КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Талонная система + «черный рынок» талонов
Так как запасы талонов не совпадают с желательными объемами потребления дефицитного блага, возникает «черный рынок» талонов. Предположим, что «черный рынок» благ отсутствует (потом убедимся, что в равновесии в нем не окажется нужды). Ориентируясь на денежную цену t одного талона на «черном рынке», потребитель i (i = 1, 2, 3) теперь решает следующую задачу:
Заметим, что бюджетное ограничение можно переписать в виде:
.
Теперь предположим (счастливая догадка!), что равновесная величина t ≈ 0,594. Тогда
; .
Полученные значения в точности равны Вальрасовым ценам благ 1 и 2! Поведение потребителей в условиях описанного «черного рынка» талонов эквивалентно поведению потребителей в условиях Вальрасова равновесия при доходах, равных 100 ден.ед. Поэтому потребители выберут те самые Парето-оптимальные наборы благ, которые мы получили выше для случая Вальрасова равновесия. Почему же «черный рынок» талонов, в отличие от «черного рынка» благ, способен принести Парето-улучшение? Дело в том, что талоны сами по себе не имеют потребительской полезности, и механизм талонного рационирования, в отличие от рационирования с помощью очередей, не влечет потерь ценного ресурса в описываемой экономике обмена. Следует заметить, что талоны в данном случае играют роль квази-денег, поэтому их выпуск подрывает стимулы потребителей к получению денежных доходов М. Поэтому в более общей модели, где денежные доходы потребителей зависели бы от их участия в производстве, выпуск талонов привел бы к потерям производственной эффективности.
Случай 3.2(а) ДИРЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ Упрощенное описание парадокса Сталя-Алексеева, предложенное Гангом и Тауэром в работе Gang, I.N., E. Tower. Stahl–Alexeev Paradox: A Note. Journal of Economic Theory vol.44, 1988, pp.189-191. Рассмотрим следующую экономику обмена:
200 потребителей двух типов: · 100 великанов · 100 лилипутов.
Три блага:
Квазилинейные предпочтения потребителей заданы кривыми спроса (см. рис 8-11):
Первоначально леденцов у потребителей нет. Однажды в экономику привозят 101 леденец и распределяют среди потребителей.
Сравним следующие способы рационирования леденцов с точки зрения экономической эффективности:
· бесплатная раздача с очередями при отсутствии возможности перепродажи на черном рынке; · бесплатная раздача с очередями с возможностью перепродажи на черном рынке.
Продажа за деньги (см. рис.12-13)
Бесплатная раздача с очередями при отсутствии возможности последующей перепродажи на черном рынке (см. рис 14-15)
· Равновесие: Q* = 101; P* = 1 (час/шт) · Очередь длиной 1 час (100 лилипутов + 1 великан) · Совокупный выигрыш = 100 × (2 – 1) = 100 час. · Все 100 часов – выигрыш лилипутов => Совокупный выигрыш = 100 руб.
Бесплатная раздача с очередями и с возможностью последующей перепродажи на черном рынке (см. рис.16) · Лилипуты знают, что на черном рынке всегда найдется великан, готовый приобрести еще один леденец по 4 руб/шт · Следовательно, при раздаче каждый лилипут готов отстоять 4 часа за леденец, рассчитывая на последующую перепродажу · В равновесной очереди: Q* = 101; P* = 4 (час/шт) · Очередь длиной 4 часа (стоят только лилипуты) · Совокупный выигрыш = 0 час. = 0 руб.
Таким образом, открытие черного рынка привело к уничтожению совокупного выигрыша!
Случай 3.2(б) ДИРЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ Также основан на статье: Gang, I.N., E. Tower. Stahl–Alexeev Paradox: A Note. Journal of Economic Theory vol.44, 1988, pp.189-191.
Опять: Экономика обмена. 200 потребителей двух типов: 100 великанов,100 лилипутов. Три блага: деньги, свободное время, леденцы. Но: по сравнению со Случаем 3.2(а), несколько изменим предпочтения потребителей (см. рис.17): Великан теперь ценит свой первый леденец в 4 рубля, а все остальные леденцы – в 0 рублей. Каждый лилипут ценит любой свой леденец в 2 рубля. Сравним различные способы рационирования леденцов с точки зрения экономической эффективности.
Продажа за деньги (см. рис.18) · Q* = 101; P* = 2 (руб./шт)
Бесплатная раздача с очередями при отсутствии возможности последующей перепродажи на черном рынке (см. рис.19-20). В равновесии: · Q* = 101; P* = 2 (час/шт) · Очередь длиной 2 часа (100 лилипутов + 1 лилипут еще раз) · Совокупный выигрыш = 100 × (2 – 2) = 0 час. = 0 руб.
Бесплатная раздача с очередями с возможностью последующей перепродажи на черном рынке. (см. рис.21) · На черном рынке есть спрос на 100 леденцов со стороны великанов по 4 руб/шт, а на остальные леденцы – лишь со стороны лилипутов, по 2 руб/шт · Ни один лилипут не готов отстоять 4 часа за последний 101-й леденец · На черном рынке – предложение со стороны лилипутов по 2 руб/шт (1 час = 1 руб) · При раздаче образуется очередь длиной 2 часа (только лилипуты) · Q* = 101; P* = 2 (час/шт); на черном рынке: P* = 2 (руб/шт) · Совокупный выигрыш = 200 час. = 200 руб.
Таким образом, возникновение черного рынка привело к увеличению совокупного выигрыша! Замечание: На основе упрощённого изложения «парадокса Сталя - Алексеева» в Случае 3.2(б) может сложиться впечатление, что причиной парадокса может служить только разница во вкусах потребителей. В общем случае, это не так. В оригинальном изложении «парадокса Сталя - Алексеева» по-разному могут вести себя потребители с одинаковыми предпочтениями (см. Случай 3.2(а)).
Случай 3.2(в) ДИРЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ Дано: В экономике обмена действуют потребители двух типов, по 12 человек каждого типа. Они потребляют три блага: костюмы (х), время (t) и деньги (m). Вкусы заданы функциями полезности: u 1 = 2(x 1)1/2 + 4 t 1 + m 1; u 2 = (x 2)1/2 + t 2 + m 2. Все потребители располагают достаточно большими начальными запасами благ t и m. В экономику привозят 60 единиц блага х и бесплатно раздают потребителям (механизмом рационирования служит очередь). Найдите равновесную длину очереди (а) при условии отсутствия «черного рынка» костюмов; (б) при условии существования «черного рынка» костюмов
(а) Индивидуальный спрос потребителя первого типа задан уравнениями: Денежный спрос: ($/шт) или ; ($/час). Спрос в очередях: (час/шт). Индивидуальный спрос потребителя второго типа задан уравнениями: Денежный: ($/шт) или ; ($/час). В очередях: (час/шт). Равновесную длину очереди t находим приравниванием совокупного спроса и совокупного предложения: ; (час). (б) При наличии «черного рынка» костюмов в очереди будут стоять только потребители второго типа, так как предельная оценка ими своего свободного времени всегда меньше: . В равновесии затраты на получение костюма в очереди должны равняться его цене на черном рынке: . Равновесную длину очереди t находим приравниванием совокупного спроса и совокупного предложения: ; ($/шт); (час/шт.).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |