Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип систематичности и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения, иг­рающие роль закономерных начал: человек только тогда облада­ет настоящим и действенным знанием




Принцип опирается на следующие научные положения, иг­рающие роль закономерных начал: человек только тогда облада­ет настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отра­жается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является оп­ределенным образом организованное обучение; система науч­ных знаний создается в той последовательности, которая опре­деляется внутренней логикой учебного материала и познава­тельными возможностями учащихся; процесс обучения, состоя­щий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, наруше­ний последовательности, неуправляемых моментов; если систе­матически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоян­но будут испытывать затруднения в своей мыслительной дея­тельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение
учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного
материала на логически завершенные части (шаги), последова­
тельно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в
план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рас­
смотрение которого не рассчитываете.

3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так
и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно
ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

4. Учебный предмет — уменьшенная копия науки. Покажи­
те учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете
как о частице науки, реальной действительности. Постоянно
используйте межпредметные связи.

5. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоре­
тических знаний: а) установите объект и предмет (природы и
научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте

 

15*



инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) по­кажите границы ее применения.

6. Помните, то, что является элементарным и простым ис­
торически и логически, часто оказывается самым трудным для
сознательного усвоения: поэтому с особой тщательностью
внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание
учащихся.

7. Следует обеспечивать преемственность как в содержа­
нии, так и в методах обучения между начальными и средними,
средними и старшими классами.

8. Используйте передовые достижения методики обучения:
составляйте со своими учащимися опорные конспекты, струк­
турно-логические схемы учебного материала, облегчающие
процесс усвоения знаний.

9. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное,
чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обу­
чении.

 

10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибе­
гать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее
изученный материал, и не только при его окончании — для за­
крепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но
и после изложения отдельных частных вопросов.

11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового мате­
риала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко,
просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в те­
му урока (образовательные, развивающие, воспитательные),
снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение
важнейших идей на весь период учебно-воспитательного про­
цесса в соответствии с содержанием обучения и возможностя­
ми учащихся.

12. Проводите повторение изученного не только в начале
урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока
с целью закрепления полученной информации, но также и по
завершении каждого логически законченного отрезка обучения
в ходе урока.

13. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя
языка должны следить за способом и формой выражения мыс­
ли учащимися на всех уроках.

14. Постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к са­
мостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая


возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им.

15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их
обучения..,*.

16. Не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта
и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы
хватило для введения нового, не делайте проблемы из триви­
альных знаний, вещей, известных каждому.

17. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а
формирование ее — также чувств и эмоций. Обучайте энергич­
но, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литерату­
ры: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к
действию.

18. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки
обобщения и систематизации.

19. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте
ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письмен­
ных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу
собственных ошибок.

20. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников
искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой
деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной
активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спа­
ды и подъемы.

 

21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы,
если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспи­
тательный процесс — тот, в котором присутствуют мысль, мо­
раль, чувство.

22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств
достичь за один урок того, что в условиях естественного обу­
чения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких
занятий.

23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, уме­
ний, навыков по каждому разделу и по всей программе.

24. Помните, что сформировавшаяся система знаний —
важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые
знания быстро восстанавливаются в системе, без нее — с боль­
шим трудом.

25. Не забывайте совет Я.А. Коменского: все должно
вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все


сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся по­стоянно систематически и целенаправленно наблюдать и ви­деть существенное в явлениях, предметах, человеческих отно­шениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.