Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковая норма — это правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения. 6 страница




Попробуйте, например, в устойчивом словосочетании "ходят тут всякие" вместо слова всякие поставить каждые или любые. Не получается. В словосочетании "на каждом шагу" вместо слов на каждом невозможно вставить на любом или на всяком. Точно также невозможна замена в словосочетаниях "всякий образ, любой ценой". Смысловая разница чувствуется и между словосочетаниями "в любом случае" и "во всяком случае".

Значит, каждое из них имеет такие оттенки значения, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного слова другим.

 

Всякий — самый разнообразный; всевозможный, всяческий; какой-либо, какой бы то ни было:

Всякие книги.

Отсутствие всяких желаний.

Без всякого сомнения.

 

Каждый — один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков:

Каждый из них расписался в получении денег.

Каждые пять дней.

Каждый день.

Слушать каждого.

 

Любой — какой угодно (на выбор):

В любое время.

Любой ценой добиться успеха.

Любой другой поступил бы также.

4.5.5 Употребление глаголов и их форм в речи

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси — вывесь, грозить — грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи — сказал бы), глаголы одного времени — в значении другого (пришел — прихожу). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

 

1. Синонимы форм наклонений

 

Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом -л и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни — вспомните), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо сослагательного для обозначения условно предполагаемых фактов:

с оттенком случайности действия: Знай я ремесло — жил бы в городе.

со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

со значением вынужденности, необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

 

Формы эти придают высказыванию разговорный характер.

 

В значении изъявительного наклонения может использоваться сослагательное:

Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос).

Я просил бы вас здесь не курить. (Ср.: я прошу вас...)

 

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Сослагательное наклонение:

 

Ефим, ты бы пошел к нему — значение осторожного, учтивого пожелания;

Изъявительное наклонение:

 

К двум часам ты обязательно вернешься домой — выражение приказания;

 

Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем — значение побуждения к совместному действию;

Инфинитив:

 

Воротить его! Позвать ее! Всем встать! — значение категорического распоряжения.

 

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

 

2. Трудности употребления некоторых форм глагола

 

Глаголы:

брезгать — брезговать,

видеть(ся) — видать(ся),

влезать — влазить,

выздороветь — выздоровить,

выстлать — выстелить,

разостлать — расстелить,

дряхлеть — дряхнуть,

затапливать — затоплять,

испечь — спечь,

класть — покласть,

компостировать — компосировать,

лазить — лазать,

мучить — мучать,

нарубить — нарубать,

положить — ложить,

похудеть — похудать,

сажать — садить,

слышать — слыхать

— различаются функциональной окраской: вторые из них имеют разговорно-просторечный характер.

 

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: покласть, поклали, поклади. Надо: положить, положили.

 

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т.д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и а в корне слова:

обусловливать(ся) — обуславливать(ся),

обезболивать — обезбаливать,

опорочивать — опорачивать,

подзадоривать — подзадаривать,

захлопывать — захлапывать,

удостоиваться — удостаиваться и др.

 

Первые формы являются формой книжной речи, вторые характерны для устно-разговорной речи. Наоборот, глаголы затрагивать, облагораживать, осваивать, присваивать, удваивать являются нормой современной литературной речи, их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова-:

легализоваться — легализироваться,

локализировать — локализовать,

стандартизировать — стандартизовать,

нормализовать — нормализировать (реже).

 

3. Варианты форм причастий

 

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма):

забредший — забрёвший,

приобретший — приобрёвший,

приплетший — приплёвший,

вышибленный — вышибенный,

заклеймённый — заклеймлённый,

изрешечённый — изрешетённый,

обезопасенный — обезопашенный,

пронзённый — пронжённый

 

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксов -ну-. Возможны варианты с -ну- и без него. Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т.д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

 

4. Варианты форм деепричастий

 

Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

 

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами -в и -вши:

взяв — взявши,

дав — давши,

написав — написавши,

закрыв — закрывши

 

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках:

Давши слово, крепись;

Снявши голову, по волосам не плачут.

 

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т.п. Без заметного различия используются формы:

замерев — замерши,

заперев — заперши,

затерев — затёрши,

простерев — простёрши

 

В парах:

положив — положа (положа руку на сердце),

разинув — разиня (слушать разиня рот),

скрепив — скрепя (скрепя сердце),

сломив — сломя (броситься сломя голову),

спустив — спустя (работать спустя рукава) и т.д.

вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

4.5.6 Употребление предлогов в речи

Сопоставляя словосочетания (контроль) за качеством работы — над производством, (средство) от гриппа — против гриппа, мы видим в них синонимическое употребление предлогов.

Предлоги становятся синонимами в результате изменения их значения и функции с течением времени. Синонимия предлогов широко используется в стилистических целях. Так, синонимичны предлоги из-за (чего-либо) — благодаря (чему-либо) — вследствие (чего-либо) — в результате (чего-либо); для — в целях (чего-либо).

Функционально-стилистически различаются предлоги: для (нейтральный) — в целях (официальный) — вопреки (официальный) — несмотря на (нейтральный).

 

Рассмотрим употребление некоторых предлогов:

1. Синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением (при глаголах речи или мысли и соответствующих существительных):

разговоры о поездке — про поездку — насчет поездки — относительно поездки — касательно поездки.

В этих сочетаниях наблюдается убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация: разговорный характер предлогов про и насчет, книжный характер предлогов касательно и относительно.

 

2. Синонимичны и многие предлоги, выражающие пространственные отношения:

у дома — при доме — около дома — возле дома — вблизи дома и т.д.

Значение наибольшей степени близости выражается сочетаниями предлогами при и у, значение средней близости — предлогами около, возле, подле, значение наименьшей степени близости выражается предлогом вблизи.

Сочетания (гулять) в лесу — по лесу различаются тем, что первое из них обозначает действие ограниченное (гулять можно на небольшом участке леса), а второе — действие разбросанное (в пределах названного пространства).

Сочетание ездить в города указывает на направление действия, сочетание ездить по городам имеет распределительное значение.

В сочетании идти по берегу обозначается место движения, а в сочетании идти вдоль берега — направление движения на пространстве, втянутом в линию.

Глядеть в небо значит "устремлять взоры в одну точку пространства", а глядеть на небо — "бросать взоры на все пространства".

Сочетание картины развешаны на стенах указывает только на место, а сочетание картины развешаны по стенам имеет добавочное значение распространения действия по всей поверхности предмета.

Спускаться с лестницы значит "двигаться от верхней до нижней ступеньки", а спускаться по лестнице значит "двигаться по поверхности предмета" (может быть, с его середины).

 

3. В синонимическом значении выступают предлоги в — на и их антонимы из — с:

(победить) в последнем этапе — на последнем этапе;

(ехать) в поезде — на поезде;

в море плыл корабль — на море разбушевалась стихия;

(поворачиваясь) на воздухе — в воздухе;

(слезы) в глазах — на глазах и т.п.

 

С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог "в": в Петербурге, в Щелковском районе, в Тульской области, в Дании и т.д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине.

 

С названиями горных местностей употребляется предлог "на": на Урале, на Алтае, на Кавказе. Но: в Крыму (только частично ограниченное горами степное пространство). Употребление предлогов в — на при названиях гор во множественном числе придает выражениям разное значение: в Альпах, в Пиренеях, в Андах и т.д. — значит "в горах, среди гор"; на Балканах — на Балканском полуострове, на Карпатах — на поверхности гор.

 

Антонимические пары образуются предлогами в — из, на — с:

поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа,

поехал в Крым — вернулся из Крыма.


5. Техника речи

Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актер, диктор комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения — дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.

Овладеть техникой речи — значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи.

Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний.

 

Фонаски

 

Демосфен

 

Воспитание речевого голоса — работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное — повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю.

 

Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

 

Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

 

Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

5.1 Дыхание

Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание.

Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.

К. С. Станиславский писал:

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? — громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох — выдох — пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Дыхание — основа, база речеобразования

Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:

Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен.

Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы "фокусироваться" в одной точке.

Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки — порции.

Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: вдох — пауза — выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово — полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции;

Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы "речевого пояса" — диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.

Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые "зажимы" будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.

 

Специальный комплекс дыхательной гимнастики

 

Упражнения носят игровой характер. Они должны отработать:

Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли лёгких;

Равномерный, активный выдох;

Организованный выдох, "фокусировку" его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

УПРАЖНЕНИЯ

№ 1. "Свеча"

1. Представьте, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте "на свечу". Не погасло? Дуньте еще раз, еще. Если положить ладонь на живот, то во время выдоха можно ощутить активные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот втягивается.

 

2. Медленно, ровно дуйте "на пламя", но не с целью погасить, а всего лишь отклонить пламя и держать его в отклоненном состоянии как можно дольше. Ладонью вы почувствуете, как медленно и ровно подтягивается низ живота, т.е. сокращаются нижнебрюшные мышцы. Это упражнение тренирует медленный, ровный выдох.

 

3. Перед вами 3, 4,... 15 воображаемых свечей. Потушите каждую свечу в отдельности. Объем вдоха не увеличивайте. При выдохе вы почувствуете ладонью ритмичные, прерывистые, активные движения диафрагмы.

 

№ 2.

 

Встаньте прямо, поднимите плечи вверх, отведите их назад, наберите воздуха, плечи опустите, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, подбородок составляет прямой угол с шеей, нет мускульной напряженности; на счет раз — два сделайте вдох, на счет три — четыре — пять — шесть — выдох. Следите за движениями диафрагмы. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны — вдох, вперед — выдох. Поднять над головой — вдох, вперед — выдох. Поднять над головой — вдох, опустить по бокам — выдох.

 

Каждый раз увеличивайте время выдоха.

 

№ 3.

 

Встаньте прямо, руки вдоль туловища. На звуке [п-фффф] выдохните воздух, после чего рефлекторно происходит вдох (живот при этом выдвигается вперед). Теперь на выдохе произнесите звук [с] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук [сссс-сссс-сссс...]. Снова сделайте вдох и на выдохе тяните звук [с]. Проделайте это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведите до 10 раз.

 

№ 4.

 

Встаньте прямо, руки вдоль туловища. Смотрите перед собой, плечи развернуты. На звуке [п-фффф] выдохните воздух — живот втягивается, после чего рефлекторно происходит вдох и живот выдвигается вперёд. На выдохе тяните звук [ш]: [ш-ш-ш-ш-ш-...] Потом снова — вдох. На выдохе считайте: 1, 2, 3... 15. Повторите упражнение 5 раз.

 

№ 5.

 

Встаньте прямо, руки вдоль туловища. Вспомните звуки природы и воспроизведите их на выдохе. Вот свистит ветер: [ссссссссс......] Шумит лес: [шшшшшшш...] А вот появился шмель: [жьжьжьжьжьжь...]

 

Делайте все спокойно, свободно, чтобы воздух на этих звуках беспрепятственно "вытекал в природу".

 

№ 6. "Пильщики".

 

Представьте, что вы пилите бревно. Начали распиливать со звуком: [с!с!с!с!с!с!] Вначале звук с отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила "входит в древесину". Чем шире амплитуда рук, тем длиннее тянущийся звук: [ссссс...сссссс...ссссс...]

 

№ 7. "Проколотый мяч"

 

У вас в руках на уровне груди воображаемый большой резиновый литой мяч. Если на него нажимаешь — слышен звук выходящего воздуха. Нажимайте на мяч ладонями и имитируйте выходящий воздух звуком: [ссссс...] Руки сходятся медленно: они как бы ощущают сопротивление "мяча". И так же, медленно, с силой, выгоняется из "мяча" (ваших легких) воздух: [сссссс...] Все ближе руки, все меньше воздуха в "мяче". Наконец ладони воздуха в активном движении сошлись. И этим движением "выбросился" неиспользованный в звучании воздух.

 

№ 8. "Душистая роза".

 

Встаньте прямо, ладони положите на ребра по обе стороны грудной клетки. Представьте себе, что вы нюхаете розы. Медленно вдыхайте через нос этот цветочный запах — заметили, как ребра грудной клетки раздвинулись? Вы это почувствовали ладонями. А теперь выдохните — ребра опустились, а ваши ладони проконтролировали это. Во избежание головокружения вдохи должны быть неглубокими. Повторите 3-4 раза.

 

№ 9. "Старт".

 

Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: "Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!" Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: прерывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Хватило ли у вас дыхания на весь отсчет до слова "Пуск!"? Если нет, то начните отсчет с меньшей цифры. Обратите внимание на то, чтобы последние слова: "Один! Пуск!" — прозвучали у вас на свободном, незатрудненном дыхании, энергично и громко.

 

№ 10.

 

Ходьба по коридору или во время прогулки на свежем воздухе. Делайте один шаг — вдох, на 4 шага — выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на один шаг, чтобы через месяц — полтора делать выдох на 10-15 шагов, вдох же при этом остается постоянным — на один шаг. На выдохе можно произносить скороговорку, каждый раз увеличивая число слов в ней, или читать стихотворение (четверостишие).

 

Помните, что в процессе выполнения упражнений тренируем выдох длительный, ровный, медленный.

5.2 Голос

Образование голоса

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос лектора дает возможность передать слушателем в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Произносительный аппарат

 

1 — альвеолы (бугорки у корней верхних зубов);

2, 3 — передняя и задняя части твёрдого нёба;

4 — мягкое нёбо;

5 — язычок (увула);

6 — кончик языка (лат. apex);

7, 8, 9 — передняя, средняя, задняя части спинки языка (спинка — лат. dorsum);

10 — корень языка;

11 — надгортанник;

12 — полость гортани;

13 — голосовые связки.

 

Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки — тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску — тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.

Звонкость (металличность) — это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.

Собранность звука — это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.

Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность — это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент — стремление как можно дальше направить звук.

Устойчивость голоса — это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.

Подвижность — свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

Диапазон — высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях — две октавы. Но в быту человек говорит на трех — четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Выносливость — высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.

Адаптивность — способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).

Суггестивность — способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

 

Как выработать для себя необходимые голосовые качества?

 

1 этап работы над голосом — освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.

 

2 этап — поиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

 

Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.

Упражнения на расслабление мышц

Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, соберите пальцы в кулак, напрягите пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы сильно напряжены). Через 3-4 секунды расслабьтесь: руки свободно падают, совершая маятникообразные движения.

Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, сильно упираясь ими в пол или стенку. Через 3-4 секунды расслабьтесь.

Поднимите вверх брови, напрягите их (выражение крайнего удивления), потом расслабьтесь, опустите брови.

Крепко зажмурьтесь. Затем через 3-4 секунды расслабьтесь, веки могут быть прикрыты.

Крепко сожмите челюсти и губы, через 3-4 секунды расслабьте их.

Наклоните голову вперед — назад, вправо — влево: круговые движения головой вправо — влево. Все движения выполняются при максимально расслабленной шее, спокойно, медленно.

 

Вибрационный массаж

Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней — грудная полость.

Для "включения" в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).

Делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную и другие системы организма, улучшая тонус мышц и всего тела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.