Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковая норма — это правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения. 7 страница




Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полетность, и нижняя резонаторская система, дающая тембральную окраску голоса.

 

Техника вибрационного массажа:

Стоя или сидя энергично постукивать пальцами обеих рук:

по лбу с произнесением звука [м] (мычание);

по крыльям носа с произнесением звука [м];

по верхней губе с произнесением звука [в];

по нижней губе с произнесением звука [з];

по верхней части груди с произнесением звука [ж];

по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [м];

по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [м].

 

После вибрационного массажа надо сделать 5-10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к голосовым упражнениям.

УПРАЖНЕНИЯ

№ 1. "Стон"

 

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.

 

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стоните.

 

Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

 

[ма — мо — му — мэ — ми — мы]

 

[ мам — мом — мум — мэм -мим — мым]...

 

Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.

 

А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:

 

[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

 

[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]

 

[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]

 

Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

 

№ 2. "Гудок"

 

Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу.... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка". А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...

 

А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...

 

Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...

 

Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...

 

И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...

 

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).

 

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.

 

Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".

5.3 Дикция

Дикция — особенность произнесения звуков.

Ясная, четкая дикция — обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении, "съедание" конечного гласного или звука внутри слова, звучание "сквозь зубы" делает речь невнятной и неразборчивой.

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих.

Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы "наскакивают" друг на друга.

Говорить надо ясно, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его "посыла". Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком.

 

Для тренировки артикуляционного аппарата выполняйте следующие упражнения:

Пластическая гимнастика органов речи.

Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть — откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз.

Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз.

Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.

Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.

Сомкнутые губы вытяните вперед в виде "хоботка", затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторите 5-6 раз.

Образовав "хоботок", двигайте его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте "хоботок" по кругу.

 

Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.

 

Упражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса.

УПРАЖНЕНИЯ

№ 1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:

Этот зверь зовется лама.

Лама — дочь,

И лама — мама.

(В.В. Маяковский).

 

Русалка плыла по реке голубой,

Озараяема полной луной.

(М.Ю. Лермонтов)

 

Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо. Следите за полетностью звука.

 

№ 2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.

1. Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.

 

2. бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.

 

3. утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.

 

4. был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить.

 

5. бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ.

 

№ 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:

1. Пословица не мимо молвится.

Написано пером, не вырубишь топором.

 

2. Дружба дружбой, а служба службой.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь

 

3. Терпенье и труд все перетрут.

 

№ 4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это сперва только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.

1. Ба — бо — бу — бэ — би — бы

ва — во — ву — вэ — ви — вы

да — до — ду — дэ — ди — ды

 

2. Па — по — пу — пэ — пи — пы

фа — фо — фу — фэ — фи — фы

та — то — ту — тэ — ти — ты

 

3. Га — го — гу — гэ — ги — гы

ка — ко — ку — кэ — ки — кы

ха — хо — ху — хэ — хи — хы

 

№ 5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:

1. Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы

 

2. Бба — ббо — ббу — бби — ббы

 

3. Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы

 

№ 6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец громко (но не кричать).

1. лра — лро — лру — лрэ — лри — лры

 

2. рла — рло — рлу — рлэ — рли — рлы

 

№ 7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:

1. Птка — птко — птку — пткэ — птки — пткы

 

2. Тпка — тпко — тпку — тпкэ — тпки — тпкы

 

3. Кпта — кпто — кпту — кптэ — кпти — кпты

 

№ 8. "Барбанщик"

 

Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:

Пара барабанов — 3 раза

Била бурю!

Пара барабанов — 3 раза

Била бой!

И. Сельвинский.

 

Следите за добором дыхания.

 

Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.

 

№ 9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.

1. Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

2. В Чите течет Читинка.

3. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

4. От топора копыт пыль по полю летит.

5. Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.

6. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

7. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.

9. Добыл боболь бобов.

10. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

11. В один, Клим, клин колоти.

12. Купи кипу пик.

13. Купи кипу пуха.

14. Стоит копна с подприкопеночком.

15. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

16. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.

17. Хвалю Халву.

18. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

19. У нас гость унес трость.

20. Дробью по перепелам, да по тетеревам.

21. Клара — краля кралась к Ларе.

22. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

23. На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.

24. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

25. Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.

26. Талер тарелка стоит.

 

27. Идти на рать, так бердыш брать.

 

28. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

 

29. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

30. Город Нерль на Нерли реке.

31. А мне не до домогания.

32. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

33. У сени и Сани в сенях сом с усами.

34. У осы не усы, не усища, а усики.

35. Осип охрип, Архип осип.

36. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

37. Сачок зацепился за сучок.

38. По семеро в сани уселись сами.

39. Свиристель свиристит свиристелью.

40. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

41. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

42. Около колодца кольцо не найдется.

43. Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.

44. Яшма в замше замшела.

45. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

46. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.

47. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

48. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

49. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

 

№ 10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".

Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

 

Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.

 

Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.

 

Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!

 

№ 11. "Фома неверный"

 

Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.

 

Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверный", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.

1. Мимозы Мила маме купила.

(произносит с ровной, спокойной интонацией).

 

2. Мимозы Мила маме купила?

(логически, интонацией выделяя первое слово).

1. Мимозы Мила маме купила.

(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).

 

2. Мимозы Мила маме купила?

1. Мимозы Мила маме купила.

 

2. Мимозы Мила маме купила?

1. Мимозы Мила маме купила.

 

2. Мимозы Мила маме купила?

1. Мимозы Мила маме купила!

 

Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.

 

Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков. Например:

 

Не мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

 

Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.

 

№ 12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).

Ландыши наш Лавр рвал.

Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала,

Рада ландышам была.

 

№ 13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:

1. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Понкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

 

2. 33 корабля лавировали — лавировали да не вылавировали.

 

3. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

 

4. Рапотовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался.

 

5. Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать

 

№ 14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:

 

Во дни сомнений,

 

Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,

 

Ты один мне поддержка и опора,

 

О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

 

Не будь тебя —

 

Как не впасть в отчаяние при виде всего,

 

Что совершается дома?

 

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

(И. С. Тургенев)

 

№ 15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:

Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.

Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.

Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.

Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.

 

 

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность,

Плавность — вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.


6. Риторика

Мы рады приветствовать всех, кто решил познакомиться с риторикой, которая существует уже более 2500 лет!

 

Почему же люди пытаются овладеть ее секретами? Вам, наверное, не раз приходилось переживать из-за своих неудачных выступлений, излишнего волнения, либо приходилось скучать, слушая монотонную или невнятную речь. Владение риторическими навыками позволит вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории ваши мысли, воздействовать не только на ум, но и на чувства слушателей.

 

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимы — риторика и красноречие. В Словаре русского языка риторика определяется так:

Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

В старину: название младшего класса духовной семинарии.

 

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством.

Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать позвольте мне сие выражение), каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой.

(М. М. Сперанский)

 

Таким образом, под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом.

 

В чем проявляется связь риторики с наукой?

Риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук. Широко пропагандирует и популяризирует их.

Многие идеи или гипотезы первоначально излагались устной форме, в публичных речах.

Риторика опирается на систему категорий соответствующих наук.

Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать.

(М. В. Ломоносов)

 

Риторика опирается на следующие науки:

философия,

логика,

психология,

педагогика,

этика,

эстетика,

литературоведение,

лингвистика.

 

Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.

 

Риторика как учебный предмет определяется так:

 

Риторика — это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

 

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

 

Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени — это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.

 

На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика — искусство убеждать". В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика — это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика — это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство — явление историческое. Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила.

Этапы развития риторики

Что обусловило появление риторики

Античный период:

Риторика Древней Греции:

софисты

Сократ

Платон

Аристотель

Риторика Древнего Рима:

Цицерон

Гортензий

Квинтилиан

Дион Хризостом

Византийская риторика

Средневековая риторика

Отечественная риторика:

Слово в Древней Руси

Ранние риторики

Ломоносов М. В. и Послеломоносовский период

Риторические школы российских академиков

Сперанский М. М.

Никольский А. С.

Рижский И. С.

Частная и общая риторика

Кошанский Н. Ф.

Мерзляков А. Ф.

Малиновский Ф. Л.

Галич А. И.

Зеленецкий К. П.

Риторика в конце 19 века

Институт Живого Слова

Современная риторика


7. Ораторская речь

Риторические навыки и умения

Чтобы выступать перед аудиторией, оратор должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

отбора литературы;

изучения литературы;

составления плана;

написания текста речи;

самообладания перед слушателями;

ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.

Часто спорят, каждый ли может стать хорошим оратором? Цицерон говорил: "Поэтами рождаются, ораторами делаются".

Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Между тем, когда он произносил свою первую речь, народ смеялся и так кричал, что оратор не смог довести речь до конца. Тогда Демосфен, чтобы освободиться от недостатков, укрепить свой слабый голос, научиться жестикулировать, устроил себе в подземелье комнату. Он уединился там, выбрив себе половину волос, — ведь в таком виде стыдно появляться перед людьми. У Демосфена был неясный выговор, поэтому, чтобы улучшить дикцию, он набирал в рот камешки и произносил так речь. Даже поднимаясь в гору, оратор продолжал говорить, чтобы развивать голос и тренировать дыхание. Таким образом, мастерство Демосфена было достигнуто благодаря упорному труду.

С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:

Инвенция — изобретение

Диспозиция — расположение

Элокуция — выражение

Меморио — запоминание

Акцио — произношение

 

I. На этапе изобретения оратор должен:

определить Цель и вид речи;

выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;

отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;

решить, Писать ли текст выступления?

 

 

II. На этапе расположения выступающий должен:

Составить план;

выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;

продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение;

определить переходы от одной части к другой;

решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.

 

III. На этапе выражения оратор должен:

определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;

продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;

продумать Приемы привлечения внимания аудитории.

 

IV. На этапе запоминания оратор должен:

решить Выступать с опорой на текст или без записей?;

запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;

Прорепетировать свое выступление

 

V. На этапе произнесения оратор должен:

Установить и поддерживать контакты с аудиторией;

знать психологию слушателей;

обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;

продумать Способы борьбы со страхом и волнением;

проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;

ПРАКТИКУМ

№ 1. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Слово — это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, — мы оцениваем его значение и силу... Тогда художественные способности растут, оживляются, крепнут. Замкнутые в изолированном самоудовлетворении, они все утончаются, теряют силу и жизненность, хиреют или обращаются на односторонние, исключительные настроения, чисто экзотического характера.

(В. Г. Короленко)

 

№ 2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью.

(Цицерон)

 

№ 3. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшем нежную ткань души, и раскаленным железом, и каменьями грязи... словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.

(В. А. Сухомлинский)

 

№ 4. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Изо всех созданий современного искусства я особенно люблю афиши. Их идеал: яркость, их художественный принцип: бей по голове! Никаких полутонов, полуоттенков! Они не знают шепота, они вечно должны кричать... Они создались не в капеллах, не для пап и вельмож, не для музеев и галерей, их родина — площадь (о, как дьявольски кричат их краски, синие, желтые, красные!), для них каждый забор — галерея и каждая улица — музей!

(К. Чуковский)

 

№ 5. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Пусть же воздвижение ему памятника станет в самом деле событием и новой эрой в нашей общественной жизни. Пусть изваянный в меди образ этого всемирного художника и русского народного поэта неумолчно зовет чреды сменяющихся поколений к труду народного самосознания, к плодотворному служению истине на поприще правды народной, — чтобы сподобиться наконец русской "интеллигенции" стать работоспособным высшим выражением русского народного духа и его всемирно-исторического призвания в человечестве!

(И. С. Аксаков)

 

№ 6. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело.

(В. О. Ключевский)

 

№ 7. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

Нужно видеть, нужно ощущать то, о чем вы говорите, — тогда язык будет такой магией, о которой я уже упоминал, тогда именно язык будет играть на этой клавиатуре мозга моего читателя, если я вижу и ощущаю то, о чем я говорю. Отсюда следует, что смертельный яд для языка, для всякого народа, который стремится к культуре, — это употребление в языке готовых, ходячих выражений. Человек, который становится на этот путь употребления ходячих и готовых выражений, он катится под уклон, под очень крутой уклон, я бы сказал, сумерек своего сознания, человек идет не вверх по лестнице развития, а вниз.

(А. К. Толстой)

 

№ 8. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях?

 

О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности все сделать, а в возможности думать, что ты все сделаешь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.