Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и воспитание I




Влияние наследственности и среды корректируется воспи­танием. Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз­действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в


г


том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бес-сильности и бессмысленности (при неблагоприятной наслед­ственности и плохом влиянии среды) до признания его един­ственным средством изменения человеческой природы. Исти­на, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспи­тание может все», с которым неоднократно выступала педаго­гика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей вос­питание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.

Сравните несколько мнений о силе воспитательного воз­действия, принадлежащих знаменитым людям. С кем вы и почему?

«Воспитание может все».

Гельвеции

«Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это да­леко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение... учения и потому отвращение к нему».

Л.Н. Толстой

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех пару­сах».

Вольтер

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгра­нично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди».

В. Г. Белинский


«Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрица­тельным условиям жизни, мирится с накоплением отрица­тельного опыта отношений и усугубляет своей беспомощ­ностью те или иные вредные явления среды».

С.Л. Рубинштейн

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. I» Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей ™ приводит к образованию новых заранее запроектированных ус-ловнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание — это заполнение пробе­лов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивиду­альными особенностями человека, его способностями и воз­можностями.

Специальные исследования показали, что воспитание мо­жет обеспечить развитие определенных качеств, только опира­ясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что де­теныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хо­рошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку (исследования Н.И. Ладыгиной-Коте).

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотноше­ний развития и воспитания как цели и средства. Эффектив­ность воспитания определяется уровнем подготовленности че­ловека к восприятию воспитательного воздействия, обуслов­ленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень ши­рок — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный ре­зультат. Поэтому определяющую роль играют конкретные си­туации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.


Сила воспитательного воздействие зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выгот­ский (1896—1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближай­шего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором — он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди разви­тия. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, ко­торые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

I IV. От чего главным образом зависит развитие способ-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.