Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор типа (системы) обучения в зависимости от характера материала




Характер материала Возможные типы (системы обучения) Возможные методы
Целостный опи­сательно-фактологический Сообщающий, программированный Информационный рассказ, демонстрация, работа с текстом, наблюдение, рабо­та по обучающим програм­мам и др.
Целостный логи­ко-доказательный Сообщающий, проблемный Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, са­мостоятельная работа поис­ково-исследовательского типа, обучающие игры и др.
Целостный образ­но-эмоциональ­ный Сообщающий, проблемный, релаксопедический Рассказ-описание, проб­лемное изложение, изу­чение художественных текстов, источников, учебной литературы и др.
Дискретный опи­сательно-фактологический Сообщающий, программированный, догматический Информационный рассказ, наблюдение, упражнение, работа с программой
Дискретный ло­гико-доказатель­ный Сообщающий, проблемный, программированный Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, са­мостоятельная работа, прак­тические и лабораторные работы, работа с програм­мой и др.

По результатам данного этапа отбирается обычно несколько возможных вариантов — тех систем обучения и соответствующих им методов, которые в принципе пригодны для изучения мате­риала.

Третий этап — анализ учебных возможностей обучаемых. При изучении уровня их знаний и умений, характера накопленного опыта важно учесть степень подготовленности к изучению соответству­ющего материала. Материал может быть относительно более слож­ным и тем не менее более знакомым учащимся и, напротив, менее сложным, но и менее знакомым. Сопоставление степени сложности изучаемого с уровнем подготовки дает представление о предполагаемой трудности изучаемого. Установлено, что про­блемное обучение больше подходит для материала среднего уров­ня трудности. Материал легкий предпочтительнее изучать на ос­нове сообщающих, репродуктивных и программированных ме­тодик, а наиболее трудный — сообщающим или репродуктив­ным путем.

Другой важный фактор готовности обучаемых — степень инте­реса. Чем ниже показатели осознания значимости, личностного смысла, тем, при прочих равных условиях, предпочтительнее про­блемные варианты обучения.

Четвертый этап — определение конкретных задач занятия. По нашему глубокому убеждению, только после изучения условий учебной ситуации (объективных и субъективных) возможно оп­ределение образовательных, в том числе развивающих, задач, включающих в себя ориентацию на определенный уровень дея­тельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность).

Пятый этап — принятие предварительного решения о предпо­читаемом доминирующем типе обучения.

Шестой этап — корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.

Описанная процедура представляет собой методику постепен­ного ограничения возможных вариантов с учетом последователь­но учитываемых факторов учебной ситуации. Возможны, конеч­но, и иные процедуры выбора: ориентация на аналог, свернутый интуитивный выбор, перебор основных вариантов.

Выбранный в качестве доминирующего (преобладающего, ос­новного) тип обучения, во-первых, конкретизируется в соответ­ствующих, входящих в данную систему методах и приемах и, во-вторых, дополняется и обогащается элементами других типов (си­стем) обучения во всех случаях, когда это необходимо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.