Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие образовательной технологии




ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система до­статочно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методичес­кой, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмичес­кой последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией. Понятие «образовательная тех­нология», несмотря на его широкую распространенность, достаточ­но условно. Прежде всего, те виды технологий, которые применя­ются в учебном процессе, точнее назвать не образовательными или педагогическими (ПТ), а обучающими (ОТ). Сам термин, заимство­ванный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология как разно­видность технологии социальной не носит столь жесткого и задан­ного характера, как производственная технология.

Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие тех­нологии шире, чем методика. Можно предложить следующее ре­шение этой проблемы: и технология, и методика обладают сис­темностью (т. е. в их основе должна лежать система научных зако­носообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностъю. Методика же предусматри­вает разнообразие, вариативность способов реализации теорети­ческих положений, а следовательно, и не предполагает гаранти­рованности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Идеальная технология и идеальная методика встречаются редко, любая дидактическая (пе­дагогическая) система в зависимости от уровня ее инструмен­тальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инстру­ментальности). Инструментальность образовательных технологий

означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с постановки целей, определенность этапов, шагов, опе­раций, ведущих к цели. Именно данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Уровень развития инструментальности может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить сте­пень ее приближения либо к технологии, либо к методике.

Понятие методики более традиционно, хотя теперь все чаще обращаются к анализу как традиционных, так и новых, нетради­ционных технологий, которых сейчас разработано уже достаточ­но много. Так, Г. К. Селевко охарактеризовано более сорока тех­нологий, используемых в современном обучении, раскрыты их образовательные и развивающие возможности1.

Для нетрадиционных (их еще называют условно активными и интенсивными) технологий характерны: интенсивная подача ма­териала, активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, постоянная внутренняя обратная связь (самоконт­роль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Они, соб­ственно, вбирают и развивают и многие черты эффективного тра­диционного обучения. Вот почему их лучше всего называть совре­менными.

Одно из первых определений ПТ середины 50-х годов прошлого века относилось к программированному обучению — это научное описание педагогического процесса (совокупность средств и мето­дов), неизбежно ведущего к запланированному результату. Техноло­гия программированного обучения была построена на основе тео­рии бихевиоризма, когда учебная деятельность была организована по принципу: стимул (S) — реакция (R) — подкрепление (Р).

С середины 70-х годов большое количество определений ПТ связано с понятием оптимизации: ПТ — это изучение, разработ­ка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники (ТСО, педагоги­ческая квалиметрия, теория управления). Технология обучения оп­ределилась как область знаний, связанная с системой предписа­ний, обеспечивающих оптимизацию обучения.

Сегодня предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу прак­тических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах дея­тельности, организованных на основе четкого целеполагания, систе­матизации, алгоритмизации приемов обучения.

Многие специалисты выделяют современный этап развития образования как переход от традиционных массовых средств ин­формации (книги, кинофильмы, телевидение) к так называемым

1 См.: Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. посо­бие. - М., 1998.

новым информационным технологиям — компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи, мик­роэлектронным устройствам и т. д.

Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения — это системная проектировочная деятельность, по­зволяющая запрограммировать образовательные ситуации, дея­тельность субъектов обучения и со значительной степенью веро­ятности гарантировать желаемые результаты. Важным атрибутом педагогических технологий является измеримость и воспроизво­димость результатов. В технологизированных системах не декла­рируется нечто, если его нельзя измерить и воспроизвести на практике.

Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распро­страненная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» учителя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале учитель исполняет лишь роль организатора и консультанта учащихся по работе с уже составленными мате­риалами. Учитель при этом рассматривается как пассивный ис­полнитель «фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых западных педагогов-технологов, его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Это — крайнее выражение «технократического мышления», которое может на­нести обучению серьезный ущерб, привести к его дегуманиза­ции.

Попытаемся отразить обобщенно важнейшие признаки образо­вательных (обучающих) технологий и соответствующие показате­ли их реализации (см. табл. 4).

Таблица 4 Признаки обучающих технологий и показатели их реализации

Признаки ОТ Показатели их реализации
1. Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса) • наличие научной психолого-педаго­гической основы (это может быть це­лостная теория или набор отдельных научных положений)
2. Воспроизводимость и гарантированность результата • наличие диагностических целей;. наличие логически связанной систе­мы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам
3. Система обратной связи . наличие системы контрольных зада­ний, адекватных целям; наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля)

Не имея возможности охарактеризовать каждую из существен­ных образовательных технологий, дадим обобщенную характери­стику основным направлениям их введения и использования в учебном процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.