Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для размышления и контроля. 1. В чем различие понятий «оценка» и «отметка»?




1. В чем различие понятий «оценка» и «отметка»?

2. Подберите аргументы в пользу и против перехода на «безотметоч­ное» обучение в начальной школе. Возможно ли такое обучение в сред­них и старших классах?

3. Вправе ли педагог завышать или занижать отметки отдельным уче­никам?

4. Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности.

5. Можно ли четвертную отметку выводить как среднеарифметичес­кую текущего учета обученности?

6. Что необходимо учесть в итоговой оценке успеваемости помимо уровня знаний, умений и навыков? Как это осуществить?

7. Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения.

Литература

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьников. — М., 1984.

Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреж­дения неуспеваемости школьников). — Ростов н/Д, 1972.

Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989.

Дмитриев А. В., Дмитриев Ю.В. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. — М., 1998.

Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. — М., 1982.

Ингекамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.

Лернер И. Я. Качество знаний учащихся: Какими они должны быть. — М., 1978.

Фридман Л. М. Психодиагностика общего образования. — М., 1997.

Цейтлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. — М., 1989.

Краткое заключение

Автор надеется, что вдумчивое изучение пособия, а также чтение педагогической литературы — классической и современной, изучение педагогической периодики, смежных с дидактикой областей знания, современных документов, связанных с сохранением и развитием отече­ственной системы образования, убедили Вас в том, уважаемый чита­тель, что современная дидактика полностью базируется на классическом наследии. Однако теория эта не застывшая, не музейная, а живая, раз­вивающаяся, вбирающая в себя знания всего комплекса наук о челове­ке, технических нововведений, достижений искусства, богатства опыта преодоления трудностей и обновления образования.

Дидактика — органическая часть педагогики. Она трактует обучение как создание условий и стимулирование развития учащихся, их социа­лизации и индивидуализации, а также самореализации в процессе ак­тивной учебной деятельности, включающей познание и общение. Ком­петентность и искусство педагога состоят в том, чтобы организовать вли­яние среды, всех факторов культуры, которые в соответствии с принци­пами гуманизма создали бы благоприятные условия для полноценной реализации гарантированного Конституцией права на образование для каждого ребенка, подростка, юноши, открыли перед каждым человеком возможность вхождения в культуру, приобщения к творчеству.

В современной ситуации перед педагогом открываются громадные возможности для выбора концепций, вариантов, подходов, творческих поисков. Это многократно повышает не только ответственность педаго­га, но и требования к его квалификации. Квалификация приходит посте­пенно, с опытом. Овладение теорией, основами мастерства, если оно развивает собственное педагогическое мышление, умение анализиро­вать и оценивать обстоятельства и результаты, связь между условиями, содержанием и технологией образования, может значительно ускорить процесс профессионального созревания педагога.

Мы надеемся, что изучение пособия поможет в поисках конкретных ответов на вопросы: во имя чего, чему и как учить в преподавании каж­дого предмета, в каждой предметной области, принимая во внимание конкретную образовательную ситуации. Но поможет только в том слу­чае, если общие положения дидактики будут конкретизированы при изу­чении методики, если они найдут применение в педагогической прак­тике. И конечно, главное условие — постоянная работа педагога по по­вышению своей общей культуры и педагогической квалификации.

Терминологический словарь

Автоматизированная обучающая система — система, включа­ющая комплекс учебно-методических материалов (демонстраци­онных, теоретических, практических, контролирующих) и ком­пьютерные программы, управляющие процессом обучения.

Активность способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.

Алгоритмизация использование в обучении алгоритмов: на­бора правил и предписаний, позволяющих гарантированно и наи­более рационально решать задачи определенного класса.

База данных единая система данных, организованная по оп­ределенным правилам, которые предусматривают общие прин­ципы описания, хранения и обработки данных.

База знаний — формализованная система сведений о некото­рой предметной области, содержащая данные о свойствах объек­тов, закономерностях процессов и правила использования в зада­ваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Безотметочное обучение обучение, предполагающее оценку деятельности учащихся без выставления отметок (баллов).

Воспитание целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности.

Гармония — соразмерность частей, их взаимодействие и взаи­мообогащение в едином целом; выступает как одно из условий и целей образования.

Генерализация превращение отдельных актов поведения, си­туативно проявляемых черт поведения и отношений в общие чер­ты личности.

Гипотеза предположение, требующее научного доказатель­ства, проверки, подтверждения.

Деятельность — целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.

Диалог учебный устное общение, разговор, обмен информа­цией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.

Дидактика — общая теория и методика обучения, рассматри­вающая закономерности, принципы, содержание и методы учеб­ного процесса; часть общей педагогики.

Дистанционное обучение форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современ­ных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть).

Догматическое обучение — обучение, направленное на запоми­нание изучаемого материала без его обязательного осмысления.

Задача дидактическая конкретная цель деятельности педа­гога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся.

Задача познавательная учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятель­ность учащихся.

Закон педагогический необходимая, существенная, повторяю­щаяся связь между элементами, факторами педагогического про­цесса или явлениями.

Знания — достоверный результат познания действительности, адек­ватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.

Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) — уровень зна­ний и развития, к овладению которым обучающийся уже подго­товлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагоги­ческой помощи; отзывчивость к помощи — признак того, что пе­дагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития.

Идея форма развития мысли, отражающая связь прошлого, настоящего и будущего, предполагаемого преобразования объекта.

Иерархия — определенная система соподчинения понятий, ка­честв, реальных объектов.

Императив — общезначимое предписание, безусловный прин­цип поведения (например, нравственный, экологический и т.д.).

Индивидуализация обучения такая организация обучения, ко­торая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные осо­бенности каждого обучаемого.

Индивидуальное обучение форма организации обучения, пре­дусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно.

Индивидуальность педагога — совокупность самобытных, не­повторимых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности.

Инновации педагогические введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы.

Интеграция в образовании объединение, органическое слия­ние образовательных учреждений, систем, содержания образова­тельных программ разных предметов или предметных областей.

Интерактивная программа компьютерная программа, кото­рая работает в режиме диалога с пользователем.

Интериоризация — переход внешних действий человека во внут­ренний план, усвоение личностных смыслов и ценностей, содер­жащихся в учебном материале, изучаемой действительности.

Информационная технология обучения педагогическая техно­логия, использующая специальные способы, программные и тех­нические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Исследовательский подход в обучении — совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска исти­ны, воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Классно-урочная система обучения обоснованная в середине XVII в. Я. А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (урок).

Компетентность педагогическая — знание и опыт, дающие воз­можность профессионального, грамотного решения вопросов обу­чения и воспитания.

Комплексное обучение — изучение материала на основе меж­предметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, пред­ставленных с разных точек зрения.

Концепция определенный способ понимания, трактовка груп­пы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Коррекция совершенствование деятельности, исправление ошибок; уточняющие команды в кибернетической системе на ос­нове обратной связи с регулируемым объектом.

Личностно-ориентированное обучение — тип обучения, предпо­лагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, осно­ванное на учете психологических и социально-педагогических ха­рактеристик личности.

Личность человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общ­ности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственнос­тью за свое поведение.

Мастерство педагогическое высокий уровень овладения пе­дагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Модуль учебный часть курса, крупный блок учебного матери­ала, методически проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения.

Мотивация учебной деятельности внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию.

Мультимедиа технология (англ, multimedia — многокомпонент­ная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графи­ку, видео и мультипликацию в интерактивном режиме (общение, диалог).

Навык учебный автоматизированное действие, выполняемое без непосредственного контроля сознания.

Новаторство в образовании — создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных за­дач, т. е. педагогических новшеств.

Образование система, процесс и результат воспитания, обу­чения и развития личности.

Обучаемость группа качеств личности, обеспечивающая ов­ладение знаниями и развитие; способность к научению.

Обучение — процесс, включающий преподавание и учение, его суть — вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой куль­туры.

Обученностъ — уровень овладения знаниями, умениями, на­выками, способами деятельности.

Общая педагогика наука о воспитании и педагогическом про­цессе, раскрывающая их общие теоретические основы и принци­пы организации.

Общение личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную речь и невер­бальные способы передачи информации.

Отметка — качественное и количественное выражение по за­данной матрице (шкале) учебной успешности школьников и сту­дентов.

Оценка суждение о качестве выполненной работы, об успе­хах и недостатках в деятельности обучающихся.

Парадигма — исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем.

Преподавание — обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимули­рование, инструктирование, коррекцию и контроль.

Принципы дидактические — обязательные требования к содер­жанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.

Проблемное обучение обучение на основе выдвижения, поис­ка решения проблем и вытекающих из них задач, активизирую­щее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей.

Программированное обучение — обучение по программам, рас­считанным на порционную подачу учебного материала, пошаго­вый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компью­теров.

Проектирование процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одно­го из активных методов обучения.

Процесс обучения — употребляется как синоним понятия «учеб­ный процесс», а также обозначает деятельность педагога в этом процессе (преподавание).

Развивающее обучение — обучение, в котором развитие лич­ности не является попутным и стихийным продуктом деятель­ности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.

Развитие личности в обучении — духовное и физическое ста­новление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, вклю­ченных в содержание образования.

Релаксопедия — обучение в расслабленном состоянии, снима­ющее барьеры общения, неуверенность, боязнь неудачи.

Рефлексия способность человека сосредоточиться на себе са­мом, анализировать и оценивать собственную деятельность.

Смысл личностный (А. Н. Леонтьев) — значение, которое оп­ределенное знание или событие приобретает для данного челове­ка, преломляясь через его опыт и систему оценок.

Сознание — отражение человеком явлений внешнего мира, его собственных отношений и ценностей в виде понятий, образов, чувств.

Сообщающее (информационное) обучение — обучение, в кото­ром информация передается в готовой, удобной для усвоения форме.

Сотрудничество в обучении стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга.

Социально-ориентированное обучение — система обучения, ори­ентированная на социальные, общественно значимые цели и цен­ности.

Социальный заказ образованию требование со стороны обще­ства и государства к содержанию образования и качествам фор­мирующейся в образовательной системе личности.

Суггестопедия обучение, включающее значительный эле­мент внушения, неосознанное влияние одного человека на дру­гого, способное вызвать изменения в психологии и поведении человека.

Тезаурус фонд действенных знаний.

Телекоммуникационная сеть — сеть обмена и обработки инфор­мации, образованная совокупностью взаимосвязанных компью­теров и средств связи и предназначенная для коллективного ис­пользования технических и информационных ресурсов.

Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оце­нить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.

Учебник книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.

Учебные программы — документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.

Учебный план официальный документ, в котором фиксиру­ется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.

Учебный процесс взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на овладение учеником учебным материалом, приобщение его к культуре, способствующее развитию и само­развитию воспитанника.

Экспериментирование проверка новых идей, подходов, ме­тодик, технологий в реальных или специально создаваемых, кон­тролируемых и нередко варьируемых условиях.

Экспертная система программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в узкой предметной области.

Электронные учебные пособия — издания, выполненные на элек­тронных носителях, использующие в комплексе различные ин­формационные технологии.

 

Учебное издание Загвязинский Владимир Ильич




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.