Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Тема - Правовые основы транспортного обеспечения логистики




FCA

FAS

EXW

DES

DEQ

DDU

DDP

DAF

Delivered At Frontier (... named place)

Поставка до границы (... название места поставки)

Термин "Поставка до границы" означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому, весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место.

Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по разгрузке товара с прибывшего транспортного средства и нес все риски и расходы за такую разгрузку, то это должна быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи (См. Введение п. 11).

Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.

Если поставка будет иметь место в порту назначения, на борту судна, либо на пристани, то следует применять термины DES или DEQ.

Delivered Duty Paid (... named place of destination)

Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

Термин "Поставка с оплатой пошлины" означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) (См. Введение п.14) любые сборы для импорта в страну назначения (под словом "сборы" здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов).

В то время как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца.

Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как налог на добавленную стоимость - НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи (См. Введение п. 11).

Если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя все риски и расходы по импорту товара, следует применять термин DDU. Данный термин может применяться независимо от вида транспорта, но, когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, следует применять термины DES или DEQ.

Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)

Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)

Термин "Поставка без оплаты пошлины" означает, что продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением (если это потребуется) (См. Введение п.14) любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения (под словом "сборы" здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Ответственность за такие сборы должен нести покупатель, также как и за другие расходы и риски, возникшие в связи с тем, что он не смог вовремя пройти таможенную очистку для импорта.

Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя риски и расходы по таможенной очистке, также как и часть расходов по импорту товара, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи (См. Введение п. 11).

Ответственность, риски и расходы за выгрузку и перегрузку товара зависят от того, под чьим контролем находится выбранное место поставки.

Данный термин может применяться независимо от вида транспорта, но когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, то следует применять термины DES или DEQ.

Delivered Ex Quay (... named port of destination)

Поставка с пристани (... название порта назначения)

Термин "Поставка с пристани" означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ возлагает на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара, также как и уплату налогов, пошлин и других сборов при импорте.

Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя все или часть расходов по импорту товара, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи (См. Введение п. 11).

Данный термин может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения. Однако, если стороны желают включить в обязанности продавца риски и расходы, связанные с перемещением товара с пристани в другое место (склад, терминал и т.д.) в порту, либо за пределами порта, должны быть использованы термины DDU и DDP.

Delivered Ex Ship (... named port of destination)

Поставка с судна (... название порта назначения)

Термин "Поставка с судна" означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки. Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя расходы и риски по выгрузке товара, должен применяться термин DEQ.

Данный термин может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

EX Works (... named place)

Франко завод (...название места)

Термин "Франко завод" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи (см. Введение п.11). Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

Free Alongside Ship (... named port of shipment)

Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)

Термин "Франко вдоль борта судна" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. ЭТИМ ДАННОЕ ИЗДАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ИЗДАНИЙ "ИНКОТЕРМС", В КОТОРЫХ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКЕ ДЛЯ ЭКСПОРТА ВОЗЛАГАЛАСЬ НА ПОКУПАТЕЛЯ. Однако, если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи (См. Введение п.11).

Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Free Carrier (...named place)

Франко перевозчик (...название места)

Термин "Франко перевозчик" означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

Под словом "Перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

FOB Free On Board (... named port of shipment)

Франко борт (... название порта отгрузки)

Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

 


Транспортное законодательство Республики Казахстан

Сокращения:

ГК Гражданский Кодекс

ЕС Европейское сообщество

ЕСТР Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств

ЕТТ Единый международный транзитный тариф

КДПГ Конвенция о договоре международной перевозки грузов

КТМ Кодекс торгового мореплавания

МДП международная дорожная перевозка

Минтранском Министерство транспорта и коммуникаций

ППВ Правила пользования вагонами

СМА Соглашение о международных магистралях

СМГС Соглашение о международном грузовом сообщении

СМПС Соглашение о международном пассажирском сообщении

СПС Соглашение о специальных транспортных средствах

РК Республика Казахстан

Тасис Техническое содействие новым независимым государствам

ТРАСЕКА Международный транзитный коридор Европа-Кавказ-Азия

Транспортное законодательство Республики Казахстан в полной мере действует в отношении всех перевозок, осуществляемых в пределах её территории, если иное не установлено международным договором. Согласно ст.26 Закона Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 года "если международным договором, заключенным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем тем, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила соответствующего договора" (См. также ст. 3 п.7 ГК РК).

Вместе с тем внутреннее право также распространяет свое действие на международные перевозки в случаях, когда такие перевозки осуществляются и вне территории, т.е. имеют экстерриториальное действие. Так, в частности, ст. 5 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан" и ст. 14 Кодекса торгового мореплавания СССР констатируют, что они "действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами в той мере, в какой это определено самим законом"[i][i].

Следует отметить, что транспортные законы зарубежных государств также придают национальным актам транспортного законодательства экстерриториальное (т.е. за пределами территории) действие[ii][ii].

Взаимодействие транспортного законодательства Республики Казахстан и норм международных транспортных конвенций идет по двум направлениям: путем согласования норм транспортного законодательства Республики Казахстан с основными концепциями международных транспортных конвенций или издания специального законодательства, регулирующего международные перевозки. Оба эти пути приемлемы. Так, в частности, при подготовке Закона «О транспорте в Республике Казахстан», а также новых транспортных кодексов Республики Казахстан текстуально воспроизводятся основные положения ряда международных транспортных конвенций. Говоря о специальном законодательстве, речь идет о подготовке особых Правил международной перевозки грузов, пассажиров и багажа. Подобные проекты Правил уже подготовлены для автомобильных и воздушных перевозок. Таким образом, можно сделать вывод о том, что идет интенсивный процесс сближения национального казахстанского транспортного законодательства с нормами международного транспортного права.

Для регулирования международных перевозок нормы законодательства подразделяются на два вида: 1) нормы общего законодательства, определяющие концептуальные проблемы правового регулирования транспорта и 2) нормы специального, транспортного законодательства. К числу общего законодательства относятся нормы гражданского, административного, финансового, налогового, процессуального права. Так, например, ГК РК устанавливает правила перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом и ответственность сторон по этим перевозкам, разрешает вопросы исковой давности и т.д.

Согласно пункту 2 статьи 3 ГК РК нормы гражданского законодательства, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

Проблема соотношения гражданского и торгового права, права общего и специального в связи с кодификацией заняла одно из первостепенных мест[iii][iii]. Законы, посвященные отдельным видам коммерческих операций и коммерческих отношений, являются ничем иным, как дополнениями к Гражданским кодексам, потому что содержащиеся в них нормы частного права являются специальными нормами гражданского права по отношению к нормам гражданских кодексов, к общегражданским нормам[iv][iv].

Пунктом 2 статьи 3 ГК отменили в правовой доктрине и законодательстве принцип lex specialis derogat generali, подлежащий применению при коллизии Кодекса и специальных законов.[v][v]

Принцип lex specialis derogat generali осуществлен как в зарубежной юридической литературе, так и в законодательстве.[vi][vi] В науке морского права прямо говорилось, что "нормы КТМ, устанавливающие пределы ответственности судовладельца, исключают применение норм общегражданского законодательства в отношении обязанности причинителя вреда возместить ущерб в полном объеме. Для применения установленного КТМ СССР ограничения ответственности необходимо, чтобы, во-первых, ущерб был причинен в связи с торговым мореплаванием, и, во-вторых, самое требование о возмещении ущерба относилось к числу тех, по которым установлены пределы ответственности (ст. 274 КТМ СССР)».[vii][vii]

В настоящее время предлагается пункт 2 статьи 3 ГК изменить или вовсе отменить, так как соотношение общих и специальных нормативных актов должно определяться в соответствии с издревле сложившимся принципом lex specialis legi generali.

Актами специального, транспортного законодательства являются: 1) норма Закона Республики "О транспорте в Республике Казахстан"; 2) нормы транспортных кодексов и уставов;[viii][viii] 3) Правила международных перевозок грузов, пассажиров и багажа; 4) нормы, принятие которых предусмотрено международными соглашениями. Например, СМГС предусмотрел возможность издания следующих актов: распоряжений надлежащих железнодорожных учреждений о временном прекращении движений, приема некоторых грузов или допуска их на определенных условиях (§ 3 ст. З), распоряжений железных дорог о временном ограничении нагрузки на ось вагона (§ 3 ст. 7) и др., 5) норм, призванных содействовать осуществлению международных перевозок. К этим нормам и могут быть отнесены нормы Инструкции о порядке оформления перевозок грузов в международных железнодорожных сообщениях, которая носит рекомендательный характер.

Статья 2 Конституции Республики Казахстан провозглашает территориальное верховенство, в силу которого территория Республики Казахстан, включая сухопутную, водную и воздушную находится под её властью. Исходя из этого, Республика Казахстан имеет суверенное право регламентировать деятельность транспорта на своей территории. Поэтому организация транспортных связей между государствами предполагает наличие разрешительной системы со стороны Республики Казахстан, на территории которых будет осуществляться транспортная деятельность. Установление разрешительной системы касается не только конкретной перевозки, но и общих положений, применительно к отдельным видам транспорта. Поэтому разрешительная система устанавливает определенные правила для осуществления транспортных операций.

Доступ к международным перевозкам возможен на основании разрешений (лицензий). Согласно ст.2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О лицензировании" от 17 апреля 1995 года под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение физическому или юридическому лицу заниматься определенными видами деятельности или совершать определенные действия. Таким образом, лицензия – это разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление определенного вида деятельности (в частности, на осуществление международных перевозок) в течение определенного срока за соответствующую плату.

Лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, производится с целью государственного регулирования этих видов деятельности, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

Доступ к транспортной деятельности осуществляется в порядке, определенном положениями о лицензировании коммерческо-предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением перевозок пассажиров и грузов на транспорте[ix][ix].

Для международных перевозок и связанных с ними транспортно-экспедиционных услуг выдаются лицензии уполномоченными органами Минтранскома РК.

Для получения лицензий, например, для автомобильных перевозок заявители представляют:

а) заявление по форме, установленной Минтранскомом с указанием вида и зоны деятельности, а также срока действия лицензии;

б) копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию юридического лица;

в) данные о количестве имеющихся автотранспортных средств, на которые будут выдаваться лицензии;

г) копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность перевозчика (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет). При отсутствии указанных документов лицо, ответственное за лицензируемую деятельность, должно сдать экзамен на профессиональную пригодность.

При работе автотранспортных средств на международных перевозках осуществляется дополнительная проверка по соблюдению требований международных Соглашений и Конвенций, к которым присоединилась Республика Казахстан: Конвенция о дорожном движении; Конвенция о дорожных знаках и сигналах; Конвенция о договоре международной перевозки грузов; Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП; Европейское Соглашение, касающееся работы экипажа транспортных средств, производящих международные перевозки (ЕСТР); Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС).

Для получения лицензии на регулярные международные воздушные перевозки заявитель должен быть резидентом Республики Казахстан и дополнительно представить: Свидетельство о регистрации авиакомпании в Международной организации гражданской авиации (ИКАО); перевозочную документацию с двухбуквенным линейным кодом и трехцифровым кодом Бланков Строгой Отчетности (БСО).

Отказ в выдаче лицензий производится в случаях, когда:

а) отсутствуют документы, предусмотренные Положением о лицензировании; б) деятельность юридического лица может нанести вред окружающей среде; в) в представленных документах указаны неверные сведения; г) подвижной состав не пригоден для перевозок, указанных в заявлении на получении лицензии; д) не выполняются иные условия, указанные в заявлении.

Выдача лицензии (уведомление об отказе в ее выдаче) осуществляется не позднее месячного срока со дня подачи заявления.

Владелец лицензии не имеет права передавать ее другому юридическому лицу.

Кроме лицензии необходимо получить разрешение на въезд, выезд и транзитный проезд. Этот документ называется разрешением, выдаваемым и контролируемым на территории Республики Казахстан уполномоченным органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, а на пограничных пунктах пропуска - таможенными органами.

Разрешительная система въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан определяется законодательными и другими нормативными актами Республики Казахстан, межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении между Республикой Казахстан – другими иностранными государствами и применяется с целью обеспечения государственного регулирования международных автомобильных перевозок.

Специальным нормативным актом являются Правила по применению разрешительной системы при осуществлении международных автомобильных перевозок в Республике Казахстан, утвержденные приказом Минтранскома от 13.12.1999 г.

Важным нормативным актом является постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 апреля 1995г. № 557 "О мерах по развитию и совершенствованию организации международных автомобильных перевозок в Республике Казахстан", которая упорядочила систему организации международных автоперевозок в Республике.

Данным постановлением утверждены:

- перечень автодорог Республики Казахстан, предназначенных для передвижения в международном сообщении автотранспортных средств, принадлежащих иностранным государствам;

- допустимые параметры автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автодорогам Казахстана;

- перечень пунктов пропуска Республики Казахстан.

Разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним.

Разрешение дает право перевозчику - владельцу автотранспортных средств - беспрепятственно выезжать, въезжать и следовать по иностранной территории, как в двустороннем, так и транзитном сообщении, если им соблюдены другие условия, установленные по взаимосогласованию для пересечения государственной границы каждой из сторон. В исключительных случаях, когда иностранный экипаж по какой-либо причине в страну назначения без соответствующего разрешения на автотранспортное средство, уполномоченные органы Минтранскома РК или таможенные органы могут выдавать такое разрешение с взиманием платы в установленных размерах.

Компетентным органом по определению паритетного обмена бланков "Разрешений", согласованию и подписанию Протокола о разрешительной системе на международные автомобильные перевозки между Республикой Казахстан и другими государствами является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

Обмен взаимосогласованным (на паритетных условиях) количеством бланков, разрешений производится исполнительными органами сторон на бесплатной основе, а передача, по просьбе одной из сторон, сверх паритетного количества - за плату, размер которой устанавливается передающей Стороной. При этом размер платы согласовывается и утверждается в установленном порядке. Уполномоченный орган Минтранскома Республики Казахстан осуществляет: государственное регулирование и контроль по эффективному использованию разрешительной системы; установление порядка и места пересечения границы, маршрутов движения, мест стоянки, мест погрузки, выгрузки (перегрузки) казахстанскими и иностранными автотранспортными средствами, осуществляющими международные перевозки; обеспечение бланками иностранных "Разрешений" казахстанских перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки; требование знаний перевозчиками Положений международных Конвенций, Соглашений в области автомобильных перевозок и требований внутреннего законодательства на территории другой страны. Контроль за пребыванием иностранных автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки, и обеспечение их выезда в течение не более семи дней со дня въезда осуществляют органы Министерства внутренних дел и органы Минтранскома РК.

За проезд без разрешения, равно как и за проезд по несогласованному маршруту, с владельца автотранспортного средства взимается компенсация в размере 10-кратной платы за проезд.

За повреждение дорог и дорожных сооружений, вызванных несоблюдением Правил дорожного движения либо условий, оговоренных в специальном "Разрешении", организация, осуществляющая перевозку, а также водитель транспортного средства несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Если при движении крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по согласованному маршруту движения с соблюдением Правил дорожного движения и условий специального "Разрешения" произошли повреждения дорог и сооружений, то ответственность и убытки предъявляются организациям, согласовавшим маршрут движения, в соответствии с действующим законодательством.

Плата за сопровождение патрульными автомобилями Госавтоинспекции крупногабаритных и тяжеловесных средств настоящим постановлением не регламентируется. Она взимается с владельцев транспортных средств на основании договора с Госавтоинспекцией.

Действующая разрешительная система требует дальнейшего совершенствования, так как неурегулированность отдельных положений причиняет значительный ущерб экономическим интересам государства. Так, не урегулирована и не контролируется деятельность иностранных перевозчиков по доставке грузов в третьи страны. В частности, иностранные граждане, ссылаясь на наличие лицензии на международные перевозки и разрешение на право въезда, выезда или транзитного проезда, а иногда и без них, осуществляют попутные перевозки грузов. Такая ситуация приводит к тому, что они избегают уплаты налога на прибыль за предпринимательскую деятельность, существенно ущемляют права и законные интересы отечественных перевозчиков.

Введение «разового разрешения» с обязательным приобретением лицензии на попутную перевозку грузов в третьи страны, являющееся основанием к таможенному оформлению перевозки, снимает все проблемы: проблемы налогообложения; защита отечественных перевозчиков, деятельность последних будет легализована; прибыль от перевозок пополнит доходную часть бюджета.

Международные транспортные соглашения (конвенции), участником которых является Республика Казахстан. Конвенция - это соглашения или договоры, заключаемые большим числом государств с прямой целью установить нормы, которые они провозглашают в качестве общеобязательных. Достижение этой цели становится возможным в результате внесения в соглашение условия о возможности присоединения к нему других государств.

В транспортной литературе международные конвенции (соглашения) разбивают на следующие группы: 1) соглашения об общих 42 принципах деятельности отдельных видов транспорта; 2) соглашения об организации международного сообщения между странами; 3) соглашения об условиях перевозок грузов и пассажиров; 4) соглашения, направленные на облегчение транспортных связей между странами; 5) соглашения, регламентирующие специфические стороны деятельности видов транспорта; 6) соглашения правоохранительного характера, предусматривающие защиту имущественных интересов в сфере международного транспорта.[x][x]

Соглашения конвенции о международных сообщениях, которые заключаются и подписываются Республикой Казахстан, бывают многосторонними и двусторонними. К многосторонним, участником которого является Республика Казахстан, относятся Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) от 1 июля 1974 года. Соглашение представляет собой документ международного транспортного права, отвечающий потребностям и общественно-экономическим условиям стран, железные дороги которых в нем участвуют, и является отдельной, независимой системой, сфера действия которой определена самим Соглашением (Участники: Албания, Болгария, Румыния, страны СНГ, Вьетнам, Китай, КНДР, Монголия, Польша, Чехия и Словакия).[xi][xi]

Наряду с основными текстами СМГС и СМПС в дополнение к нему участники соглашения приняли: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ); Служебную инструкцию к СМГС и СМПС,[xii][xii] Правила пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном сообщении (111 1B), Правила о расчетах к Соглашениям (СМПС и СМГС). Дополнительные соглашения к СМГС и СМПС заключены транспортными ведомствами и являются международными договорами.

Республикой Казахстан Указом Президента от 12 мая 1995 года в области автомобильного транспорта ратифицированы следующие Конвенции: 1) Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года; 2) Европейское соглашение о международных магистралях (СМА) от 15 ноября 1975 года; 3) Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) от 1 сентября 1970 года; 4) Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 года; 5) Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 года; 6) Казахстан присоединился 5 января 1994 года к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. и Конвенции о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г.

Среди этих Конвенций важное значение имеет Таможенная конвенция о международных перевозках с применением книжки МДП. Конвенция предусматривает составление при международных автомобильных перевозках грузов по установленному образцу особого таможенного документа - книжки МДП (сокращение слов - международная дорожная перевозка), содержащего манифест о транспортируемых грузах. Перевозка должна выполняться в запломбированных транспортных средствах или контейнерах, которые отвечают предписанным Конвенцией техническим требованиям, направленным на устранение злоупотреблений, возможных при прохождении грузами таможенных пунктов.

При соблюдении перечисленных условий перевозка может осуществляться без таможенного досмотра в странах следования груза (однако, числом не более четырех) на основании таможенных формальностей, выполненных в стране отправления груза. В этих случаях Конвенцией предусматривается также освобождение от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в странах следования груза. Однако таможенные органы вправе определить срок перевозки и требовать, чтобы она осуществлялась по определенному маршруту. Некоторые особые требования установлены для перевозок тяжеловесных и негабаритных грузов.

В целях единообразного применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Республика Казахстан утвердила Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.

Выдача книжки МДП возложена на Ассоциацию автомобильных перевозчиков Республики Казахстан. При этом Ассоциацию автомобильных перевозчиков должна выдавать гарантии на уплату ими членских сборов, издержек и штрафов, которые могут быть потребованы таможенными органами с держателей МДП при нарушении ими установленных таможенных правил. Ответственность нарушителей и ассоциаций в этих случаях должна быть солидарной.

Республика Казахстан 13 мая 1994г. также присоединилась к Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио) от 14 сентября 1963 г. Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль) от 23 сентября 1971 г. и Протоколу о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, дополняющую Конвенцию 46 от 24 февраля 1988 г.

Республика осуществила присоединение к ряду морских конвенций, в частности. Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, от 19 мая 1956 г. Конвенцию о международной морской организации. Конвенции по обслуживанию судов (1969 г.), Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Конвенции по предупреждению загрязнения с судов (1973 г.).

Двусторонние соглашения - это соглашения, заключаемые двумя государствами в их взаимных интересах.

Применяются три вида транспортных соглашений: о перевозке грузов в международном транспортном сообщении, о международных перевозках пассажиров, о международных автобусных перевозках пассажиров. Структурные элементы двусторонних соглашений взяты из "Типовых положений административного и технического характера", утвержденных в 1959г. ЕСАС.[xiii][xiii] Эти соглашения состоят из трех разделов: общие положения, вопросы пассажирского сообщения и вопросы грузового сообщения. Общие положения включают предмет соглашения, вопросы пассажирского сообщения и вопросы грузового сообщения. Общие положения включают предмет соглашения, определение основных используемых терминов и решают следующий круг вопросов: документы водителей и обслуживаемого персонала, условия снабжения транспортных средств горючими и запчастями, порядок таможенного досмотра, запрещение для иностранных перевозчиков осуществлять внутренние перевозки. В некоторых соглашениях предусматривается взаимное освобождение от налогов и сборов, связанных с осуществлением международных перевозок. Многие соглашения содержат указание о страховании иностранным перевозчиком гражданской ответственности на случаи причинения вреда. Все двусторонние соглашения оговаривают, что при осуществлении международных перевозок должны соблюдаться требования внутреннего законодательства, когда в соглашении не предусмотрен иной порядок.

Раздел о перевозках пассажиров обычно в Соглашениях об автомобильных перевозках подразделяют на регулярные и нерегулярные перевозки.

Могут также предусматриваться и такие положения: публикация тарифов, условия продажи проездных билетов, предоставление льгот при перевозках. В Соглашения по воздушным сообщениям включают определение перечня бортовой документации, условия предоставления технического обслуживания и связи, правила безопасности полетов, порядок действия при происшествиях и т.д.

Для международных автоперевозок грузов требуется разрешение другой стороны и определение порядка их выдачи. Например, для грузовых автоперевозок предъявляются требования к автотранспортным средствам и транспортной документации, особые условия перевозки опасных скоропортящихся грузов, порядок провоза грузов в обратном направлении.

Следует отметить, что в двусторонних соглашениях Республики Казахстан с независимыми государствами Содружества зафиксирован ряд положений, призванных способствовать организации международного автомобильного транспорта. В частности, установлено, что перевозки грузов и выполняющие их автотранспортные средства (в пределах некоторых государств СНГ) взаимно освобождаются от налогов и сборов на территории другого государства; пограничный, таможенный и санитарный контроль при перевозках животных и скоропортящихся грузов осуществляется вне очереди. Некоторые Соглашения предусматривают возможность учреждения на территории другой стороны транспортных представительств.

Транспортные предприятия (железные дороги и авиакомпании) Республики Казахстан имеют право самостоятельно заключать соглашения о международных транспортных сообщениях. Широкое распространение получили Соглашения двух видов: о взаимном предоставлении услуг (обслуживании), которые определяют техническое, коммерческое и иные условия обслуживания на станциях, аэропортах, автовокзалах иностранного государства, и о пулах, имеющих своей целью установить порядок распределения доходов между эксплуатирующими транспортными предприятиями. Основное назначение пула - равномерное распределение доходов и получение заранее фиксированной части доходов.

В этих Соглашениях предусматривается создание представительств (агентств) на территории другого государства.

О коллизионных нормах. Сомнения, которые могут возникнуть из-за отсутствия соответствующей регламентации в международном праве, регулируются нормами так называемого коллизионного права, указывающими, какие законы и правила должны применяться для регулирования данного вопроса.

Согласно ст. 1084 ГК РК право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, определяется на основании ГК РК. иных законодательных актов, международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан и признаваемых международных обычаев.

Основную коллизионную норму, применимую в отношениях по внешней торговой сделке, содержит ст. 1113 Гражданского кодекса.

Транспортные кодексы и уставы, действующие на территории Республики Казахстан, исходят из принципа "автономии воли сторон" (lex voluntatus) (абз.2 п.2 ст. 14 КТМ). Согласно этому пункту, сторонам по договору морской перевозки груза предоставляется право определить закон, применимый к их правам и обязанностям. Ограничения "автономии воли сторон" установлены в ст. 15 Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая гласит: "Включение в договоры, предусмотренные настоящим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии с настоящим кодексом отступать от установленных им правил».

Иностранный закон не применяется, если его применение противоречило бы основам государственного строя.

Коллизионные нормы в сфере перевозок имеют ряд особенностей, в частности, они бывают двух видов: специальные, подчиненные внутреннему праву, и общие, согласно которым внутреннее право подлежит применению во всех случаях, когда нет основания для применения специальных коллизионных норм.

К специальным коллизионным нормам относятся: 1) закон страны отправления; 2) закон страны следования; 3) закон страны задержания груза; 4) закон страны, в которой производится изменение договора перевозки; 5) закон страны места происшествия; 6) закон страны назначения; 7) закон страны, в которой предъявлена претензия; 8) закон страны, в которой рассматривается судебный спор (закон суда).

Общие коллизионные нормы имеют значительные особенности, что обусловлено спецификой отдельных видов транспорта. Так, например, ст. 35 СМГС гласит, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, Тарифе, Служебной инструкции и других правилах необходимых постановлений, применяются постановления, изложенные в законах и внутренних правилах данной страны» (См. также ст. 46 СМГС). Нормы внутренних законов и правил применяются по СМГС в следующих случаях: внутренние законы и правила страны назначения груза: при планировании перевозок (§ I статьи 7); при погрузке, взвешивании и определении количества мест в отправке (п. 1 § 4 и 7 статьи 8); при возмещении расходов на уведомление отправителя о возникновении препятствий к перевозке или выдаче груза (§ 2 статьи 20); внутренние законы и правила страны, в которой возникло правоотношение, требующее юридического регулирования: при опубликовании ограничений перевозок (§ 3 статьи 3); при обнаружении отправки предметов, не допускаемых к перевозке (§ 2 статьи 4), или предметов, предъявляемых к перевозке без соблюдения требуемых условий (§ 8 статьи 5); при перевозках грузов с проводниками (§ 2 и 3 статьи 10); исчислении платежей вследствие изменения договора перевозки (§ 13 статьи 19); при отсутствии указаний отправителя на случай возникновения препятствий к перевозке или выдаче груза (§ 3 статьи 20); передаче полномочий на предъявление претензий (§ 5 статьи 28).

Интеграционные процессы на транспорте. С приобретением независимости Республикой Казахстан особую важность приобрела торговля с другими государствами, помимо стран СНГ, и в связи с этим принимаются усилия по созданию дополнительных транспортных коридоров. Из истории древнего Турана известно, что по территории Центральной Азии проходил караванный путь, соединяющий Восток и Запад (Шелковый путь).[xiv][xiv] Возрождение Великого шелкового пути может быть осуществлено на основе формирования и гармонизации законодательства, регламентирующего работу транспорта, таможенной, дорожной, транспортной инспекции, торговли.[xv][xv] В этой связи важное значение имеет Программа ЕС по таможенному содействию странам СНГ (в рамках программы Тасис), предусматривающая осуществление проекта скоростной международной магистрали ТРАСЕКА, которая направлена на развитие важных транспортных коридоров между Азией и Европой, включая Центральную Азию - Кавказ - Европейский транспортный коридор. В создании данного коридора Казахстану, ввиду его географического положения, предопределена роль центрального звена.

В результате целого ряда инициатив Республики Казахстан появляется все возрастающее число альтернативных транспортных путей:

а) традиционные железнодорожные и автомобильные маршруты, проходящие через Россию;

б) транскаспийский железнодорожно-паромный маршрут:

1) существующий маршрут: Туркменбаши - Баку - Черное море;

2) другие предлагаемые альтернативные маршруты через Каспийское море:

· Туркменбаши - Астрахань;

· из портов Казахстана в порт Исламской Республики Иран, а также на Баку или Астрахань;

· возможность прокладки железнодорожной линии вдоль восточного побережья Каспийского моря;

в) другие железнодорожные маршруты вне Российской Федерации восточного, западного и южного направления:

· новая железнодорожная линия на Китай;

· новая железнодорожная линия на Республику Иран к Персидскому Заливу и на Турцию;

· возможные железнодорожные маршруты на Карачи;

· другие автомобильные маршруты вне Российской Федерации восточного, западного и южного направления:

г) автомобильные маршруты на Китай;

д) автомобильные дороги на Турцию, Исламскую Республику Иран,. Пакистан и Индию.

Правовое регулирование транспортной экспедиции. В Казахстане правовое регулирование транспортной экспедиции представляется в следующем виде.

Гражданский кодекс РК (статья 708) дает договору транспортной экспедиции следующее определение: «экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - отправителя или получателя груза) заключить от его или своего имени один или несколько договоров перевозки груза и выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующих для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

С согласия отправителя груза экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы отправителя, учитывая при этом интересы отправителя, уровень тарифов и сроки доставки».

В ГК подчеркивается, что к транспортной экспедиции применяются положения договора поручения и комиссии в той части, если нормы транспортной экспедиции не регулируют эти отношения (см.: п.2 ст. 708 ГК РК).

Таким образом, договор транспортной экспедиции в ГК выступает как самостоятельный гражданско-правовой договор.

ГК регулирует только самые общие положения, регламентирующие договоры транспортной экспедиции, составляющие необходимую основу для дальнейшей регламентации.

В Казахстане транспортно-экспедиционная деятельность регулируется постановлениями Правительства.

 

 

Таможенное законодательство Республики Казахстан




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.