Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип прочности




Данный принцип подытоживает теоретические поиски уче­ных и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение со­держания образования и развитие познавательных сил учащих­ся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; проч­ность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры это­го материала, но также и от субъективного отношения учащих­ся к данному учебному материалу, обучению, учителю; проч­ность усвоения знаний учащимися обусловливается организа­цией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память уча­щихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот ма­териал закрепляется и дольше сохраняется.

Процесс прочного усвоения знаний является очень слож­ным. В последнее время его изучение принесло новые резуль­таты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более про­дуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изме­нения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современ­ное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традици­онным и некоторые новые правила обучения.

1. В современном обучении мышление главенствует над па­мятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их


на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно вос­
принятого или того, что учащийся не понял. Запоминать уча­
щийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

3. Чтобы освободить учащихся от заучивания материала,
имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользо­
ваться различными справочниками-словарями (орфографичес­
кими, толковыми, техническими, географическими и др.), эн­
циклопедиями и т. п.

4. Материал, требующий запоминания, должен быть заклю­
чен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памя­
ти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих за­
поминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко мо­
жет прибавить.

5. Помните, что забывание изученного наиболее интенсив­
но идет сразу после обучения, поэтому время и частота повто­
рений должны быть согласованы с психологическими законо­
мерностями забывания.

6. Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащих­
ся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтере­
суйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший
интерес.

7. Частота повторения должна соответствовать ходу кривой
забывания. Наибольшее количество повторений требуется сра­
зу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е.
в момент максимальной потери информации, после чего это
количество повторений должно постепенно снижаться, но не
исчезать полностью.

8. Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, заня­
тия посторонней деятельностью и т. д.) и внешние (опоздания,
нарушения дисциплины и т.д.), отвлекающие внимание уча­
щихся. Приучайте каждого ученика работать в соответствии
с его возможностями, но в то же время в полную силу.
Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпо-ритм дея­
тельности.

9. Не приступайте к изучению нового, предварительно не
сформировав двух важнейших качеств: интереса и положитель­
ного отношения к нему.


10. Следите за логикой подачи учебного материала. Знания
и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются
прочнее, чем разрозненные сведения.

11. Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, сле­
дует немедленно установить причину. Наиболее распростра­
ненные причины: падение (потеря) интереса к учебному про­
цессу и усталость, ищите пути к их восстановлению. Не интен­
сифицируйте обучение искусственно.

12. Не злоупотребляйте произвольным вниманием учащих­
ся, без необходимости не перегружайте его, не увлекайтесь
прямыми заданиями и указаниями. Приучайте учащихся при­
слушиваться к вашим словам. О наиболее интересных для них
вещах говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекатель­
ные «отклонения», «домашние заготовки», экспромты. Знайте
меру. Вместо очередной «нотации» — притча, легенда, басня,
шутка — учащиеся вас поймут.

13. Опирайтесь на установленный наукой факт: важной
формой упрочения знаний является их самостоятельное повто­
рение учащимися. Поэтому шире используйте, умело направ­
ляйте процессы взаимообучения. Часто те качества, которые
длительное время не может сформировать учитель, легко и
быстро формируются путем взаимообучения.

 

14. Развивайте память учащихся: учите их пользоваться раз­
личными мнемотехническими приемами, облегчающими запо­
минание.

15. Используйте дифференцированный подход к учебному
материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и
прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а
главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой
дальнейшего обучения.

16. Не приступайте к изучению нового, предварительно не
обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Пом­
ните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, не­
прочно.

17. Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний,
логически увязанных между собой, всегда превышает проч­
ность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой
знаний.

18. Повторение и закрепление изученного проводите так,
чтобы активизировать не только память, но и мышление, и
чувства школьников. Работая над осознанием и закреплением


знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняю­щие обобщения, яркие иллюстрации.

19. Не следует проводить повторение изученного по той же
схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся
рассматривать материал с разных сторон, под разными углами
зрения.

20. Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональ­
ное изложение, наглядные пособия, технические средства, ди­
дактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое
обучение.

21. Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее
пройденным, повторяйте старое в новом.

22. Так как прочность запоминания информации, приобре­
тенной в форме логических структур, выше, чем прочность
разрозненных знаний, закреплять следует знания, представлен­
ные в логически целостных структурах.

23. Не давайте легких и однообразных видов работы: они
мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте
так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, реше­
ние задач дают эффект, если требуют активного размышления,
поиска рационального решения, проверки результатов путем
сопоставления с данными условия.

24. Перед упражнением четко укажите, что и как надо де­
лать, какие требования будут предъявлены к результатам рабо­
ты; проведите пробные упражнения.

25. Во время упражнений предупреждайте усталость уча­
щихся и не доводите их до переутомления.

26. Применяйте современные научно обоснованные виды,
средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими
способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащих­
ся: только так можно определить эффективность обучения, це­
ленаправленно добиваться его результативности.

27. Контролируйте факторы, связанные с оценкой труда
учащихся: последовательно формируйте сознательное и ответ­
ственное отношение к любой деятельности, приучайте учащих­
ся контролировать процесс и результаты своего труда.

28. Важной формой упрочения знаний являете:: их самосто­
ятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряй­
те. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться
от уроков или бездельничать на них — это неминуемо приве­
дет к снижению прочности знаний, умений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.