КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Тема – Транспортно-логистические комплексы
Транзитные коридоры Транзитные перевозки органично вписываются в геополитические интересы любого государства. С одной стороны, они содействуют интеграционным процессам, с другой - они стимулируют развитие национальной экономики путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Транзитный потенциал отдельно взятого государства складывается из двух ключевых составляющих: наличия в пределах разумной доступности емких, динамично развивающихся рынков и транспортных инфраструктур, в том числе на сопредельных территориях транзита. Национальная стратегия "Казахстан-2030" в качестве одного из долгосрочных приоритетов развития предусматривает обеспечение конкурентоспособности отечественного ТКК на мировом рынке и увеличение торговых потоков через территорию страны. Поэтому формированию трансконтинентальных транзитных коридоров на территории Республики Казахстан уделяется особое внимание. В силу исторических, географических и демографических особенностей в Казахстане сложилось ограниченное количество магистральных направлений, по которым осуществляются транспортные связи страны с внешним миром. Тем не менее, продвижение в этом направлении требует всестороннего и взвешенного подхода с учетом следующих факторов: • трансконтинентальный транзитный коридор представляет собой целостную систему, состоящую из транспортной инфраструктуры, а также правовых и технологических норм регулирования; • формирование потенциального транзитного коридора в значительной степени обусловлено политическим выбором каждого государства, по территории которого такой коридор может пролегать;
• в формировании трансконтинентальных коридоров вовлечены интересы государств сопредельных и конкурирующих с Казахстаном за привлечение транзитного грузопотока. Основы для формирования трансконтинентальных потоков Известно, что именно внешнеторговые отношения являются генератором транспортных потоков. Причем политика, этнос и религия часто влияют на экономические отношения государств. Нетрудно заметить, что основой стратегического партнерства в пространстве 1520 выступают не только технологическая совместимость и взаимозависимость национальных экономик содружества независимых государств, унаследованные от СССР, но и политические интересы стран Евразийского континента. С учетом вышесказанного, транзитный потенциал Республики Казахстан имеет смысл рассматривать в двух аспектах: региональном и трансконтинентальном.
Региональный аспект Определяющими факторами региональных товаро-транспортных потоков являются сохраняющееся единое бизнес-пространство постсоветских государств, а также единое транспортное пространство с железнодорожной колеей 1520, связанное унифицированной инфраструктурой и технологией. В региональном аспекте транзитный потенциал Республики Казахстан можно оценивать как высокий и стабильный.
Трансконтинентальный аспект На современном этапе, перед субъектами транспортного рынка стоит вопрос о комплексном подходе в оказании услуг так называемой интегрированной логистики, иначе говоря, подборки оптимальной технологической схемы доставки грузов с точки зрения безопасности и экономии средств и способов перевозки, транзитного времени, стоимости. Для решения этой проблемы привлекается опыт европейских стран по формированию транспортных коридоров, развивается сотрудничество международных организаций и национальных транспортных администраций. Примером тому является наша с вами уже третья по счету встреча.
Совершенно очевидно, что трансконтинентальные транзитные коридоры являются сложными системами, зависящими от большого количества внешних факторов. Поэтому их формированию предшествуют детальный анализ и многовариантное прогнозирование, прежде всего, политического развития в отдельных странах и целых регионах, обладающих транзитным потенциалом. Приоритетные направления транспортных связей в европейской части континента определены на 2-й и 3-й Общеевропейских конференциях по транспорту (Крит, 1994 г., Хельсинки, 1997 г.), где были выделены десять так называемых панъевропейских транспортных коридоров. На регулярных международных конференциях "Трансевразия", проводимых по инициативе Казахстана с 1997 г., обсуждались проблемы формализации основных транспортных коридоров на азиатском континенте и стыковки их с панъевропейскими. В этом процессе принимали активное участие заинтересованные страны и различные международные организации. В рамках достигнутых соглашений между европейской (ЕЭК) и азиатско-тихоокеанской (ЭСКАТО) комиссиями ООН получили поддержку пять приоритетных направлений. Железнодорожное партнерство позволит стать реальным мостом между АзиатскоТихоокеанским регионом (АТР) и европейскими государствами. По словам старшего вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Бориса Лапидуса, главная цель сотрудничества 1520 – создание в регионе ЦА транспортных услуг, конкурирующих с морскими перевозками. По его данным, только на рынке контейнерных перевозок на морской транспорт приходится 98 процентов поставок между АТР и Европой.
К примеру, на маршруте Урумчи – Достык – Петропавловск и далее в Германию цена за доставку одного 20-фунтового контейнера на 65% дешевле в сравнении с морской перевозкой из Катая в Германию. Естественно, что такая ситуация выгодна Казахстану, находящемуся в самом сердце региона. В настоящее время отечественные транспортники формируют альтернативные трансконтинентальные маршруты, проходящие по нашей территории. Они позволят сократить расстояние между западноевропейскими странами и государствами юго-восточной Азии на полторы тысячи километров. – В этой связи задачами РК является содействие экономическому росту, повышению экспортного потенциала, а также обращение географических особенностей страны в ее конкурентные преимущества через развитие и реализацию транзитного потенциала, – сказал на бизнес-форуме в Алматы министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов. – Сегодня общий товарооборот ЕвропаАзия составляет свыше 700 миллиардов долларов, а к 2010 году он достигнет триллиона долларов. И, несмотря на относительную эффективность морских поставок, доставка грузов сухопутным путем из Азии в Европу или с Казахстана и соседних государств, на наш взгляд, коммерчески более выгодна. Стратегическая ориентация трансконтинентального транзита через территорию Республики Казахстан имеет два четко выраженных направления: Запад - Восток и Север - Юг. С учетом дальности предполагаемых перевозок упор делается на железнодорожный транспорт. При этом совершенно очевидно, что привлечение трансконтинентального транзита неизбежно повлечет за собой и дальнейшее развитие регионального товарообмена в тех же направлениях: Китай - Российская Федерация, Китай - Центральная Азия, Российская Федерация - страны Персидского залива и Южной Азии. Казахстан в системе трансконтинентальных транзитных коридоров
Территория Центральной Азии – целина неосвоенных месторождений, способных стать перспективными центрами роста экономики. Страны, чьи железные дороги объединены в пространство 1520 миллиметров, должны усиливать свое партнерство для развития транзитного потенциала, как основного источника дохода региона. К настоящему моменту на территории Республики Казахстан реально сложились и потенциально перспективны следующие транзитные коридоры которые можно условно назвать: Северный коридор трансазиатской железной дороги (ТАЖД)через который осуществляется связь Российской Федерации с западными регионами Китая. Данный коридор является фрагментом трансконтинентального коридора, связывающего Европу с восточным побережьем Азиатского материка и обозначенного конференцией в Санкт-Петербурге как Транссиб;Развитию этого направления Казахстан уделял до сих пор значительное внимание. Поскольку российские регионы обладают значительной самостоятельностью в проведении своей внешнеэкономической политики, следует учитывать, что грузопоток с перспективными областями Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов формируют как российско-казахстанские перевозки, так и российско-среднеазиатский транзит через Казахстан. Хотя наращивание транзита по Северному коридору ТАЖД в ближайшей перспективе будет проходить прежде всего за счет китайско-российского и китайско-европейского транзита. Южный, через который осуществляется связь центральноазиатских республик с западными регионами Китая. Он также является фрагментом другого трансконтинентального коридора, связывающего страны южной Европы с восточным побережьем Китая и обозначенного конференцией в Санкт-Петербурге как Центральный; Север - Юг, коридор с выделением узбекского и туркменского транзита в отдельные подпрограммы, через который осуществляется связь европейской части Российской Федерации с Узбекистаном и Туркменистаном. Данный коридор является фрагментом перспективного трансконтинентального коридора одноименного названия, которым подразумевается связать северную и северо-восточную Европу со странами Южной Азии и индийского субконтинента;этот коридор дает возможность Казахстану и региональным соседям использовать уже существующую транспортную систему. TRACECA. Транспортные коммуникации Казахстана примыкают к данному коридору и являются его питательной средой в восточной части. Посредством TRACECA Казахстан имеет возможность альтернативного доступа к странам Юго-Восточной и Центральной Европы, а также к другим странам Средиземноморья, минуя территорию Российской Федерации. Нетрудно заметить, что все рассмотренные коридоры основываются на базовой сети национальных железных и автомобильных дорог, по которой также осуществляются подавляющие объемы внутренних и экспортно-импортных перевозок Республики Казахстан. В настоящее время Северный коридор в качестве транзитного используется преимущественно ход Тобол - Астана - Караганда - Мойынты - Актогай -Дружба. Протяженность маршрута составляет от ст. Дружба до: ст. Тобол 2077 км (через ст. Мойынты) или 2176 км (через ст. Павлодар); ст. Золотая Сопка 2246 км (через ст. Мойынты) или 2345 км (через ст. Павлодар); ст. Пресногорьковская 2045 км (через ст. Мойынты) или 2144 км (через ст. Павлодар); ст. Петропавловск 1998 км (через ст. Мойынты) или 1998 км (через ст. Павлодар). Железнодорожный маршрут в рамках коридора Северный и примыкающая к нему на востоке китайская железная дорога, несмотря на сокращение сухопутного расстояния между Европой и Восточной Азией почти на 2 тыс. км, испытывают сильнейшую конкуренцию со стороны более развитой и более организованно работающей российской транссибирской магистрали. Нельзя сбрасывать со счетов и другого претендента на обслуживание этого направления - морской торговый флот, прежде всего китайской принадлежности. В результате такой комбинации развитие коридора Северный на базе фрагмента альтернативного железнодорожного маршрута, проходящего по территориям Китая и Республики Казахстан, в значительной степени оказывается зависимым от согласованной позиции российской, китайской и казахстанской сторон по вопросам формирования трансконтинентального коридора Транссиб. Перспективы коридора Северный связаны с высокой заинтересованностью международных организаций в формировании альтернативы российской железнодорожной магистрали в рамках коридора Транссиб, а также с сокращением дальности (почти на 2 тыс. км) транспортировки грузов в направлении Запад - Восток. Еще одна отличительная особенность данного коридора заключается в отсутствии других альтернативных маршрутов для региональных грузопотоков между западным Китаем и Российской Федерацией. Коридор Южный могут обслуживать один железнодорожный маршрут. Железнодорожный маршрут имеет по одному стыку с китайской и узбекской железными дорогами, а также альтернативный участок на территории Республики Казахстан. К этому маршруту на ст. Луговая примыкает южный участок кыргызской железной дороги. В настоящее время в качестве транзитного используется преимущественно ход Ченгельды - Шымкент - Луговая - Шу - Алматы - Актогай - Дружба. Протяженность маршрута от ст. Ченгельды до ст. Дружба составляет 1828 км (через ст. Мойынты) или 1724 км (через ст. Алматы). Данный железнодорожный маршрут является безальтернативным в рамках коридора Южный, равно как и в пределах трансконтинентального коридора Центральный. Вероятно, поэтому в середине 90-х гг.в Узбекистане возникла идея строительства железной дороги на Кашгар (Китай) через кыргызский город Ош. Несмотря на всю фантастичность подобной идеи (прокладки железной дороги в горных условиях на высотах до 4 тыс. м над уровнем моря), важнейшим выводом из ее возникновения для Казахстана должно стать понимание факта, что наши соседи не от хорошей жизни приступили к рассмотрению нового варианта транспортной связи Центральной Азии с Китаем. Очевидно, что казахстанские условия транзита в данном направлении обладают большими резервами для совершенствования. Железнодорожный маршрут в пределах коридора Север-Юг имеет один стык с российской железной дорогой, примыкание узбекской железной дороги и заканчивается в г. Актау (железнодорожная станция Мангышлак), где расположен единственный в Казахстане морской торговый порт.В г. Атырау есть речной порт с выходом в Каспийское море. Протяженность маршрута от ст. Аксарайская до Актауского морского торгового порта составляет 1150 км. Транспортная инфраструктура трансконтинентального коридора Север - Юг имеет незавершенный вид. С восточной (казахстанской) стороны транспортная инфраструктура коридора менее развита, наземные связи (как железнодорожные, так и автодорожные) имеют разрывы и к тому же пересекают большее количество межгосударственных границ. Существенную конкуренцию наземным маршрутам коридора Север - Юг в летнее время может составлять внутренний водный маршрут по Каспийскому морю, р. Волге, системе каналов в Балтийское море. Коридор Центральная Азия - европейская часть Российской Федерации в настоящее время обслуживается одним железнодорожным маршрутом. Железнодорожный маршрут имеет три стыка с российской железной дорогой и один стык с узбекской железной дорогой. На этом маршруте казахстанская железная дорога между станциями Жайсан и Чингирлау проходит по территории Российской Федерации, где есть дополнительный стык с российской железной дорогой в г. Соль-Илецк. Протяженность железнодорожного маршрута от ст. Озинки до ст. Ченгельды составляет 2093 км. В ближайшей перспективе ожидаются завершение строительства и пуск в эксплуатацию участка железной дороги Учкудук - Нукус в Узбекистане, после чего у казахстанского железнодорожного маршрута в рамках данного коридора появится сильно конкурирующая альтернатива. Работа железнодорожной линии, соединяющей туркменский Чарджоу и казахстанский Бейнеу, после распада СССР была практически парализована ввиду многократного пересечения узбекско-туркменской границы по пути следования. Коридор Центральная Азия - азиатская часть Российской Федерации характеризуется наиболее широкими географическими пределами, может обслуживаться двумя железнодорожными маршрутами, которые при подходе к российской границе дробятся на отдельные направления. Железнодорожный маршрут, пролегающий в западной части коридора, имеет несколько стыков с российской железной дорогой (Костанайская, Северо-Казахстанская и Павлодарская области). На юге он имеет и по одному стыку с узбекской и кыргызской железными дорогами. Протяженность маршрута от ст. Ченгельды до ст. Тобол составляет 2234 км; до ст. Золотая Сопка - 2496 км; до ст. Пресногорьковская -2202 км; до ст. Петропавловск - 2055 км; до ст. Кызылту - 2069 км и до ст. Кулунда-2121 км. Железнодорожный маршрут, пролегающий в восточной части коридора, на большом протяжении лежит в пределах коридора Южный и использует те же железнодорожные магистрали. Имеется стык с российской железной дорогой в Восточно-Казахстанской области (Алтайский край Российской Федерации) и стыки с узбекской и кыргызской железными дорогами. Протяженность маршрута от ст. Ченгельды до ст. Локоть составляет 2003 км. Железнодорожные маршруты в рамках коридора Центральная Азия - азиатская часть Российской Федерации не имеют каких-либо альтернатив и конкурируют между собой за привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры. Коридор TRACECA прилегает к территории Казахстана, а национальные транспортные коммуникации имеют подходы к этому коридору в двух точках: - на казахстанско-узбекской границе через железнодорожный стык на ст. Ченгельды и погранпереходы Жибек Жолы, Г. Муратбаева, Шар-дара и др. на автомобильных дорогах, связывающих Южно-Казахстанскую область с Узбекистаном; - в г. Актау через морской торговый порт. В настоящее время для пользования коридором TRACECA наиболее полно может быть задействована только транспортная связь на узбекско-казахстанской границе. Доступность Актауского морского торгового порта для основных транзитных коридоров, а также экспортно ориентированных регионов Казахстана ограничена из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения между западными регионами Казахстана с одной стороны, и северными, центральными и восточными - с другой. В трансконтинентальном аспекте перспективы развития коридора TRACECA связаны с поиском альтернатив российскому Транссибу посредством, например, коридора Центральный. Для последнего TRACECA может предоставлять дополнительные маршрутные варианты. Таким образом, совершенствование казахстанских сетей наземного транспорта, связывающих китайские транспортные коммуникации с коридором TRACECA, может иметь поддержку со стороны международных организаций. Особое значение в обеспечении международных перевозок по Трансазиатской железнодорожной магистрали занимает развитие станции Достык на казахстанско-китайской границе. Анализ маршрутного обеспечения, состояния инфраструктуры международных транспортных коридоров, пролегающих по территории Республики Казахстан, развитие международных перевозок показывают, что, во-первых, инфраструктура наземных коммуникаций в Казахстане, как, впрочем, и на сопредельных территориях, даже на магистральных направлениях не отвечает современным требованиям. Для приведения ее в надлежащее и конкурентоспособное состояние требуются большие объемы инвестиций. Во-вторых, наблюдается стремление установления прямых - где это возможно - транспортных связей между соседними государствами, а также наличие межгосударственной борьбы за привлечение транзитных грузопотоков на национальные территории. Из всего этого следует, что для внедрения в мировую транспортную систему там, где имеется только национальный интерес, нужно полагаться исключительно на внутренние источники инвестиций. В силу очевидной их ограниченности необходим поэтапный подход к реализации различных дорожных проектов. Еще на стадии бизнес-планов или технико-экономических обоснований они должны ранжироваться на основании грамотных политических прогнозов и объективных оценок возможных грузопотоков. Там, где возникают интересы двух или нескольких государств, следует совместно искать пути паритетного решения проблем. И наконец, там, где присутствуют интересы глобального масштаба, необходимо максимально прибегать к политической и финансовой поддержке международных организаций и заинтересованных транснациональных компаний.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |