КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для размышления и контроля. 1. В чем различие понятий «оценка» и «отметка»?
1. В чем различие понятий «оценка» и «отметка»? 2. Подберите аргументы в пользу и против перехода на «безотметочное» обучение в начальной школе. Возможно ли такое обучение в средних и старших классах? 3. Вправе ли педагог завышать или занижать отметки отдельным ученикам? 4. Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности. 5. Можно ли четвертную отметку выводить как среднеарифметическую текущего учета обученности? 6. Что необходимо учесть в итоговой оценке успеваемости помимо уровня знаний, умений и навыков? Как это осуществить? 7. Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения. Литература Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьников. — М., 1984. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников). — Ростов н/Д, 1972. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989. Дмитриев А. В., Дмитриев Ю.В. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. — М., 1998. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. — М., 1982. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991. Лернер И. Я. Качество знаний учащихся: Какими они должны быть. — М., 1978. Фридман Л. М. Психодиагностика общего образования. — М., 1997. Цейтлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. — М., 1989. Краткое заключение Автор надеется, что вдумчивое изучение пособия, а также чтение педагогической литературы — классической и современной, изучение педагогической периодики, смежных с дидактикой областей знания, современных документов, связанных с сохранением и развитием отечественной системы образования, убедили Вас в том, уважаемый читатель, что современная дидактика полностью базируется на классическом наследии. Однако теория эта не застывшая, не музейная, а живая, развивающаяся, вбирающая в себя знания всего комплекса наук о человеке, технических нововведений, достижений искусства, богатства опыта преодоления трудностей и обновления образования. Дидактика — органическая часть педагогики. Она трактует обучение как создание условий и стимулирование развития учащихся, их социализации и индивидуализации, а также самореализации в процессе активной учебной деятельности, включающей познание и общение. Компетентность и искусство педагога состоят в том, чтобы организовать влияние среды, всех факторов культуры, которые в соответствии с принципами гуманизма создали бы благоприятные условия для полноценной реализации гарантированного Конституцией права на образование для каждого ребенка, подростка, юноши, открыли перед каждым человеком возможность вхождения в культуру, приобщения к творчеству. В современной ситуации перед педагогом открываются громадные возможности для выбора концепций, вариантов, подходов, творческих поисков. Это многократно повышает не только ответственность педагога, но и требования к его квалификации. Квалификация приходит постепенно, с опытом. Овладение теорией, основами мастерства, если оно развивает собственное педагогическое мышление, умение анализировать и оценивать обстоятельства и результаты, связь между условиями, содержанием и технологией образования, может значительно ускорить процесс профессионального созревания педагога. Мы надеемся, что изучение пособия поможет в поисках конкретных ответов на вопросы: во имя чего, чему и как учить в преподавании каждого предмета, в каждой предметной области, принимая во внимание конкретную образовательную ситуации. Но поможет только в том случае, если общие положения дидактики будут конкретизированы при изучении методики, если они найдут применение в педагогической практике. И конечно, главное условие — постоянная работа педагога по повышению своей общей культуры и педагогической квалификации. Терминологический словарь Автоматизированная обучающая система — система, включающая комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, управляющие процессом обучения. Активность — способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели. Алгоритмизация — использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантированно и наиболее рационально решать задачи определенного класса. База данных — единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных. База знаний — формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений. Безотметочное обучение — обучение, предполагающее оценку деятельности учащихся без выставления отметок (баллов). Воспитание — целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности. Гармония — соразмерность частей, их взаимодействие и взаимообогащение в едином целом; выступает как одно из условий и целей образования. Генерализация — превращение отдельных актов поведения, ситуативно проявляемых черт поведения и отношений в общие черты личности. Гипотеза — предположение, требующее научного доказательства, проверки, подтверждения. Деятельность — целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов. Диалог учебный — устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом. Дидактика — общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики. Дистанционное обучение — форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть). Догматическое обучение — обучение, направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления. Задача дидактическая — конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся. Задача познавательная — учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся. Закон педагогический — необходимая, существенная, повторяющаяся связь между элементами, факторами педагогического процесса или явлениями. Знания — достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека. Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) — уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчивость к помощи — признак того, что педагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития. Идея — форма развития мысли, отражающая связь прошлого, настоящего и будущего, предполагаемого преобразования объекта. Иерархия — определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов. Императив — общезначимое предписание, безусловный принцип поведения (например, нравственный, экологический и т.д.). Индивидуализация обучения — такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого. Индивидуальное обучение — форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно. Индивидуальность педагога — совокупность самобытных, неповторимых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности. Инновации педагогические — введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы. Интеграция в образовании — объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей. Интерактивная программа — компьютерная программа, которая работает в режиме диалога с пользователем. Интериоризация — переход внешних действий человека во внутренний план, усвоение личностных смыслов и ценностей, содержащихся в учебном материале, изучаемой действительности. Информационная технология обучения — педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Исследовательский подход в обучении — совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания. Классно-урочная система обучения — обоснованная в середине XVII в. Я. А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (урок). Компетентность педагогическая — знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания. Комплексное обучение — изучение материала на основе межпредметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, представленных с разных точек зрения. Концепция — определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. Коррекция — совершенствование деятельности, исправление ошибок; уточняющие команды в кибернетической системе на основе обратной связи с регулируемым объектом. Личностно-ориентированное обучение — тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности. Личность — человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение. Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. Модуль учебный — часть курса, крупный блок учебного материала, методически проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения. Мотивация учебной деятельности — внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию. Мультимедиа технология (англ, multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме (общение, диалог). Навык учебный — автоматизированное действие, выполняемое без непосредственного контроля сознания. Новаторство в образовании — создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных задач, т. е. педагогических новшеств. Образование — система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности. Обучаемость — группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению. Обучение — процесс, включающий преподавание и учение, его суть — вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры. Обученностъ — уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности. Общая педагогика — наука о воспитании и педагогическом процессе, раскрывающая их общие теоретические основы и принципы организации. Общение — личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную речь и невербальные способы передачи информации. Отметка — качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов. Оценка — суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся. Парадигма — исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем. Преподавание — обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль. Принципы дидактические — обязательные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия. Проблемное обучение — обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей. Программированное обучение — обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компьютеров. Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения. Процесс обучения — употребляется как синоним понятия «учебный процесс», а также обозначает деятельность педагога в этом процессе (преподавание). Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса. Развитие личности в обучении — духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования. Релаксопедия — обучение в расслабленном состоянии, снимающее барьеры общения, неуверенность, боязнь неудачи. Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность. Смысл личностный (А. Н. Леонтьев) — значение, которое определенное знание или событие приобретает для данного человека, преломляясь через его опыт и систему оценок. Сознание — отражение человеком явлений внешнего мира, его собственных отношений и ценностей в виде понятий, образов, чувств. Сообщающее (информационное) обучение — обучение, в котором информация передается в готовой, удобной для усвоения форме. Сотрудничество в обучении — стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга. Социально-ориентированное обучение — система обучения, ориентированная на социальные, общественно значимые цели и ценности. Социальный заказ образованию — требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности. Суггестопедия — обучение, включающее значительный элемент внушения, неосознанное влияние одного человека на другого, способное вызвать изменения в психологии и поведении человека. Тезаурус — фонд действенных знаний. Телекоммуникационная сеть — сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для коллективного использования технических и информационных ресурсов. Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков. Учебник — книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами. Учебные программы — документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме. Учебный план — официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся. Учебный процесс — взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на овладение учеником учебным материалом, приобщение его к культуре, способствующее развитию и саморазвитию воспитанника. Экспериментирование — проверка новых идей, подходов, методик, технологий в реальных или специально создаваемых, контролируемых и нередко варьируемых условиях. Экспертная система — программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в узкой предметной области. Электронные учебные пособия — издания, выполненные на электронных носителях, использующие в комплексе различные информационные технологии.
Учебное издание Загвязинский Владимир Ильич
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |