Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по подготовке к экзамену




Методические рекомендации по подготовке реферата

Для студентов БГТУ предусматривается выполнение реферата (творческой контрольной работы).

Назначение контрольной работы состоит в том, чтобы приобрести навыки самостоятельной работы с источниками и монографической литературой, научиться собирать и систематизировать интеллектуальную информацию и философские концепции, анализировать их, делать правильные теоретические и мировоззренческие выводы, грамотно выражать свои мысли, выстраивать систему интеллектуальной аргументации и доводов. Контрольная работа является важным этапом в подготовке студента к экзамену по курсу. Без зачета по контрольной работе студент не допускается к экзамену. Навыки, приобретенные при выполнении контрольной, помогут студенту успешно справиться с письменными работами по другим дисциплинам.

Работа должна быть написана орфографически и стилистически грамотно: мысли свои надо выражать кратко и ясно, страницы нумеровать, на каждой из них следует оставлять поля.

Все цитаты из документов, произведений классиков и других авторов, все заимствования любых данных должны иметь ссылки на источник. Ссылки следует давать в подстрочнике. При ссылке обязательно указывать, если это документ, его название, параграф или статью; если это произведение какого-либо автора – фамилию и инициалы автора, название произведения, место и год издания, страницу; если это статья – фамилию, инициалы автора, название статьи, название журнала (или газеты), год и номер издания, страницу.

Обязательно должен быть приведен оформленный в алфавитном порядке список использованной литературы.

При добросовестном выполнении всех этих требований и правил работа студента будет самостоятельной и не сведется к пересказу учебника, брошюры или какой-либо статьи.

По всем возникшим вопросам студенты могут обращаться к преподавателю за консультациями на протяжении всего учебного года.

При подготовке к экзамену по курсу студенту рекомендуется:

- изучение тем курса по конспекту лекций,

- изучение курса по учебной литературе,

- конспектирование учебной литературы,

- использование различных контрольных вопросов и заданий.

 


тексты лекций по дисциплине «Риторика»

РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 1. Определение риторики. Законы риторики. Связь риторики с другими науками. Основные разделы риторики

План:

1.1 Определение риторики.

1.2 Законы риторики

1.3 Связь риторики с другими науками

1.4 Основные разделы риторики

Древнейшее определение риторики – «искусство убеждать» - восходит к великим мыслителям древней греции – горгию, платону, сократу, аристотелю. Позднее появилось множество других определений: «искусство хорошо говорить» (квинтилиан), «искусство украшать речь» (средние века), «искусство применять разум к воображению для пробуждения воли» (ф. Бэкон), «наука о приемах убеждения» (в.в. виноградов), «наука о построении и правильном использовании речи» (ю.в. рождественский), «неформальная логика человеческого общения» (х. Перельман) и др.

В разные периоды в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. Уже во времена глубокой древности четко обозначались два подхода к пониманию риторики. С одной стороны, платон, сократ, аристотель, цицерон развивали концепцию содержательной риторики, где одним из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи.

Вероятно, этими причинами объясняется тот факт, что у риторики есть и другие названия: красноречие (красная речь – «красивая»), краснословие, или, по латыни, элоквенция, витийство (от славянского «вити словеса»), теория словесности, ораторское искусство. Разногласия вызывает последний термин. Риторика – это наука или искусство?

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским мастерством (аристотель, цицерон, м.в. ломоносов, а.ф. мерзляков, в.г. белинский, а.ф. кони и др.).

Человеческое мышление осуществляется в двух формах - логической и образной, им соответствуют две разновидности познания – наука и искусство, взаимно дополняющие друг друга.

Ораторская речь – своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, реализуемого в словесной форме: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления в том и состоит, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности. Например, е.а. ножин утверждает: «ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. … всякий грамотный человек в результате упорного труда сможет овладеть основами ораторского искусства, то есть умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно» [ножин 1989].

Риторика как самостоятельная наука имеет собственные законы.

1. Концептуальный закон предполагает систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи и формирование основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал, предвидеть его воздействие на аудиторию (к).

2. Закон моделирования аудитории (а) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о 3-х главных признаках, определяющих «лицо» любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др. Социально-психологические признаки обоснованы мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др.

3. Третий закон риторики (с) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить цели речевой деятельности (зачем?); противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения; главный тезис выступления, собственную позицию.

4. четвертый закон риторики формирует тактику (т) составления выступления. При этом предполагается следующая последовательность действий: заинтересовать аудиторию, вызвать слушателей на размышление; вывести их на уровень обсуждения предмета речи.

5. Пятый закон риторики (св) требует внимание к словесно-речевому выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в действенную словесную форму.

6. Закон эффективного общения (эо) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторий, завоевывать ее симпатии и внимание, интерес.

Для этого также предусматривается определенная система действий: управление собственным поведением, управление поведением аудитории, корректировка подготовленного текста по ходу выступления.

7. Системно-аналитический закон риторики (са) развивает у оратора умение выявлять и оценивать собственные впечатления от выступления и анализировать речевую деятельность других. Это помогает накопить опыт, совершенствовать мастерство своих публичных выступлений.

Таким образом, риторику можно представить в виде определенной схемы, которая может быть расценена как сумма всех достижений риторики от античности до наших дней:

Р = к + а + с + т + св + эо + са

Нельзя не согласиться с пермскими авторами «общей риторики», которые считают, что эта формула представляет собой целостную систему, в которой все компоненты взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Они выстроены в строгой последовательности: концептуальный закон - основополагающий, т.к. Умение мыслить позволяет человеку наполнить свою деятельность содержанием; закон моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон – знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию; актуальность системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации – устранить недостатки, и тем самым совершенствовать свою ораторскую деятельность.

Таким образом, законы риторики отражают системность мыслеречевой деятельности (что, зачем, как), и следование им определяет коммуникативный успех публичного выступления [юнина, сагач 1992].

Своеобразие теории ораторского искусства заключается в том, что она, имея свой предмет, опирается на целый ряд других наук, использует их данные. Рассмотрим отношение риторики к этим наукам.

Риторика и философия. Философия – это наука, изучающая всеобщие законы развития природы, общества, человека. Риторика же исследует законы эффективной мыслеречевой деятельности, знание которых позволяет человеку развить системность мышления, речи и поведения. Следовательно, риторика – составная часть философии.

Риторика и логика. Эти науки находятся в отношении пересечения: обладая общим аспектом исследования, каждая из них относительно самостоятельна и имеет свой предмет. Так, для логики это – все мышление в целом (разные его виды, формы), законы мышления; для риторики – словесное мышление и те законы, которые обеспечивают эффективность данного вида мышления.

Риторика и психология. Сферы исследования этих наук также тесно взаимосвязаны, сопряжены. Психология изучает чувственно-эмоциональную область жизнедеятельности человека, сферу подсознательного и законы, ею управляющие. Риторика проявляет интерес лишь к тем чувственно-эмоциональным аспектам, которые оказывают активное влияние на сферу словесного мышления, от управления которыми во многом зависит эффективность мыслеречевой деятельности.

Риторика и этика. Интересы этих наук очень тесно переплетаются в самом объекте исследования. Это – мораль, нравственные законы. По сути, этос (нравственная позиция) есть самое важное слагаемое риторики; вне этоса риторика разрушается, вырождаясь в демагогию и словоблудие. Различие в предмете у данных наук в том, что этика изучает поведение субъекта, разные его виды; риторику интересует в основном речевое поведение.

Риторика и лингвистика (языкознание). Эти области человеческого знания имеют общий объект (речевая деятельность) и предмет исследования (текст). При этом для риторики, в отличие от лингвистики, интерес представляют не все виды текста, но в первую очередь публичная речь, отвечающая важнейшим коммуникативным требованиям. Эти речевые качества – предмет специального изучения разных лингвистических наук: культуры речи, стилистики, фонетики, орфоэпии и др.

Риторика и сценическое мастерство. Публичная речь, пройдя стадию подготовки, выходит на следующий этап – исполнение (произнесение). Это своего рода спектакль. Поэтому риторика использует те компоненты сценического мастерства, которые обеспечивают качество подачи публичной речи и ее успех у аудитории. Это работа над произношением, голосом, речевым дыханием; управление мимикой, жестами, позой и т.д.

Следовательно, для риторики актуальны и такие науки, как кинесика (движения, жесты, мимика), проксемика (положение тела в пространстве), а также эстетика, история и др.

В современной риторике выделяются несколько основных разделов, ориентированных на изучение различных аспектов речевого воздействия.

I. О б щ и е т р е б о в а н и я к р е ч и (качества образцовой речи). Это универсальные условия эффективности речевого воздействия вне зависимости от того, когда, с кем, как, о чем говорится. Основой красивой и понятной речи являются такие понятия, как правильность, ясность, логичность, краткость, точность.

В риторике выработаны специальные критерии оценки качеств речи, использование которых позволяет относительно объективно определить степень эффективности выступления или лучше подготовиться к предстоящей речи.

II. Р и т о р и ч е с к и е ж а н р ы. В древности различали ораторику (в ее основе лежит публичный монолог) и гомиолетику, искусство диалога. Сейчас более принята трехжанровая рубрикация: 1) публичное выступление, 2) переговоры, 3) полемика.

Жанры различаются, прежде всего, по целям ритора: в первом случае он должен своим выступлением убедить слушателей, во втором – убедить партнера, выступающего то как оппонент, то как союзник в решении поставленной задачи, в третьем – отчасти (иногда лишь формально) убедить оппонента и обязательно убедить слушателей.

III. П о д г о т о в к а р е ч и. Со времен античности по направлению от замысла к выступлению выделяется четыре стадии. Первая из них – инвенция – замысел речи. Ритор прежде всего думает о том, что и зачем он должен сказать, стремится учесть особенности аудитории. Вторая стадия подготовки – диспозиция, т.е. Расположение основных частей выступления, продумывание характера и последовательности аргументов, способов воздействия на публику. Третья стадия – элокуция, словесное оформление мысли, подготовка текста (или хотя бы развернутого плана) будущего выступления. Заключительная часть – инсценирование, реализация замысла; традиционно эта часть назвалась «красноречие голоса и жеста». Очень важно не только уметь хорошо держаться перед аудиторией, красиво говорить, но и при необходимости быстро изменять что-то в подготовительной речи, учитывать реальные особенности аудитории, достойно отвечать на вопросы, правильно реагировать на возникающие сложности.

IV. С р е д с т в а р и т о р и к и. Имеются в виду собственно языковые средства, помогающие сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся. Множество полководцев гордо заявляли о своих победах в торжественных многословных реляциях, но мир помнит только короткую звучную фразу юлия цезаря – «veni! Vidi! Vici». Русский перевод – «пришел, увидел, победил» воспринимается уже не так: римляне услышали три одинаково коротких слова, каждое из которых начиналось звуком в и заканчивалось на и. Броская фраза иногда действует сильнее, чем глубокая мысль, но еще лучше, если и идея хороша, и выражена она с блеском. Очевидно, что за тысячелетия люди отыскали множество способов «украшения» мысли, и эти приемы надо учиться использовать в своих целях [чудинов 1998].

V. Ч а с т н ы е р и т о р и к и. Помимо общей теории риторики, существуют специальные теории красноречия, учитывающие специфику различных сфер человеческой деятельности. Это судебная риторика, военная риторика, деловая риторика, педагогическая риторика, богословская риторика, политическая и даже бытовая риторика. Здесь опять же возможно смещение границ, существование каких-то переходных случаев: например, в ситуации рыночной торговли совмещаются признаки деловой и обыденной риторики.

Вопросы:

1. Риторика – наука о способах речевого воздействия.

2. Риторика как наука и искусство («Поэтами рождаются, ораторами становятся»). Ваше мнение об этом высказывании.

3. Общая и частная риторики.

4. законы риторики:

а) концептуальный;

б) моделирования аудитории;

в) стратегический;

г) тактический;

д) словесно – речевой;

е) эффективного общения;

ж) системно – аналитический.

Риторика – Р=К+А+С+Т+СВ+ЭО+СА

5. Риторика и философия. Риторика и логика. Риторика и психология.

Риторика и этика. Риторика и лингвистика. Риторика и сценическое

мастерство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.