Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление карт




Методы создания современных карт

Виды источников для создания карт:

· астрономо-геодезические данные;

· общегеографические и тематические карты;

· кадастровые данные, планы и карты;

· данные дистанционного зондирования;

· данные непосредственных натурных наблюдений и измерений;

· данные гидрометеорологических наблюдений;

· материалы экологического и других видов мониторинга;

· экономико-статистические данные;

· цифровые модели;

· результаты лабораторных анализов;

· литературные (текстовые) источники;

· теоретические и эмпирические закономерности.

Этапы создания карт:

1) Проведение полевых съемочно-картографических работ, выполняемых обычно в крупных масштабах.

2) Лабораторное составление карт по источникам (камеральное картографирование) как правило в средних и мелких масштабах.

3) Выполняется государственными топографо-геодезическими службами.

Топографические съемки регламентируются стандартными положениями, руководствами и инструкцией.

4) Состоит в обработке данных полевых съемок, обобщение карт, синтез экспериментальных наблюдений.

Первый этап – проектирование карты, разработка ее концепции, составление программы, подготовка всей необходимой документации.

Второй этап – составление карты, т.е. комплекс работ по изготовлению оригинала.

· подготовка и обработка источников

· разработка математической основы

· разработка содержания и легенды

· техническое составление оригинала и проведение генерализации

· оформление карты

· редактирование карты и корректора на всех стадиях становления.

Третий этап – подготовка к изданию и издание карты, размножение ее в печатной (полиграфической или компьютерной) форме.

Она охватывает следующие процессы:

· изготовление издательских оригиналов

· изготовление печатных форм и получение проб

· печатание (тиражирование) карты

· редактирование и корректура на всех стадиях подготовки и издания карты.

Приступая к составлению карты, прежде всего, проводят подготовку источников. Если нужно, выполняют масштабирование, изменение проекции или даже систему координат (когда речь идет о старых картах), преобразование классификаций и легенд. Проводят предварительную обработку таблиц и текстовых материалов, а также определяют, что именно и в каком порядке будет наносится с источников на составляемую карту.

Составление тематической карты начинают с создания географической основы, которая послужит затем для нанесения всего содержания. Основа должна иметь сетку меридианов и параллелей, на ней обязательно присутствуют береговая линия и гидрографическая сеть, населенные пункты, административные границы, дороги, в некоторых случаях – рельеф территории. Можно воспользоваться имеющейся бланковой картой или провести досоставление основы, выполнив, если нужно, ее генерализацию или детализацию – все определяется назначением и тематикой сопоставляемой карты.

Следующий процесс – составление легенды. В ее основу кладут ту или иную классификацию картографируемых явлений, гамму школ, выбирают фоновые окраски, кегль и вид шрифтов и т.п. Создание легенды – очень важный процесс, который дает возможность проверить логику принятых классификаций. Легенда организует все содержание карты, формализует состав изображаемых элементов, подчеркивает их иерархию, определяет детальность качественных и количественных характеристик.

Далее приступают к нанесению на основу тематического содержания. Тут возможны разные приемы. Некоторые элементы переносят с источников простым копированием, другие – перерисовывают с помощью фотомеханического проектора или от руки, руководствуясь ситуацией и координатной сеткой, третьи – наносят по координатам.

При компьютерном составлении предварительно отсканированную географическую основу выводят на экране в укрупненном масштабе, на ее накладывают тематическую информацию с других картографических источников путем масштабирования, проектирования или ручной перерисовки. Цифровую информацию (например, статистические данные) вызывают из баз данных или вводят непосредственно с клавиатуры. Все элементы содержания дают сразу в принятой легенде. Одновременно на карте размещают надписи, следя за тем, чтобы они хорошо соответствовали элементам содержания.

В процессе составления карты выполняется генерализация изображения согласно принципам, изложенным в программе. Еще один очень важный «сквозной» процесс – согласование элементов содержания. Он предполагает учет разных географических закономерностей и взаимосвязей (зональных, гипсометрических, структурно-геологических, ландшафтных и др.), увязку элементов содержания вдоль границ, природных рубежей и структурных линий. При компьютерном составлении согласуют разные слои картографического изображения. При этом осуществляются разные виды согласования:

- взаимная увязка отдельных элементов тематического содержания;

- согласование основы и элементов тематического содержания;

- согласование однородных элементов содержания (в пределах одного тематического слоя);

- согласование различных элементов тематического содержания (разных слоев) друг с другом;

- согласование разных карт в составе серии или атласа.

Создание карты чаще всего выполняют не только картографы, но и специалисты по теме карты. Они готовят и представляют исходные материалы, которые затем подвергаются картографической обработке. Различают следующие виды авторских и составительских документов:

- авторский эскиз – первоначальный набросок, отражающий общую идею карты и легенды и выполненный схематично, без соблюдения некоторых картографических правил, с возможными отступлениями от принятых условных знаков;

- авторский макет – карта, выполненная на географической основе и точно передающая содержание, но составленная не в строгом соответствии с техническими требованиями графического изображения;

- авторский оригинал – рукописная карта, выполненная в полном соответствии с легендой, с необходимой точностью, полнотой и детальностью;

- составительский оригинал – точный и полный по содержанию оригинал карты, составленный с учетом всех правил и требований и с высоким графическим качеством.

На всех этапах осуществляется редактирование, т.е. руководство и контроль за всеми процессами карты. Редактор карты следит за правильным построением тематической основы, точным нанесением и взаимным согласованием элементов содержания и географических названий, правильным применением условных знаков и способов оформления соблюдением правил генерализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.