КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация экспедирования грузов
Экспедитор - физическое или юридическое лицо, которое по поручению других физических или юридических лиц осуществляет деятельность по транспортировке грузов как внутри страны, так и за ее пределами, либо, по поручению вышеуказанных лиц, осуществляет транспортирование от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции. Экспедитор - это оператор смешанной перевозки, который выдает накладную FBL, принимающий на себя ответственность за выполнение договора смешанной перевозки в роли перевозчика. Экспедиторское обслуживание - услуги любого вида по перевозке, консолидации, хранению, обработке, упаковке или распределению грузов, а также вспомогательные и консультативные услуги, связанные с выполнением вышеуказанных услуг, включая, но, не ограничивая таможенные и финансовые вопросы, декларирование грузов для официальных целей, обеспечение страхования грузов, сбор или обеспечение оплаты или документов, относящихся к грузам.
Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта В современных условиях концепция логистики включает большой комплекс операций, связанных с управлением запасами, складированием товаров и процессом доставки. Миссия логистики – это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт-складское хозяйство-запасы. Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт реализует связи, возникшие в результате территориального разделения труда. Эти функции находятся в ведении транспорта сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% общих затрат на логистику. Транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводст-венный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям. К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса: - обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса. Техническое соответствие означает согласованность параметров транспортных средств, которая позволяет работать с контейнерами и пакетами; - обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса. Технологическое соответствие подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки; - согласование экономических интересов участников транспортного процесса (общая методология построения тарифной системы); - использование единых систем планирования (разработка и применение различных планов-графиков для различных видов транспорта). К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор маршрута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства и др. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования: - железнодорожный, - автомобильный, - водный, - воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения). Эти виды транспорта вместе с системой складов составляют материальную основу процесса обращения. Транспорт, с одной стороны, - сегмент рынка, «физически» реализующий обмен товарами и оказывающий услуги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Во-вторых, продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров -неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Развитие транспорта в современных условиях связано с ростом производительных сил любой страны и ее внешними связями. Доля отдельных видов транспорта в осуществлении мировых грузовых перевозок составляет для восточноевропейских стран: водный - 23%, наземный - 64% и другие виды -13%; для промышленно развитых соответственно - 62, 27 и 11; для развивающихся - 84, 10 и 6. Развивающиеся страны, занимающие 70% территории земного шара, имеют слабую наземную транспортную сеть, составляющую 5% мировой инфраструктуры. В мире имеется 9800 портов, из которых 1000 участвуют в международных сообщениях, 15950 аэропортов, из которых 1020 - международных. По статистическим данным, на 1 км мировой поверхности приходится 8,8 м железнодорожных линий, 103 м автомобильных дорог и 0,4 м внутренних водных путей. Распределение линейной транспортной инфраструктуры по отдельным странам, континентам и регионам мира крайне неоднородно. Так, плотность железнодорожных линий в Африке в 15 раз меньше, чем в бывших странах СЭВ. Причины неравномерности - разный уровень промышленного развития и освоения сырьевых ресурсов, особенности географического положения. Транспортный комплекс - одна из формирующих инфраструктуру экономики отраслей, который включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный, водный (морской и речной) виды. От его состояния зависит развитие отраслевых комплексов народного хозяйства республики (агропромышленного, топливно-энергетического, горно-металлургического, строительного и др.), обеспечение взаимосвязей отраслей экономики, видов производства и территориальных комплексов. Наиболее динамичное развитие транспорта в республике отмечалось в 70-80-е годы прошлого столетия. Экономический спад в странах СНГ, начавшийся в 1990-е годы, привел к общему снижению объема перевозок для всех видов транспорта. В Казахстане транспорт играет исключительно важную роль, и его народнохозяйственное значение обусловлено следующими основными факторами: 1. огромная территория республики; 2. большая дальность перевозок грузов в Казахстане, почти равная среднему показателю по СНГ; 3. характер произведенной продукции, требующей перемещения на большие расстояния (уголь, железная руда, нефтепродукты, продукция металлургической промышленности и сельского хозяйства); 4. транспортно-географическое положение страны – в центре Евразийского континента, между емкими и динамично развивающимися рынками Европы и Юго-Восточной Азии, через которую идут мощные потоки транзитных грузов. В настоящее время транспортная система Казахстана представляет собой комплекс, куда входят 116,2 тыс.км автодорог с твердым покрытием; 14,4 тыс.км железных дорог общего пользования; 7,3 тыс.км подъездных путей промышленных предприятий; тысячи километров трубопроводных магистралей для перекачки нефти, газа и нефтепродуктов; 4 тыс. км речных путей, тысячи железнодорожных станций, несколько крупных портов, пристаней, перевалочных баз, аэропортов и т.д. В рамках учебного пособия даны только характеристики двух наиболее развитых видов транспорта Республики Казахстан: железнодорожного и автомобильного.
Железнодорожный транспорт Республики Казахстан
Конфигурация железнодорожной сети Казахстана сложилась под влиянием двух факторов: 1. рост межрегиональных и межреспубликанских грузопотоков в результате освоения месторождений полезных ископаемых и целины; 2. рост транзитных грузопотоков. Железнодорожная сеть Казахстана территориально разделена на 13 отделений перевозок: Акмолинское, Кокшетауское, Костанайское, Павлодарское, Карагандинское, Защитинское, Алматинское, Жамбылское, Шымкентское, Кызылординское, Актобинское, Уральское, Атырауское, осуществляющих оперативное руководство эксплуатационной работой железнодорожного транспорта с обеспечением безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов и подвижного состава по регионам. Распределение эксплуатационной длины магистральной железнодорожной сети по регионам республики представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Распределение эксплуатационной длины магистральной железнодорожной сети по регионам Республики
В настоящее время железнодорожный транспорт Казахстана имеет всю необходимую производственную базу и подвижной состав для обеспечения существующего объема перевозок (таблица 1.2.).
Таблица 1.2 - Техническая оснащенность железнодорожного транспорта Республики Казахстан
Автомобильный транспорт Республики Казахстан
Автомобильный транспорт является неотъемлемой и важнейшей составляющей транспортно-коммуникационного комплекса страны, компонентом всех современных транспортных технологий, включая комбинированные и мультимодальные перевозки. В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 85,9 тыс.км. Твердое покрытие имеется на 81,3 тыс.км дорог, в том числе на 22,0 тыс. км дорог республиканского и на 59,3 тыс.км местного значения. Более 4,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования находится в грунтовом состоянии. Казахстанские автомобильные дороги общего пользования в основной своей массе (порядка 85%) представляют собой дороги III и IV технической категории с двумя полосами движения и общей шириной проезжей части 7-8 м. Четырехполосые дороги I категории расположены главным образом на подходах к городам Астана, Алматы и некоторым областным центрам. Их протяженность в общей сети автомобильных дорог не превышает 1%. В таблице 1.3 показано наличие действовавших объектов придорожного автосервиса на автомагистралях, входящих в состав международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Казахстан.
Таблица 1.3 - Обеспеченность международных автомагистралей объектами автосервиса (в скобках показана потребность)
Согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан за январь-декабрь 2005г. транспортом республики перевезено 1927,9 млн. тонн грузов, что на 4,8% выше уровня января-декабря 2004г., грузооборот за январь-декабрь 2005г. составил 297,5 млрд. ткм (вырос в сравнении с январем-декабрем 2004г. на 5,4%), перевезено 9918,0 млн. пассажиров (на 5,8% больше, чем в январе-декабре 2004г.), пассажирооборот – 107,5 млрд. пкм (увеличился в сравнении с январем-декабрем 2004г. на 7,5%). В общем объеме перевезенных грузов доля автомобильного транспорта составила 77,8%, железнодорожного – 11,7%, трубопроводного – 9,9%. В грузообороте доля железнодорожного транспорта – 58,4%, трубопроводного – 25,8%, автомобильного – 15,7%. Наибольшее количество пассажиров перевезено автомобильным транспортом – 98,5%, электрическим – 1,3%, железнодорожным транспортом – 0,17%, воздушным – 0,02%, при этом в пассажирообороте, в связи с дальностью перевозок, доля железной дороги составила 11,3%, воздушного транспорта – 3,1%. Магистральные виды транспорта Казахстана характеризуются следующими особенностями. 1. Железнодорожный транспорт: - регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; - высокая пропускная и провозная способность; - сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов; - высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния; - возможность доставки «от двери до двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий. На строительство железных дорог требуются большие капиталовложения, которые окупаются только при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. 2. Автомобильный транспорт: - более высокая, чем на железнодорожном транспорте скорость доставки грузов и маневренность; - возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций; - регулярность и хорошая маневренность перевозок, способность доставлять груз небольшими партиями, включая самых мелких грузоотправителей; - меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро - и грузопотоков на небольших расстояниях; - обеспечение высокой сохранности груза; - использование автотранспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет сделать отправки ритмичными. Себестоимость грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте выше, чем на железнодорожном – является дорогим видом транспорта. Для автомобильного транспорта характерна ограниченность его использования на большие расстояния, для перевозки значительных партий груза, особенно массовых. 3. Трубопроводный транспорт: - устойчивый режим работы независимо от природно-климатических условий; - простота эксплуатации и режима управления перевозками, в которых собственно транспортировка и погрузочно-разгрузочные операции слиты в едином процессе; - герметичность труб, что фактически исключает потери; - высокая производительность труда в связи с высокой степенью механизации и автоматизации операций; - обеспечение непрерывности подачи и транспортировки; - низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов; - наименьшие капиталовложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта. Трубопроводы не являются универсальным видом транспорта - по ним могут перекачиваться только жидкие и газообразные грузы. Строительство трубопровода достаточно трудоемко и окупается лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объем транспортировки по трубам жестко ограничен пропускной способностью, и ее увеличение невозможно. Если месторождение иссякает, то использование трубопровода прекращается, структура становится бесполезной и не может быть использована для чего-либо другого. 4. Воздушный транспорт: - высокая скорость доставки; - малые сроки доставки грузов и пассажиров; - сокращение (спрямление) пути следования; - высокая сохранность в пути следования; - возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды траснпорта. Себестоимость перевозок грузов на воздушном транспорте очень высока. Чаще всего авиатранспорт используется при перевозках дорогостоящих грузов. К недостаткам также относятся высокая энергоемкость, зависимость от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов, ограниченность габарита и массы перевозимых грузов. 5. Водный (речной) транспорт: - высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.); - низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях; - мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой; - неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов); - невысокие удельные капитальные затраты, расход металла и топлива; - незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей международной торговли. Недостатки речного транспорта состоят в несовпадении направления течения рек с основными грузопотоками; нерегулярности перевозок в течение года; меньшей по сравнению с железнодорожным транспортом скорости доставки грузов; большем, чем у других видов транспорта, пути движения грузов. Указанные виды транспорта конкурируют между собой на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Так, трубопроводный и железнодорожный транспорт конкурируют за транспортировку нефти и нефтепродуктов: железнодорожный и автомобильный - практически за всю номенклатуру грузов, за исключением массовых насыпных грузов. Такие географические условия, как отсутствие выхода к морю, судоходных рек делают практически невозможным осуществление водных перевозок. В то же время из-за обширности территории Казахстана, неразвитости автодорожной инфраструктуры, низкой технической оснащенности воздушного транспорта и, несмотря на бурное развитие трубопроводного транспорта, вот уже более ста лет основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения в стране является именно железная дорога с присущей ей универсальностью и относительной дешевизной. Миссия железнодорожного транспорта в современных условиях заключается в максимальном удовлетворении потребностей экономики в перевозках грузов и пассажиров при минимальных издержках. Оценка различных факторов, влияющих на выбор вида транспорта, приведена в таблице 1.23.
Таблица 1.23 - Оценка различных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
При этом немаловажным критерием оценки исполнения своей миссии становится не только стоимость транспортных услуг, но и их качество, которое складывается из трех основных показателей: • безопасность движения и сохранность грузов; • скорость доставки; • уровень сервиса.
Выводы: В современных условиях концепция логистики включает большой комплекс операций, связанных с управлением запасами, складированием товаров и процессом доставки. Миссия логистики – это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт-складское хозяйство-запасы. Транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводст-венный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям. К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор маршрута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства и др.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |