Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3. Значение общения. Условия общения. Функции общения




ОБЩЕНИЕ

План:

1.1 Значение общения

1.2 Условия общения

1.3 Функции общения

Общение (коммуникация - лат. communicatio - сообщения, связь) есть специфическая форма взаимодействия людей [Розенталь, Теленкова 1976].Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку - все живое так или иначе общается. Английские психологи считают, что природная функция общения - создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. «Язык» при помощи которого общается животный мир, конкретен и прост. Он передает информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта. Биологи подсчитали даже количество «слов-понятий», которыми пользуются «братья наши меньшие» при взаимном общении: у лягушки их 6, у кошки - 20, у лисицы - 36.

Таким образом, общение не является изобретением человека, потребность в нем имеет биологическую природу. У людей она стала играть столь важную роль, что получила статус одной из самых главных, и психологи склонны приравнять ее к потребности самосохранения.

Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, т.к. она - часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, работников сферы обслуживания.

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Общение - процесс, в котором действует не менее двух человек: говорящий (А1 - адресант) и слушающий (А2 - адресат). Кроме говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией.

Еще одно условие – знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.

Основные функции общения: 1) информативно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека).

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которыми приходится иметь дело в каждом конкретном случае.

Существуют различные подходы к классификации общения.

Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение, т.е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, при исполнении служебных обязанностей.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды:

1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактноедистантное;

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственноеопосредованное;

3) с точки зрения формы существования языка – устноеписьменное;

4) с точки зрения переменной и постоянной позиции я – говорящего и ты – слушающего – диалогическоемонологическое;

5) с точки зрения количества участников – межличностноегрупповоемассовое;

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частноеофициальное.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.

Главными элементами речевой ситуации и определяющими ее являются участники и отношения между ними. Партнеры по речевому общению – это люди, выполняющие в данной речевой ситуации определенную роль (социальную и соответствующую ей речевую), находящиеся в определенных отношениях к речевым партнерам и выполняющие (реализующие) свои речевые цели (намерения).

Речевая ситуация –1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория); 2) предмет речи; 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия); 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется устная или письменная речь, условные знаки и пр.; 5) код (язык, диалект, стиль); 6) речевой жанр (например, полемика); 7) событие (например, церковная служба); 8) оценка эффективности речи (тронула ли церковная проповедь сердца); 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации [Педагогическое речеведение 1998].

Классификация ситуации общения (по З.А.Смелковой)

Ситуации общения
Кто я Кому Где Когда Почему Зачем
Говорящий адресант Тебе слушающему адресату Здесь место действия Сейчас время Мотив речевого действия Цель (коммуникативное намерение)
Коммуниканты Партнеры Собеседники Внешние обстоятельства Внутренние обстоятельства

 

Коммуниканты. По количеству участников: 1:1; 1:много.

Характеристика возможных ролей в общении:

1. Симметричные – ассиметричные – равные или неравные по социальному положению и возрасту (ученик-ученик; ученик-учитель; подчиненный-начальник).

2. Социальные роли партнеров:

постоянные – пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст; переменные – социальная роль в момент общения – по отношению к партнеру (пациент-врач; пассажир-кондуктор и т.п.).

3. Официальный-неофициальный характер общения (общение в кругу семьи, в кругу коллег-сослуживцев, на отдыхе и т.п.).

Внешние обстоятельства (условия) общения:

Пространственно-временные условия – контактное (устное визуальное) общение и дистантное (письмо, разговор по телефону) общение.

Внутренние обстоятельства – мотивы и цели общения:

В коммуникативное намерение входят коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика.

Типология коммуникативного намерения (стратегия):

1. Проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

2. убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

3. внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

4. Побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 9693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.