Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированное обучение




Ограничения сообщающего обучения объясняют причину на­стойчивых поисков иных, в чем-то более продуктивных типов (си­стем) обучения. Одна из таких систем — система алгоритмическо-программированного обучения тесно связана с идеями кибернети­ки — науки об оптимально организованном процессе управления деятельностью. В кибернетической паре два объекта (системы): управляющий (в нашем случае — программа) и управляемый (уче­ник) (см. схему 7).

По каналу прямой связи на основе разработанной програм­мы, заложенных в нее алгоритмов идут информация и команды,

по каналу обратной связи — информация о том, как работает управляемая система. Сличив эту информацию с эталоном, уп­равляющий объект либо посылает положительное подкрепление, либо требует найти верное решение, либо осуществляет коррек­цию (исправляет ошибку). Перенесенные на почву учебного про­цесса идеи кибернетики удачно стыкуются с идеями и методами психологической теории поэтапного формирования умственной деятельности и с методиками алгоритмической организации учеб­ной деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.).

Схема 7

Как известно, суть программированного обучения заключа­ется в том, что все обучение ведет не преподаватель непосред­ственно. Оно осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: машинном (преимущественно че­рез персональные компьютеры) или безмашинном (програм­мированные учебники, комплекты карт и др.). При составле­нии программ четко формируются цели, проводится логичес­кая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устраняются детали, описа­тельный и второстепенный материал. Весь материал делится на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (шаги, порции), обеспечивается их проработка по заранее составленным рацио­нальным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляются пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если они до­пущены.

Наибольшее распространение получили программы линейного (Скиннер) и разветвленного (Краудер) характера. В первом виде программ после порции материала идет проверочное задание. Если ученик с ним справился, он получает следующую порцию мате­риала. Логика обучения носит линейный характер. Составители таких программ стремятся предупредить ошибки обучаемых. Во втором случае после изучения порции информации также предъяв-

ляется задание, но к нему предлагается несколько вариантов отве­тов, один из которых верен, а другие воспроизводят ответы, кото­рые могут быть получены в случае допущения характерных ошибок. Если обучающийся выбирает неверный ответ, он получает в оче­редном «кадре» разъяснение допущенной ошибки и возвращается к исходному кадру. Такой вариант программированного обучения в большей степени адаптирован к индивидуальным особенностям учебной деятельности ученика (см. схему 8).

Схема 8

Опыт использования программированного обучения у нас и за рубежом выявил много сильных его сторон. Происходит значи­тельное увеличение информационной емкости обучения. В едини­цу времени усваивается на 60 —70 % больше полезной информа­ции, а в лучших образцах компьютерного программированного обучения данный показатель возрастает до 80—100 %. Поскольку обучаемый самостоятельно работает с программой, значительно усиливается индивидуализация обучения. Каждый работает в при­емлемом для него темпе, может необходимое количество раз воз­вращаться к ключевому материалу, в адаптированных к условиям обучения программах каждому даются индивидуальные поясне-

ния допущенных ошибок, предлагается соответствующий инст­руктивный и вспомогательный материал. Обеспечивается опера­тивная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учеб­ный материал — обучающийся»), происходит эффективное обу­чение самоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной дея­тельности, реально осуществляются поэтапное управление учеб­ной деятельностью и ее формирование на основе оптимально скон­струированных алгоритмов. Формируется конструктивное мышле­ние. В программированном обучении успешно преодолеваются многие трудности, органически присущие сообщающему обуче­нию. Наверное, все это и сделало программированное обучение столь обнадеживающим и популярным в зарубежных странах, а затем и у нас в конце 50 —60-х годов.

Однако надежды, возлагаемые на систему программированно­го обучения, оправдались не полностью, чем и был обусловлен поспешный отказ от него во многих учебных заведениях. Повто­рилась в новом варианте старая ошибка: упование на новое сред­ство как на панацею. Оказалось, что программированное обуче­ние также имеет ограничения, притом весьма существенные.

Программированное обучение целесообразно далеко не на вся­ком материале. Малопригоден для такого обучения материал эмо­ционально-образный, описательный, да и любой иной материал, если он по характеру целостный, а дробление затрудняет воспри­ятие и усвоение целостности. Исследователи отмечают, что рас­сматриваемая система обучения менее эффективна в воспитатель­ном плане по сравнению с традиционной. Последнее объясняет­ся, во-первых, тем, что ведущие мировоззренческие идеи неред­ко теряются в общей последовательности строгого (без повторе­ний) изложения информации, и, во-вторых, тем, что снижают­ся непосредственное влияние личности преподавателя, возмож­ности живого общения с ним, интеллектуального и эмоциональ­ного воздействия личности педагога.

В программированном обучении усиливается индивидуализа­ция, но зато резко снижается, если вообще не ликвидируется, коллективность обучения, что также уменьшает развивающий и воспитывающий потенциал обучения. Наконец, в описываемой системе, так же как и в сообщающей, слабо развиваются творче­ская активность и самостоятельность, умение выдвигать гипоте­зу, искать новые решения, в связи с тем что составители про­грамм, ориентируясь на самостоятельную работу обучаемых, вы­нуждены снимать многие трудности, облегчать усвоение. В про­тивном случае обучающиеся не смогут по такой программе рабо­тать сами. Но такое облегченное обучение как раз слабо развивает творческий потенциал личности.

Конечно, нельзя абсолютизировать ограничения программи­рованного обучения. Мы ведем речь только о классических образ-

цах такого обучения. На практике можно привносить в него эври­стические элементы, внедрять элементы игр, дискуссий, споров, в дополнение к изучению программ проводить отдельные лек­ции, конференции и т. д. Современные мультимедийные систе­мы позволяют вводить видеоряд, видеофрагменты, динамичные схемы, фонозаписи, конструировать электронные учебные по­собия. Однако тогда мы по существу будем иметь дело уже не с программированным обучением, а с системой, обогащенной элементами и подходами других типов обучения. Пока же речь идет о том, чтобы понять и использовать значительные возмож­ности программированного обучения, но видеть и его ограниче­ния, что особенно важно теперь, когда в связи с новыми воз­можностями компьютеризации, с массовым внедрением персо­нальных ЭВМ открываются перспективы массового использова­ния программированного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.