КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенные платежи
Казахстанские таможенные платежи можно классифицировать на 3 больших класса: 1) пошлины; 2) сборы; 3) плата за услуги. К первому классу относятся: а) специальная таможенная пошлина; 2) сезонная таможенная пошлина; в) компенсационная пошлина; г) антидемпинговая пошлина. Второй класс образуют следующие таможенные сборы: а) сбор за таможенное оформление; б) таможенный сбор за хранение товаров; в) таможенный сбор за таможенное сопровождение товара; г) сбор за выдачу лицензии таможенными органами Казахстана; д) сбор за выдачу аттестата специалиста по таможенному оформлению. К третьему классу можно отнести следующие платежи в виде оплаты за услуги: а) плата за предоставление необходимой информации и консультационных услуг; б) плата за услуги по принятию предварительного решения; в) плата за предоставление возможности участия в таможенных аукционах. Таможенная пошлина - один из видов таможенных платежей, взимаемых с товаров, перемещаемых через таможенную границу государства, размер которой предусматривается таможенным тарифом. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к ввозимым на таможенную территорию государства и к вывозимым с этой таможенной территории. Вот этот свод сгруппирован по логике товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан, которая основывается на Гармонизированной системе кодирования и описания товаров. Эту Гармонизированную систему ведет Всемирная Таможенная Организация (ВТО) специально для пользования государствами-членами этой специализированной международной организации. Казахстан является членом ВТО, и в силу этого имеет право и пользуется услугами этой Гармонизированной системы. Ставки пошлин на ввозимые и вывозимые товары устанавливает Правительство Казахстана; предложения по ставкам поступают от Таможенно-тарифного совета. Ставки таможенных платежей можно подразделить на 3 вида: 1) специфические; 2) адвалорные; 3) комбинированные. Специфические ставки таможенных платежей - это ставки, которые начисляются "в установленном размере за единицу облагаемых товаров". Адвалорные ставки таможенных платежей - это ставки, которые начисляются "в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров" (статья 112 Закона "О таможенном деле"). Комбинированные ставки таможенных платежей - это комбинирование двух упомянутых и определяемых видов таможенного освобождения. Такой вид таможенной пошлины, как специальная таможенная пошлина, служит защитной мерой, в качестве меры предупреждения и ответной меры. Смысл защитной меры состоит в том, что если на таможенную территорию Казахстана завозятся товары в таких количествах и на таких условиях, которые могут угрожать экономической безопасности страны, применяют специальную таможенную пошлину. Этот вид пошлины применяют как предупредительную меру в отношении тех участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают экономические интересы Казахстана и которые могут привнести элементы недобросовестной конкуренции. Специальная пошлина выполняет роль ответной меры на действия иностранных государств и их союзов, которые дискриминируют, ущемляют экономические и иные интересы Казахстана. Сезонная таможенная пошлина используется Правительством Республики Казахстан для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров в тот или иной сезон. Законодательство установило, что такие пошлины могут взиматься в течение периода, не превышающего 4 месяца. Компенсационную таможенную пошлину применяют случае ввоза товаров в Казахстан, при производстве которых использовалась субсидия (прямо или косвенно), а также если ввоз таких товаров может нанести ущерб товаропроизводителям Казахстана, особенно производителям аналогичных товаров в Казахстане. Компенсационная пошлина применяется в случае вывоза из Казахстана товаров, в производстве которых использовалась субсидия; она же применяется в случае нанесения ущерба экономическим интересам Казахстана. Антидемпинговая пошлина взимается в том случае, если в Казахстан ввозится товар по цене гораздо ниже конкурентной цены в стране экспорта на момент ввоза товара. Непременным условием использования этой пошлины должно быть наличие или угроза ущерба казахстанским товаропроизводителям. Перед применением специальных, компенсационных, антидемпинговых таможенных пошлин Тарифно-таможенный совет при Правительстве Республики Казахстан рассматривает вопрос о целесообразности их применения, учитывая содержание заявлений заинтересованных органов и учреждений. В таможенном законодательстве Казахстана не предусмотрены транзитные пошлины. И это согласуется с нормами международного права. На Барселонской Конференции в 1921 году представители 34 государств приняли Статут о транзите, согласно которому все участники Конференции приняли обязательство не взимать транзитных пошлин и обеспечивать свободный транзит товарам других государств по своей территории. Критерием принимаемых решений по этим пошлинам должна быть экономическая обоснованность. Ставки рассмотренных пошлин устанавливает Правительство Казахстана, исходя из результатов каждого проанализированного случая; при этом Правительство при установлении размера пошлин должно их соотносить с величиной занижения цены, с суммой установленного ущерба. Статья 118 Закона "О таможенном деле" говорит о том, что таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товаров, транспортных средств, пересекающих таможенную границу Казахстана. Таможенные органы республики могут взимать таможенные сборы за хранение товаров, находящихся на тех складах, владельцами которых являются сами таможенные органы. Сбор взимается таможенными органами страны и за таможенное сопровождение товаров. Во всех случаях взимания таможенных сборов их размер устанавливается Правительством. Чтобы установить размеры пошлин, сборов, налогов и иных видов таможенных платежей, необходимо руководствоваться какими-то исходными началами для их исчисления. Основой исчисления всех таможенных платежей перемещаемых через таможенную границу товаров, а также транспортных средств является таможенная стоимость. Таможенную стоимость заявляет таможенному органу декларант при перемещении товара через таможенную границу. Из чего складывается таможенная стоимость товара? В таможенную стоимость товара входят: а) указанная в счет фактуре цена товара; б) стоимость перевозки товара; в) страховая сумма, уплаченная за риск возможной гибели товара во время его транспортировки; г) расходы, связанные с доставкой товара до места вывоза товара с таможенной территории Казахстана; д) стоимость контейнеров, другой тары, а также упаковки. Таможенную стоимость завозимых в Казахстан товаров определяют, исходя из общих принципов таможенных оценок, сформированных Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), (ныне ВТО, Всемирная торговая организация). Таможенную стоимость товара разглашать не рекомендуется. В этой связи статья 124 Закона "О таможенном деле" устанавливает: "Информация, предоставляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Указом и законодательством Республики Казахстан". Таможенное законодательство страны регулирует объём прав и обязанностей в отношении таможенной стоимости товара. Декларанту предоставлено право доказывать, что представленные им сведения о перемещаемом товаре соответствуют действительности в том случае, если у таможенного органа возникли сомнения в их достоверности. Декларант вправе обжаловать решение таможенного органа по поводу определения таможенной стоимости товара. Декларант несёт следующие обязанности: а) определение и заявление таможенной стоимости и предоставление сведений, удостоверяющих эту информацию; б) предоставление дополнительных по требованию таможенного органа данных для подтверждения таможенной стоимости; в) несение дополнительных расходов, связанных с уточнением таможенной стоимости. Производящий таможенное оформление таможенный орган вправе "принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара". Кроме того, если таможенный орган на определенных основаниях полагает, что таможенная стоимость товара не совсем точно определена, он имеет право произвести корректировку этой стоимости. Если декларант официально обратится с просьбой о разъяснении причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве основы для исчисления таможенных платежей, то таможенный орган обязан дать письменный ответ на этот запрос. Таможенная стоимость определяется с помощью разных методов. Наиболее распространённым методом является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Ценой сделки является цена уже фактически уплаченная на момент перемещения на таможенную территорию Казахстана. Определение таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляет декларант по правилам таможенной оценки. При этом декларирование таможенной стоимости осуществляется по формам декларации таможенной стоимости - ДТС -1, ДТС - 2. Нужно учесть, что "декларация таможенной стоимости не заполняется на сделки по установленной номенклатуре товаров, стоимость которых равна или меньше эквивалентной 5000 долларов США, за исключением случаев, вызывающих обоснованные сомнения таможни в правильности заявленной стоимости (например, при значительном отклонении цен)" (п. 1.1 Инструкции по применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан, утверждённой приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 26 сентября 1995 года, № 123-П). Пункт 1.4 данной Инструкции требует, чтобы заявляемая декларантом таможенная стоимость основывалась на "достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтверждённой информации". Законом определено, что таможенные платежи уплачивают до принятия таможенной декларации или в день её принятия. Таможенные платежи вносят в государственной бюджет. Плательщику таможенных пошлин и налогов может быть предоставлена отсрочка, но не более чем на 3 месяца со дня принятия таможенной Декларации. Обеспечение уплаты таможенных платежей возможно посредством залога товаров, а также гарантии, выдаваемой третьим лицом. Кроме того, внесение на депозит необходимых сумм также может служить обеспечением уплаты таможенных платежей. По общему правилу, заложенные товары не забираются у залогодателя, они у него же остаются. Но таможенный орган может принять и иное решение по поводу заложенного имущества. Если заложенные товары остались у залогодателя, то он (залогодатель) не имеет права распоряжаться этим имуществом; он обязан обеспечить сохранность заложенных товаров. Когда речь идёт о гарантии третьего лица, то обычно этим третьим лицом выступает либо банк, либо организация, выполняющая те или иные виды банковских операций. Внесение на депозит причитающихся сумм означает: "На депозит вносится сумма таможенных платежей и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта". За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются" (статья 138 Закона "О таможенном деле"). Уплата таможенных платежей производится в тенге и иностранной валюте, которые котируются Национальным Банком Республики Казахстан. У таможенного органа есть право изымать прямо со счетов фирм, организаций неуплаченные таможенные платежи, и он это делает вне зависимости от того, когда эта неуплата была бы обнаружена. В соответствии со статьёй 140 Закона "О таможенном за весь период "задолженности взимается пеня в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, действующей в день уплаты суммы задолженности. Доначисленные таможенные платежи, штрафы и пени уплачиваются плательщиком либо могут быть обжалованы в течение пяти банковских дней с даты уведомления плательщика в порядке, установленном статьями 388-395 настоящего Закона. В случае, если данное решение не обжаловано плательщиком в указанном порядке, доначисленные таможенные платежи, штрафы и пени взыскиваются таможенными органами со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Погашение задолженности по таможенным платежам, начисленной по ним пени, а также по штрафным санкциям осуществляется в порядке очередности, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан для погашения задолженности по налогам. При отсутствии у плательщика денег на взыскание, с согласия плательщика, обращается в соответствии с законодательством Республики Казахстан на имущество плательщика. Согласием по настоящей части считается необжалование плательщиком решения об обращении взыскания на имущество в течение пяти банковских дней с даты уведомления о таком решении в порядке, установленном статьями 388-395 настоящего Закона. При уклонении от уплаты таможенных платежей принимается обязательное для банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, решение о приостановлении расходных операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты. За неисполнение решений о взыскании предусматривается ответственность в соответствии со статьей 296 настоящего Закона. В случае отсутствия средств на счетах плательщика для обеспечения уплаты задолженности по таможенным платежам и пени выносится решение об ограничении распоряжения имуществом плательщика. Взыскание неуплаченных таможенных платежей и пени со счетов плательщиков, принятие решения о приостановлении расходных операций по счетам плательщика, а также вынесение решения об ограничении распоряжения имуществом осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Лицам, уклоняющимся от уплаты таможенных платежей и налогов, отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин не предоставляется". По общему правилу, все таможенные пошлины должны быть уплачены вовремя. Но таможенные органы могут предоставлять плательщикам право на отсрочки и рассрочки по уплате таможенных пошлин. И это предусмотрено Инструкцией о порядке предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных пошлин, утвержденной приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 26 октября 1995 года, № 117 П. Инструкция предусматривает предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин под залог товаров и транспортных средств. "Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин залога товаров и транспортных средств при предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, - говорится в п.29 Инструкции, принимается начальником таможенного органа при наличии письменного заявления плательщика о предоставлении отсрочки рассрочки) уплаты таможенных пошлин в случае невозможности обеспечения уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин иным способом". В этой связи составляется договор о залоге. Отдел таможенных платежей таможенного органа контролирует исполнение обеспеченного залогом обязательства уплаты таможенной пошлины и процентов за предоставленную отсрочку;рассрочку). Таможенные платежи могут быть осуществлены в любой форме: перевода, аккредитива, инкассо, а также смешанных форм. Тарифные льготы и преференции. Под тарифной льготой следует понимать смягчение в уплате таможенных платежей в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Казахстана, в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения ставок платежей, возврата ранее уплаченных таможенных платежей. От уплаты таможенных платежей освобождаются продовольствие, предметы снабжения и снаряжения, топливо, вывозимые для казахстанских предприятий, функционирующих за рубежом, казахстанских судов, ведущих морской промысел, ввозимая на таможенную территорию Казахстана продукция промысловиков. От уплаты таможенных платежей освобождаются национальная валюта тенге, иностранная валюта, ценные бумаги. Транспортные средства, производящие международные перевозки грузов (товаров), пассажиров и багажа, также освобождаются от обложения таможенными платежами. Таков же режим в отношении товаров, ввозимых и вывозимых с таможенной территории страны в виде гуманитарной помощи. Не облагаются таможенными платежами товары, ввозимые на таможенную территорию Казахстана и вывозимые с территории страны по линии иностранных государств, международных организаций в виде безвозмездной, благотворительной помощи, технического содействия. В этом же режиме следует рассматривать конфискованные, бесхозные ценности, ценности, которые перешли к государству в порядке наследования. Те товары, которые перемещаются через таможенную границу Казахстана физическими лицами не для производственных и коммерческих целей, также освобождаются от уплаты таможенных платежей. Осуществляя с иностранными государствами торгово-коммерческие отношения. Республика Казахстан может устанавливать преференции (предпочтения) по ставкам таможенного тарифа Республики Казахстан, что означает снижение ставок пошлин, освобождение от обложения пошлиной, установление на преференции ввоз-вывоз в отношении товаров, которые происходят из государств, вместе с Казахстаном образующих таможенный союз или зону свободной торговли, а также обращающихся в сфере приграничной торговли. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов также можно отнести к сфере таможенных льгот.
Правовые нормы перевозок грузов в смешанных и интермодальных перевозках
К сожалению, пока не существует международно признанного юридического документа, регулирующего договорные отношения между грузоотправителем (исходя из «базисных условий» внешнеторгового контракта им может быть или продавец, или покупатель товара) и оператором (организатором) перевозки груза в международном как в смешанном, так и в интермодальном сообщениях (независимо от того, является ли такой оператор фактическим или договорным перевозчиком). С другой стороны, к настоящему времени подготовлена достаточная правовая база для принятия международного законодательства в отношении интермодальных сообщений. Она создавалась непрерывно в течение последних трех десятилетий, хотя о необходимости разработки унифицированных норм, которые бы регулировали международные перевозки с участием нескольких видов транспорта, было заявлено еще в 1927 г. на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты. Лишь только в 1956 г., в ходе создания проекта «Конвенции о договоре международной перевозки грузов» (КДПГ/ЦМР) было уделено внимание вопросу ответственности сторон договора при перевозке груза, размещенном на дорожном транспортном средстве (автомобиле), которое, в свою очередь, транспортируется другим видом транспорта, например морским паромом. Согласно условиям КДПГ/ЦМР, считается, что если в ходе такой смешанной перевозки груз не снимается с автотранспортного средства (со временем это понятие было распространено на автоприцеп), то условие КДПГ продолжает действовать. Но если груз из автомобиля или с автотрейлера будет выгружен, а контейнер с шасси будет снят, то в этом случае автомобильный перевозчик несет ответственность по договору дорожной перевозки, подтвержденном международной автотранспортной накладной ЦМР, не согласно нормам КДПГ/ЦМР, а в соответствии с правилами и нормами, действующими на соответствующем виде транспорта (ЦИМ/КОТИФ, СМГС — на железнодорожном; Гаагско-Висбийскими правилами— на морском; Варшавской конвенции 1929 г. — на авиационном), согласно выписанному дополнительно транспортному отраслевому документу: железнодорожной, речной, авиационной накладной, коносаменту. Таким образом, впервые официально, на уровне международной конвенции, был установлен диапазон различных пределов ответственности участников международной интермодальной перевозки применительно к 1 кг веса грузов в пересчете на доллары США: 2,8 — на морском, 11,7 — на автомобильном и 23,8 долл. — на железнодорожном транспорте. Такое решение вопроса, да еще подкрепленное Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП («Конвенция МДП» — «TIR Convention» 1975 г.), облегчающей таможенные процедуры при следовании грузов транзитом через территорию третьих стран, способствовало развитию прогрессивных технологий перевозок грузов в смешанных и интермодальных сообщениях с участием автомобильного транспорта (в США «пиггибэк», германской — хукепак, различные европейские контрейлерные системы; съемные кузова, бимодальные и др.). В 60-е гг. проблемами правового оформления смешанных перевозок занимались Международные институты по унификации частного права (Унидруа) и Международный морской комитет (МКК). В то же время 60-е гг. — это годы первого этапа научно-технической революции, годы колоссального роста международного рынка, годы вовлечения самых отдаленных уголков земного шара в многосторонние экономические связи. Получилось так, что самим транспортникам (линейным судоходным компаниям, экспедиторам, портовым транспортным агентам) приходилось заниматься не только организацией и практическим исполнением доставки груза по сложной логистической цепи с участием нескольких перевозчиков и перевалочных пунктов, но и одновременно решением сложных правовых вопросов на основе общепринятых норм гражданского права и, прежде всего, договоров поручения, агентирования, комиссии. Так родилась, в частности, концепция сегментарной ответственности участников смешанного сообщения, когда каждое из юридических лиц принимало на себя ответственность за доставку груза на его конкретном участке по собственному транспортному документу: локальному коносаменту, локальной экспедиторской расписке. Вместе с тем число организаторов таких перевозок было весьма ограниченным; причем с узким для каждого из них регионом деятельности. Важную роль организаторов перевозок отечественных внешнеторговых грузов по сквозным коносаментам выполняли агенты Совфрахта в Роттердаме, Антверпене, Генуе, Порт-Саиде, Пирее, Бейруте, Сингапуре. Самому Совфрахту в качестве фрахтового брокера требовалось согласовывать сложную систему правовых отношений с грузовладельцами в части суброгации на них имущественных требований по договорам Совфрахта о перевозке грузов по сквозным коносаментам. При этом приходилось контролировать два параллельных потока транспортных документов по каждому грузу: товарораспорядительного и локального, регулирующего правоотношения участников комбинированной перевозки друг с другом. Ни в коем случае нельзя такую систему считать ушедшей в прошлое. По существу, она лишь упростилась в своем оформлении, но на ее основе строится сегодня система правовых норм между экспедитором-оператором перевозки груза в смешанном сообщении и всеми фактическими перевозчиками и терминалами. Неоценимую роль в организации международных перевозок грузов в смешанных и интермодальных сообщениях в 60-е гг. внес в/о «Союзвнештранс». По его инициативе было организовано для перевозки транзита линейное сообщение судами «река-море» плавания между портами Северного — Балтийского и Средиземного морей и портами Ирака на Каспийском море через системы «Волго-Балта» и «Волго-Дона». Сложилась ситуация, когда происходивший в крупных масштабах рост объемов перевозок по варианту «от двери до двери» (с его особенностями в США, Канаде и в Западной Европе) «подталкивал» его международную правовую регламентацию. Такое положение заставило «Международный морской комитет юристов в области морского права» в 1965-67 гг. разработать концепцию унификации международных правил в части ответственности в перевозках грузов в смешанном сообщении (с акцентом на «сообщение «land/ sea» — «земля/море»). При этом международный аспект концепции рассматривался с учетом «контейнерной революции во многих частях света». На конференции в Токио в 1969 г. на основе разработанных принципов был принят проект Конвенций о смешанных перевозках грузов — Конвенции ТСМ (Transport Combine de Marschandises), которая получила наименование «Токийских правил» («the Tokyo Round»). В этих правилах впервые получила официальное правовое признание концепция оператора перевозки груза в смешанном сообщении — ОСП, как юридического лица, которое заключает с отправителем договор перевозки груза в смешанном сообщении и несет перед ним ответственность за утрату или повреждение груза, независимо от того, на каком участке — морском или сухопутном они произошли. Оператор, в свою очередь, заключает договоры с соответствующими фактическими перевозчиками, которые такую ответственность несут непосредственно перед ним. Эти и другие подходы к проблемам рассматривались в 1971 г. в Лондоне на конференции Межправительственной морской консультативной организации — ИМКО (the Intergovermental Maritime Consultative Organization) и Европейской Комиссией ООН (the Economic Commission for Europe — ЕЭС). Наряду с экспедиторским во второй половине 60-х и в первой половине 70-х гг. сложилось операторство судовладельческое, заняв ведущее место в интермодальных перевозках на Северо-Атлантическом, Тихоокеанском и Дальневосточном океанских направлениях. Международная Федерация Экспедиторских Ассоциаций (ФИАТА) и Балтийский Международный Совет (БИМКО) развернули деятельность по разработке транспортных документов для смешанных сообщений под ответственностью оператора и опубликовали свои формуляры коносаментов ФИАТА в 1970 г., а БИМКО в 1971 г. под кодовыми символами «ФБЛ«и «Комбиконбилл». Наиболее распространенной логистической цепочкой смешанного сообщения является та, которая начинается и заканчивается автомобильной доставкой. Следствием этого явился процесс сращивания в 60-70-е гг. экспедиторского и судовладельческого предпринимательства с автомобильным (в США железные дороги уже с 20-х гг. имели дочерние автомобильные компании, а судоходная компания «Sea-Land» в середине 90-х гг. располагала парком тягачей, трейлеров и шасси в 4500 единиц). Дальнейшее становление интермодального законодательства ознаменовалось тем, что в 1973 г. Международная торговая палата опубликовала «Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа» (ICC Publication № 298 — Правила МТП № 298). На основании этих Правил («subject to») Международная ассоциация судовладельцев совместно с БИМКО выпустили в 1977 г. для использования линейными судоходными компаниями рамочную проформу товарообменного документа комбинированной перевозки для использования при осуществлении смешанных перевозок на конкретных направлениях—«Комбидок» (Combined transport document). ФИАТА, в свою очередь, продолжала совершенствовать свой мультимодальный коносамент, остановившись на проформе ФИАТА FBL1992 г., используемой в настоящее время (Negotiable PLATA Multimodal Transport Bill of Lading). 70-е гг. являются временем активизации политики развивающихся стран, направленной против диктата судоходных монополий на фрахтовом рынке. Практически это выразилось в том, что Конференция ООН по торговле и развитию—ЮНКТАД/МТП проводила целую серию международных форумов, результатом которых являются принятые в 1974 г. «Конвенции о кодексе поведения линейных конференций». В1978 г. была принята «Конвенция ООН о морской перевозке грузов» («Гамбургские правила»). Отмечавшаяся выше работа над регламентацией международных смешанных перевозок завершилась после проведения 6 сессий и двух дипломатических конференций принятием в мае 1980 г. Конвенции ООН «О международных смешанных перевозках и формулярах документа комбинированной перевозки (СТ), используемых в практике перевозок». Конвенция состоит из 8 частей, семь из которых по названию и содержанию в основном соответствуют «Гамбургским правилам»: 1. Общие положения. 2. Документация. 3. Ответственность оператора смешанной перевозки. 4. Ответственность грузоотправителя. 5. Претензии и иски. 6. Дополнительные положения. 7. Таможенные вопросы. 8. Заключительные положения. Конвенция утвердила концепцию товарораспорядительного (оборотного) мультимодального коносамента (Multimodal В/L) и организатора - оператора перевозки груза в смешанном сообщении. К сожалению, эта конвенция, не получив необходимого для этого числа ратификаций государств-участников, не вступила в силу. Этот факт интерпретируется по-разному. Правоведы находят в ней «эклектику» в виде несоответствия норм частного и гражданского права («презумпция вины мультимодального оператора — presumption of foult»; бремя доказательства — burden of proof недостаточности вины — lack of foult лежит на операторе — multitransport operator—MTO»). Ответственность перевозчиков и операторов определяется в Конвенции согласно нормам «Гамбургских правил» 1978 г., а они тоже не вступили в силу. Ряд стран не устраивают правила упрощенного таможенного режима для транзитных грузов. Конвенция определяет мультимодальную перевозку участием в ней не менее двух видов транспорта, но весьма осторожно рассматривает участие в ней воздушного перевозчика. В1986 г. это несоответствие разрешила Международная Ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), утвердив, в соответствие с Гвадалахарским протоколом гражданской авиации 1961 г., образец экспедиторской нейтральной авианакладной — NAWB (Neutral Air Waybill), в которой оговаривается ее применение на сухопутных участках смешанного сообщения. Принципиальное значение для повышения статуса транспортного документа смешанной (мультимодальной) перевозки имело принятие Международной торговой палатой Единых обычаев и практики применения документарных аккредитивов в публикации МТП № 500 (ICC UCP-500) в 1994 г., которые отнесли «документ смешанной перевозки» (ст. 26), «транспортные документы, выдаваемые экспедиторами» (ст. 30), «курьерские, почтовые квитанции» (ст. 29) к категории документов для международных расчетов в аккредитивной форме, по цене товаров между экспортерами и импортерами. В сложившейся ситуации ЮНКТАД и Международная Торговая Палата сначала в 1992 г., а затем в 1995 г. опубликовали «Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документе смешанных перевозок» (UNCTAD/ICC Rules 95), которые в настоящее время рассматриваются перевозчиками, экспедиторами и грузовладельцами в качестве единственного Международного установочного документа при создании внутренних законодательств, касающихся перевозок грузов в смешанных сообщениях. С учетом норм, содержащихся в «Правилах», БИМКО обновил свою проформу договора (коносамента) перевозки груза в смешанном сообщении с участием морского перевозчика и назвал ее «Multidoc-95» (Multimodal Trans-port Bill of Lading). «Правила ЮНКТАД/МТП-95» синтезируют сложившиеся на практике нормы и правила, хотя и не делают прямых ссылок на условия КДПГ, Токийских правил, Правил МТП 1973 г., конвенции ООН 1980 г. Правила определяют договор смешанной перевозки как договор на перевозку грузов, по крайней мере, двумя различными видами транспорта, а лицо, заключившее такой договор и принявшее на себя ответственность за его осуществление в качестве перевозчика, называют оператором смешанной перевозки (ОСП) — Multimodal transport operator (MTO). Таким оператором, например, является экспедитор, подтверждающий свой договор выдачей коносамента ФБЛ, или морской перевозчик (carrier), подписывающий коносамент «Мультидок-95». К понятию «груз» Правила относят любую собственность грузоотправителя (any property), включая его контейнеры, поддоны (pallets) или подобные им (similar) устройства для транспортировки или объединения мелкопартионных грузов в унифицированную отправку (articles of transport of packaging), т. е. УЛД, но не предоставляемые (not supplied) оператором (ОСП). Ответственность оператора за груз охватывает (covers) период с (from) момента принятия им, ОСП, груза в свое ведение (in his charge) до момента выдачи груза (to the time of the delivery) получателю. При этом ответственность оператора - ОСП за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке адекватна ответственности перевозчика, определяемой нормами гражданского законодательства. Соответственно, удовлетворив претензию или иск клиента по убыткам, оператор, согласно ст. 1081ГК РФ, имеет «право регресса к любому лицу, причинившему вред», в данном случае к фактическому перевозчику или к владельцу перевалочного терминала. При необходимости возможно и прямое обращение клиента к фактическому перевозчику после нанесения соответствующей передаточной надписи оператора в пользу клиента на оборотной стороне коносамента фактического перевозчика. Правила ограничивают ответственность оператора (если характер и стоимость груза не были объявлены грузоотправителем и не были включены в документ смешанной перевозки - СП) за любую утрату или повреждение груза в размере, превышающем эквивалент 666,67 СПЗ (специальных правил заимствования), или около 960 долларов США за место или единицу груза, или 2 СПЗ — около 3 долл. США на один кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая из этих величин больше. Контейнер, поддон и др. считаются местом или единицей груза, если в документе СП не было перечислено число мест, загруженных в него или уложенных на него грузов. Если смешанная перевозка не включает перевозку грузов морем или внутренним водным транспортом, то этот предел увеличивается до 8,33 СПЗ, или около 12долл. США на один кг веса брутто утерянного или поврежденного груза. Однако, если для какого-то конкретного участка перевозки будет составлен отдельный договор перевозки, то ограничение ответственности при перевозке на этом участке определяется или нормами применяемой отраслевой международной конвенции или императивной нормой национального права (например/ КТМ РФ или отраслевого Устава). Конечно, ни о каких привилегиях в отношении ограничений ответственности не может идти речь, если будет доказано, что утрата, повреждение или задержка в доставке груза произошли в результате личного действия или упущения оператора (ст. 7 «Правил»). Уведомление оператора об утрате или повреждении груза надлежит делать в момент передачи груза получателю, а в случае их неявного характера - в течение шести календарных дней после дня передачи груза грузополучателю (ст. 9.2 «Правил»). «Правила» и коносамент «Мультидок-95» ответственность за ущерб, связанный с задержкой груза, ограничивают размером, не превышающим эквивалент фрахта в соответствии с договором смешанной перевозки (ст. 6.5). Необходимо учитывать, что вст. 6.2 коносамента «ФБЛ», принятого в 1992 г., т. е. до выхода «Правил», эта норма увеличена в 2 раза (twice the freight, ст. 8.7) более высокая. Товарораспорядительное качество коносамента и связанные с ним процедуры, во-первых, пересылки оригиналов коносамента почтой и, во-вторых, порядок выдачи груза только по предъявлению оригинала коносамента обернулись уже в 70-х гг. многочисленными случаями задержек выдачи груза в портах, а также дополнительными расходами в связи с оплатой всякого рода банковских гарантий и т. д., поскольку время транспортировки контейнеризированных грузов сократилось в 2-3 раза по сравнению со сроками доставки грузов конвенциональным способом. Движение документов оказалось более медленным, чем движение товаров. Встал вопрос о переходе на перевозки грузов в контейнерах с их оформлением вместо бортовых (on board) коносаментов «необоротными морскими накладными» (Non-Negotiable Sea Waybill), выдаваемыми не с отметкой «по приказу отправителя/получателя», а на имя конкретного грузополучателя (consignee). (Понятно, что для оформления перевозок грузов внутрипроизводственной кооперации коносаменты не требуются вообще). Правила «ЮНКТАД/МТП-95» в ст. 6 определяют в общей форме возможность выдачи документа смешанной перевозки «в виде оборотного документа» или «в виде необоротного документа с указанием имени грузополучателя». Правовой основой такого документа являются «Единообразные правила для морских накладных», принятые в 1990 г. Международным морским комитетом (ММК) и приведенные в соответствие с английским законодательством Британской палатой судоходства в виде «Акта о морской перевозке груза 1992 года» (CM/Uniform Rules for Sea Waybills, 1992), что придает ему международный статус. «Правила ЮНКТАД/МТП-95» и «Правила МКК» сегодня можно считать правовой основой транспортных накладных перевозок грузов в смешанных сообщениях, согласно условиям, принятым БИМКО в 1995 г. в виде Проформы «Мултивэйбилл» (Multimodal Transport Waybill) и в 1997 г. — проформы Combicon Waybill, и экспедиторской накладной проформы ФИАТА 1998 г. — FWB (Non Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill). Контейнерный характер коносамента и накладной, его прямая ссылка на CMI и на DRS, а также на применение как в смешанном, так ив межпортовом варианте перевозки (Containers new DRS Bill of Lading for Combined Transport Shipment or Port to Port Shipment) позволяют рассматривать условия этих документов, соответствующими статусу международного договора перевозки груза (грузового места) в интермодальном сообщении. Что касается накладных, то они помимо ссылок на «Правила» содержат ссылки на оговорки «Control» и «COGSA» и в целом защищают интересы грузоотправителя, грузополучателя, банка, страховщика и перевозчика. Ст. 24 Правил Международной Торговой палаты «ЮР-500» гарантирует грузоотправителю, продавцу получение платы за товар с аккредитива при предоставлении в банк накладной, а не бортового коносамента. Оговорка «Control» охраняет интересы грузополучателя — покупателя, поскольку она запрещает отправителю менять в документе наименование получателя в ходе перевозки груза. Оговорка «COGSA» позволяет банку назначить себя, при необходимости, получателем груза с выдачей груза фактическому получателю только по полномочию банка. Интересы перевозчика защищаются тем, что этой же оговоркой одновременно не позволяется банку изменять условия ранее заключенного с отправителем груза договора перевозки. Распространение на накладную Гаагско-Висбийских правил учитывает интерес перевозчика в части ограничения его ответственности за груз и дает страховщику право регресса к перевозчику в случае уплаты страховщиком страхового возмещения за гибель или ущерб грузу. В части интермодальных перевозок важное положение содержится в условии: «Общее количество контейнеров/ Мест, принятых перевозчиком»: «Перевозчик принимает на себя ответственность за то количество груза, которое подтверждено тальманским счетом. При перевозке груза на базисе FCL (груз, полностью заполняющий контейнер), это будет один контейнер, или какое-то количество контейнеров, а если груз перевозится на базисе LCL (груз меньше объема контейнера), то в тальманском счете будет указано количество грузовых мест или упаковок». Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в ходе разработки основ управления мульти- и интермодальными перевозками созданы единые правовые основы взаимодействия разных видов транспорта. Конечно, правовое регулирование, как смешанных сообщений, так и интермодальных, как их разновидности, остается сложным, прежде всего потому, что их организация может осуществляться разными участниками транспортного процесса перевозки груза по той или другой логистической цепочке. Отмечаются факты, когда функцию оператора — организатора перевозки груза в смешанном сообщении, принимает на себя экспедиторская компания, расположенная в пункте перевалки или на терминале транспортного узла. Проследим типичные правоотношения, возникающие при организации экспортных отправок грузов, следующих в смешанных сообщениях. Когда грузы доставляются в контейнерах и отправляются с полным заполнением контейнера (базис FCL), a загрузка контейнера товаром осуществляется самим грузоотправителем или его экспедитором и загруженный контейнер доставляется грузоотправителем на контейнерную площадку (СУ), используемую оператором, то в этом случае операция, оформляется двумя документами, передаваемыми в комплекте оператору и автоперевозчику: поручение на отгрузку экспортного груза — ECIS (export cargo shipping instruction) и весовой контейнерный сертификат, если вес контейнера брутто превышает 29000 фунтов (13154 кг). В поручении обязательно указывается: наименование отправителя; наименование пункта назначения; наименование получателя; наименование и сведения о грузе; информация о грузе и его внешнем состоянии; информация о размере фрахта, подлежащем уплате получателем. В этот комплект, в зависимости от характера груза, может включаться также план размещения груза в контейнере (container load plan) и свидетельство о загрузке контейнера опасными грузами. Автоперевозчик, занимающийся доставкой контейнеров непосредственно на терминал, оформляет соглашения об обороте контейнерами (с лизинговыми компаниями, с операторами, терминалами и т. д.). Роль автотранспортной накладной выполняет зачастую один из экземпляров ECIS и доковая расписка (Dock Receipt), если оператором является судовладелец. Автоперевозчик извещает оператора или представителя грузоотправителя в порту о прибытии груза в порт и получает информацию от него о названии судна, дате отхода, номере причала или месте стоянки и др. указания. При этом экспедиторами могут предоставляться услуги по упаковке и маркировке грузов, их взвешиванию, измерению, по обеспечению сопроводительной документацией и др. В случае отправок мелких партий грузов, которые не обеспечивают полную загрузку контейнера, контейнеры формируются под контролем оператора или его агентов в депо группировки (a groupage depot) или на контейнерной товарной станции (CFS) и расформировываются под аналогичным контролем оператора в стране назначения (LCL — FCL — FGL— LCL). Такие станции (CFS) обычно сооружаются поблизости от оперативной контейнерной площади (marshalling yard — MY), прилегающей к контейнерному причалу. (Контейнер, сгруппированный экспедитором на своем складе—a groupage depot, рассматривается как FCL). Многие CFS выполняют одновременно функции внутренних таможенных складов, где производится таможенная очистка грузов. Экспедиторские фирмы действуют как таможенные брокеры, располагая для этого соответствующей лицензией. Оформленный сборный контейнер направляется на терминал оператора с приложением документа ЕСРС (Export cargo packing certificate) у водителя. В режиме безбумажных технологий (кодирование информации — cargo data coded), ввод информации в систему телепроцесса — teleprocessing system (TPS), выпускаются в межкомпьютерный оборот (Input via TPS) коносаменты, манифесты. Одновременно выполняются традиционные операции экспедиции отправления: резервирование (букирование) вместимости на соответствующем транспортном средстве для доставки в конечный пункт назначения. Операции с другими грузовыми модулями или операции, выполненные конвенциональным способом, отличаются от изложенного только деталями (лат. mutatis mutandis). Операции с импортом включают в себя извещение оператором получателя за два дня до прихода судна о прибытии груза и передачу грузовых списков терминалу, организацию таможенной очистки груза, оформление приемосдаточных расписок (delivery orders) no сдаче грузов и контейнеров (interchange 6оситеп15), расформированию контейнера и сдаче груза FCL или LCL получателю против предъявления им оригинала операторского коносамента или накладной, полученных отправителем груза от оператора в пункте отправления. Таким образом, любую логистическую систему перевозки груза в смешанном сообщении можно рассматривать как документально оформленные правовые отношения подсистем: магистрально-фидерной по доставке груза со склада отправителя в опорный терминал отправления; магистрально-фидерной подсистемы для развоза груза с опорного терминала назначения на склад получателя и повагонных, контейнерных, контрейлерных и других систем перевозки груза между опорными терминалами, как отправления, назначения, так и промежуточными в пунктах перевалки максимально эффективными средствами транспорта. В целях концентрации обширного объема информации на ограниченном пространстве транспортного документа разработаны специальные аббревиатуры, которые уже приводились. Можно сослаться также на следующие: «от терминала — до терминала — р/р», «ворота контейнерного терминала—g (gate)», «прием — сдача контейнера на железнодорожной станции — R», «на автостанции — М» и др. Работа над дальнейшим совершенствованием и развитием законодательства, регламентирующего перевозки грузов в интермодальных сообщениях, должна быть продолжена. Прежде всего, требуется реанимировать правила в отношении облегчения процедур таможенного транзита, заложенные в «Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках грузов» 1980 г. Они, как следует из содержания Приложения к этой Конвенции, сводятся к тому, что при международных смешанных перевозках грузы, как правило, не подлежат таможенному досмотру. Таможенным властям рекомендуется ограничиваться проверкой таможенных пломб и не подвергать грузы прохождению дополнительных формальностей или требованиям, относящимся к экспортным или импортным товарам.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |