Коленчатый вал воспринимает через шатуны усилия, действующие на поршни, и передает их механизмам трансмиссии. От него приводятся в действие различные механизмы двигателя.
Коленчатый вал (рис. 61) состоит из следующих основных элемен- тов:
а) коренных шеек /, которыми вал опирается на коренные подшип- ники, расположенные в картере;
б) шатунных шеек 11,
в) щек 2 и 12, связывающих коренные и шатунные шейки; для уменьшения концентрации напряжений места перехода шеек в щеки выполнены в виде закруглений 13, называемых галтелями;
г) носка (переднего конца);
д) хвостовика (заднего конца).
При работе двигателя коленчатый вал нагружен периодически дей- ствующими силами от давления газов и силами инерции возвратно-по- ступательно движущихся и вращающихся частей. Эти силы вызывают в элементах вала деформации изгиба, кручения и сжатия. Кроме того, шейки вала подвергаются истиранию.
Коленчатые валы штампуют из высокоуглеродистой стали (СМД-60, Д-240, ЯМЗ) или отливают из магниевого чугуна (ГАЭ-53 и 24Д). Процесс изготовления литых чугунных валов проще и дешевле, чем штампованных стальных. Все поверхности коленчатого вала, сопрягаю- щиеся с другими деталями, подвергаются механической обработке, причем с повышенной точностью обрабатываются шейки вала. У новых валов овальность и конусность шеек не должны превышать 0,015 мм.
У большинства двигателей на переднем конце вала устанавли- вается ведущая шестерня 35 при- вода механизма газораспределе- ния и других механизмов двига- теля, а также храповик 3 для проворачивания коленчатого ва- ла, маслоотражательная шайба 5 и сальниковое уплотнение. За задним коренным подшипником на хвостовике коленчатого вала имеется маелосгонная резьба (спиральные витки) 41, которая вместе с сальником 42 предотвра- щает вытекание масла Из карте- ра. У двигателя Д-160 масло- сгонная резьба имеется и на пе- реднем конце вала. Хвостовик ко- ленчатого вала у многих двига- телей оканчивается фланцем 19.
Продольные перемещения ко- ленчатого вала ограничивают спе- циальным устройством одного из коренных подшипников или дру- гим приспособлением. У двигате- лей ЭИЛ'130, ЗМЗ-451, ГАЭ-53, ГАЗ-52 для ограничения продольных перемещений коленчатого вала с обеих сторон первого коренного под- шипника установлены стальные упорные шайбы 1 п 2 (рис. 63), каж- дая из которых с одной стороны покрыта баббитом. Передняя упорная шайба / баббитовой поверхностью обращена к стальной упорной шайбе 3, укрепленной при помощи шпонки 6 на валу и прижатой ведущей ше- стерней 5 к торцу первой коренной шейки 4. Шайба 1 удерживается от проворачивания двумя штифтами 7, запрессованными в основание пер- вого коренного подшипника и в его крышку. Задняя упорная шайба 2 обращена баббитовой стороной к упорному бурту первой щеки вала и удерживается от проворачивания выступом, входящим в прямоугольный паз в торце крышки первого коренного подшипника. Осевой зазор опре- деляется как разность длины первой коренной шейки и суммарного зна- чения длины подшипника и толщины шайб 1 и 2.
В двигателях Д-50, СМД-60, А-41, А-01М и Д-240 продольные перемещения коленчатого вала ограничиваются четырьмя полуколь- цами 3 (см. рис. 61), изготовленными из сталеаЛюминиевой ленты и установленными в проточках но торцам задней коренной опоры со- вместного с вкладышами подшипника. Для этой же цели сталеалюмини- евые полукольца установлены на третьей коренной опоре коленчатого вала двигателя СМД-14. В двигателях ЯМЗ перемещение коленчатого вала ограничивается бронзовыми кольцами, которые установлены в выточки специального корпуса, прикрепленного к переднему торцу блок-картера.
У большинства двигателей в коленчатом валу делаются сверления для подвода смазочного масла к коренным и шатунным подшип- никам.
Коленчатые валы многих автотракторных двигателей в шатунных шейках имеют устройства для центробежной очистки масла (грязе- уловители). У двигателей Д-240 такое устройство выполнено следую- щим образом. В щеках и коренных шейках вала сделаны каналы 22, но которым масло поступает в полости 24, находящиеся внутри шатунных шеек вала. С торца каждая полость 24 закрыта пробкой 23, застопо- ренной шплинтом. При вращении коленчатого вала тяжелые прнмеси грязи н металлические частицы, имеющиеся в масле, под действием центробежной силы отбрасываются к стенке полости 24, а очищенное масло подается по трубке 25 в шатунный подшипник. Грязеуловители 28 (рис. 62, а) двигателей ЗИЛ-130, 24Д и ГАЭ-53 устроены и работа- ют так же, как и у двигателя Д-240, но масло из полости грязеулови- теля подается к наружной поверхности шатунной шейки не по трубке, а по каналу 26.
В заднем торце коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 сделана вы- точка, в которую запрессовывается шариковый подшипник 43 ведущего вала коробки передач. Такие же выточки для подшипников ведущего вала коробки передач или вала муфты сцепления имеются у коленча- тых валов двигателей ГАЗ-52 и ГАЭ-53.
Форма коленчатого вала, то есть характер размещения кривошипов, определяется числом и расположением цилиндров, а также требова- ниями равномерности чередования тактов расширения и уравновешен- ности двигателя.
Чередование тактов в наиболее распространенных моделях двухцилиндровых четырехтактных двигателей показано на рисун- ке 64.
Коленчатые валы (см. рис. 61) четырехцилиндровых четырехтакт- ных двигателей представляют собой два симметрично соединенных вала двухцилиндрового двигателя с коленами под углом 180°. Такой вал обеспечивает равномерное чередование тактов расширения и удовлет- ворительную уравновешенность двигателя.
У двигателей Д-37Е, Д-50, Д-240, СМД-14, Д-160 и А-41 последо- вательность тактов расширения, т. е. порядок работы цилиндров 1—3— 4—2 (рис. 65), а у двигателей 24Д и ЗМЗ-451 1—2—4—3 (рис. 66).
В двигателях ГАЗ-52 и А-01М колена вала располагаются под уг- лом 120° друг к другу н симметрично относительно середины вала, чем достигается равномерное чередование тактов расширения и хорошая уравновешенность двигателя. Эти двигатели имеют порядок работы
1— 5—3—6—2—4 (рис. 67).
В V-образных двигателях СМД-60 с углом развала 90° и с нумера- цией цилиндров правого ряда 1—2—3 и левого 4—5—6, считая назад к маховику, порядок работы 1—4—2—5—3—6.
У V-образных восьмицилиндровых четырехтактных двигателей ГАЭ-53, ЗИЛ-130, ЯМЭ-238 и ЯМЭ-238НБ порядок работы 1—5—4—
2— 6—3—7—8 (рис. 68). Перекрытие тактов расширения происходит в течение поворота коленчатого вала на 90°. Это создает равномерное вращение коленчатого вала.
Двигатель ЯМЗ-240Б V-образный двенадцатицилиндровый четырех- тактный. Порядок его работы 1—12—5—8—3—10—6—7—2—11—4—9. Схема нумерации цилиндров приведена на рисунке 69.
Коренные подшипники в двигателях могут быть двух видов: сколь- жения и качения.
Подшипники скольжения (см. рис. 62,а) представляют собой взаимозаменяемые вкладыши 8 и 34, 13 и 32, 16 и 25. Это отрезки стальной ленты 36, покрытые тонким слоем антифрикционного сплава. Как правило, антифрикционный сплав на вкладышах коренных подшип- ников такой же, как и на вкладышах шатунных подшипников.
У тракторных дизелей вкладыши коренных подшипников изгото- влены из облуженной сталеалюминиевой ленты. Толщина слоя АСМ 0,5—0,9 мм, толщина слоя олова 0,003—0,009 мм.
Верхние вкладыши коренных подшипников имеют сквозные отвер- стия 1 (рис. 70, а, б), которые при установке вкладышей в постели со- впадают с каналами в блок-картере. По этим каналам масло из глав- ной масляной магистрали подводится к подшипникам,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление