Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека. Формы речи. Разновидности речи




Реализации общественно-коммуникативных потребностей

ЛЕКЦИЯ 6. Речевая деятельность. Речевая деятельность как способ

План:

1.1 Речевая деятельность

1.2 Речевая деятельность как способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека

1.3 Формы речи

1.4 Разновидности речи

Термин язык обычно употребляется в двух значениях:

1) язык вообще как абстрактное представление о едином человеческом языке - определенном классе знаковых систем;

2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенном пространстве и в определенное время, как одна из реализаций свойств языка вообще.

Речь - это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в знаковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – внутренняя речь). К речи относят также продукт говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядоченна. С примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве.

Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет соединяющий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации, например, не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, искусства и т.д. имеют место и устная, и письменная формы речи. Представим особенности устной и письменной речи в следующей таблице.

 

Параметры Устная речь Письменная речь
1. Языковые знаки Поток звуков, паузы, интонация, ударения. «Поток» букв, символы, знаки препинания.
2. Неязыковые знаки Жесты, мимика, позы, правила этикета. Материал, используемый для письма.
3. Исполнение Динамически развертывается во времени; носит линейный необратимый характер; не допускает переделывания текста; спонтанна; зависит от ситуации общения. Статична; зафиксирована на материале для письма; допускает паузы для глобальной переделки текста; подготовлена заранее; не зависит от ситуации общения впрямую.
4. Адресат Конкретный, реже абстрактный. Абстрактный, реже конкретный.
5. Стиль Разговорный и литературно-разговорный. Книжно-литературный.
6. Предпочитаемая форма речи Диалог (монолог). Монолог (диалогизированный монолог)
7. Структурно-содержательные особенности 1. Избыточность (повторы сказанного, разные уточнения, пояснения и т.д.). 2. Экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем можно легко догадаться). 3. Перебивы (говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, вносит поправки, уточнения в сказанное и т.д.). 4. Использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики). 1.Содержательность (отсутствие многословия, учет стиля речевого произведения). 2.Логичность выска-зывания. 3.Правильность (нормативность) речевого высказывания. 4.Использование средств словесного выражения (богатство и выразительность речи).

 

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, следует иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

Разновидностями речи являются диалог и монолог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.

Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Любой диалог имеет следующую структуру: зачин – основная часть – концовка. Зачином может быть формула речевого этикета, или первая реплика-вопрос (Который час?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода).

Диалог представляет собой первичную, естественную форму речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое распространение в сфере разговорной речи, но диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Он характеризуется относительной протяженностью и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения в слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь – служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.