушного транспорта – 3,1%.

Магистральные виды транспорта Казахстана характеризуются сле­дующими особенностями.

1. Железнодорожный транспорт:

- регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

- высокая пропускная и провозная способность;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов;

- высокая эффективность при перевозках массовых грузов на боль­шие и средние расстояния;

- возможность доставки «от двери до двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий.

На строительство железных дорог требуются большие капиталовло­жения, которые окупаются только при значительной концентрации грузо­вых и пассажирских потоков.

2. Автомобильный транспорт:

- более высокая, чем на железнодорожном транспорте скорость дос­тавки грузов и маневренность;

- возможность доставки грузов от склада отправителя до склада по­лучателя без перегрузочных операций;

- регулярность и хорошая маневренность перевозок, способность доставлять груз небольшими партиями, включая самых мелких грузоотправителей;

- меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капи­тальные вложения при освоении малых пассажиро - и грузопото­ков на небольших расстояниях;

- обеспечение высокой сохранности груза;

- использование автотранспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет сделать отправки ритмичными.

Себестоимость грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте выше, чем на железнодорожном – является дорогим видом транспорта. Для автомобильного транспорта характерна ограниченность его использования на большие расстояния, для перевозки значительных партий груза, особенно массовых.

3. Трубопроводный транспорт:

- устойчивый режим работы независимо от природно-климатических условий;

- простота эксплуатации и режима управления перевозками, в кото­рых собственно транспортировка и погрузочно-разгрузочные опе­рации слиты в едином процессе;

- герметичность труб, что фактически исключает потери;

- высокая производительность труда в связи с высокой степенью механизации и автоматизации операций;

- обеспечение непрерывности подачи и транспортировки;

- низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов;

- наименьшие капиталовложения на единицу перевозок по сравне­нию с другими видами транспорта.

Трубопроводы не являются универсальным видом транспорта - по ним могут перекачиваться только жидкие и газообразные грузы. Строительство трубопровода достаточно трудоемко и окупается лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объем транспортировки по трубам жестко ограничен пропускной способностью, и ее увеличение невозможно. Если месторождение иссякает, то использование трубопровода прекращается, структура становится бесполезной и не может быть использована для чего-либо другого.

4. Воздушный транспорт:

- высокая скорость доставки;

- малые сроки доставки грузов и пассажиров;

- сокращение (спрямление) пути следования;

- высокая сохранность в пути следования;

- возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды траснпорта.

Себестоимость перевозок грузов на воздушном транспорте очень высо­ка. Чаще всего авиатранспорт используется при перевозках дорогостоящих грузов. К недостаткам также относятся высокая энергоемкость, зависимость от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов, ограниченность габарита и массы перевозимых грузов.

5. Водный (речной) транспорт:

- высокая провозная способность на глубоководных реках и сравни­тельно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.);

- низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;

- мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;

- неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов);

- невысокие удельные капитальные затраты, расход металла и топлива;

- незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей международной торговли.

Недостатки речного транспорта состоят в несовпадении направления течения рек с основными грузопотоками; нерегулярности перевозок в те­чение года; меньшей по сравнению с железнодорожным транспортом ско­рости доставки грузов; большем, чем у других видов транспорта, пути движения грузов.

Указанные виды транспорта конкурируют между собой на рынке гру­зовых и пассажирских перевозок. Так, трубопроводный и железнодорож­ный транспорт конкурируют за транспортировку нефти и нефтепродуктов: железнодорожный и автомобильный - практически за всю номенклатуру грузов, за исключением массовых насыпных грузов.

Такие географические условия, как отсутствие выхода к морю, судо­ходных рек делают практически невозможным осуществление водных перевозок. В то же время из-за обширности территории Казахстана, не­развитости автодорожной инфраструктуры, низкой технической оснащен­ности воздушного транспорта и, несмотря на бурное развитие трубопро­водного транспорта, вот уже более ста лет основным средством переме­щения грузов и массовых перевозок населения в стране является именно железная дорога с присущей ей универсальностью и относительной деше­визной.

Миссия железнодорожного транспорта в современных условиях за­ключается в максимальном удовлетворении потребностей экономики в перевозках грузов и пассажиров при минимальных издержках.

Оценка различных факторов, влияющих на выбор вида транспорта, приведена в таблице 1.23.

 

Таблица 1.23 - Оценка различных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Вре­мя доставки   Частота отправ­лений   Надеж­ность соблю­дения графи­ка   Способ­ность перево­зить разные грузы   Способ­ность доставить груз в любую географи­ческую точку   Стоимость пере­возки  
Желез­нодорож­ный            
Водный            
Автомо­бильный            
Трубо­провод­ный            
Воздуш­ный            

 

При этом немаловажным критерием оценки исполнения своей миссии становится не только стоимость транспортных услуг, но и их качество, которое складывается из трех основных показателей:

• безопасность движения и сохранность грузов;

• скорость доставки;

• уровень сервиса.

 

Выводы:

В современных условиях концепция логистики включает большой комплекс операций, связанных с управлением запасами, складированием товаров и процессом доставки. Миссия логистики – это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт-складское хозяйство-запасы.

Транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяй­ства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народ­ного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводст-венный транс­порт, а также транспортные средства всех видов, принадлежа­щие нетранспортным предприятиям.

К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор марш­рута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.