КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕЦИЯ 4. Невербальные средства общения
Условия успешного общения. 1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность. 2. Настроенность на мир собеседника. 3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего. 4. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события (то есть говорящий языковыми средствами всегда передаст свое отношение к предмету речи, а также к адресату). 5. Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние. 6.Знание говорящим и норм этикетного речевого общения. 7. Соответствие планов и схем речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия [Культура русской речи 1998]. Вопросы: 1. Общение и его слагаемые. 2. Бытовое общение: а)условия Эффективности разговора (обоюдное желание вести разговор, удачно выбрать тему, найти общий язык); б) народные раздумья о собеседовании. 3. Деловое общение: а) особенности делового общения: — партнерские отношения; — регламентированность; — соблюдение принципов эффективного слушания;
б) виды делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, телефонный разговор. План: 1.1 Мимика 1.2 Виды жестов Жесты выражают определенное душевное движение, они постоянно сопровождают нашу речь, без них немыслимо общение. Точно найденные, они впечатываются в сознание и зрительную память слушателей. Ораторское искусство не только слышимое, но и видимое. Оно воспринимается и зрительно. С помощью слов передается основная информация, а с помощью жестов – различное отношение к ней, иногда, впрочем, жесты могут заменять слова. Жесты, выражение глаз, мимики, поза, движение тела – невербальные средства общения. Их изучает кинесика (от греч. kinesis – «движение»). Особое внимание кинесика уделяет мимике и жестикуляции. Мимика (от греч. mimikos – «подражательный») – 1. Движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2. Искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Основной элемент мимики – мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитивное эмоциональное состояние – радость и удивление. Остальные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодолением отрицательных для живого существа обстоятельств. Мимика человека целостна и динамична. Первое проявляется в том, что основные мимические коды интернациональны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта – именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода. Исключительно важное значение в общении имеет взгляд – комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с процессом формирования мысли. Рождение мысли - процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направлен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнерами есть визуальный контакт, налицо расположенность к общению, если нет, стоит задуматься, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В деловом общении не стоит пользоваться темными очками, так как у вашего партнера обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздражение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Внимательно наблюдая за взглядом партнера, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Китайские и турецкие купцы успешно использовали эту особенность при ведении переговоров о цене товара: если покупатель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи знаменитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачками соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получении отменной карты, суженные – о блефовании. Основное требование к жестам - это их естественность. Не следует использовать бессмысленную механическую жестикуляцию. Ведь руки, как и речь, передают нашу мысль и наши чувства, вносят в высказывание ясность и эмоции. Вот что об этом думал К.С.Станиславский: «… есть немало балерин, которые, танцуя, машут руками, показывают зрителям свои «позы», «жесты», любуясь ими извне. Им нужны движения и пластика ради самих движений и пластики… Не надо нам ни приемов балета, ни актерских поз, ни театральных жестов, идущих по внешней, поверхностной линии. Они не передадут жизни человеческого духа Отелло, Гамлета, Чацкого и Хлестакова. Жесты должны исходить из самого сердца, из стремления заставить слушателей чувствовать и видеть так, как чувствует и видит выступающий. Таким образом, жест - внешнее проявление мыслительного и эмоционального состояния человека и выражение его индивидуальности. Выделяют жесты безусловные и условные. Безусловные - это те, которыми человек пользуется автоматически, они даны ему от рождения или формируются в результате жизненного опыта, подражания. Например, при расставании мы можем помахать рукой, при встрече - пожать руку. Но есть и другие жесты, которые называют условными. Их специально отрабатывают для выражения определенной мысли или определенных эмоций и используют при определенных условиях во время произнесения речи. В ораторской речи пользуются несколькими видами жестов. Это жесты эмоциональные (для выражения душевных порывов), описательные, указательные, подражательные, оценочные, актуализирующие. Жесты для выражения душевных порывов сопровождают эмоциональную речь. Они обычно используются в самых сильных, кульминационных местах речи вместе с повышением голоса, подчеркивая какие-то мысли, связанные с переживаниями. Описательные жесты помогают дать представление о форме, внешнем виде и движении объекта. Руками вы можете показать овальную или квадратную форму, быстрое или медленное движение, оригинальность или неоригинальность внешности. Указательные жесты служат для указания рукой на местоположение или направление движения кого-либо или чего-либо. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Можно ли адекватно понять просьбу, указание, приказ следующего содержания, если они выражены лишь словесно: «Подайте, пожалуйста, эту ручку», «Этот учебник не бери, возьми вон тот». Все эти фразы обязательно должны сопровождаться указательными жестами, иначе понять их истинный смысл невозможно. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом туловища. Указательные жесты могут быть и многозначными: в разных ситуациях один и тот же жест приобретает иное значение. Например, если во время лекции студент показывает своему товарищу на запястье руки, то сигнал жеста состоит в вопросе: «Сколько осталось до конца лекции?». Тот же жест, адресованный лектору его ассистентом, означает, что времени осталось мало и надо переходить к заключительной части лекции. Подражательные жесты используются при описании кого-либо и имитируют его поведение. Оценочные жесты выражают отношение говорящего к объекту речи. Их еще называют «модальные жесты». Актуализирующие жесты выделяют наиболее важные содержательные места в речи. Символические жесты связаны с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию, предвкушение приятного. Например, для русских знаком согласия служит покачивание головой вперед-назад, а для болгар – влево-вправо. Следующая группа невербальных средств общения - средства такесические (лат. taktus - прикосновение; ощущение). Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом. Выбор того или иного такесического средства определяется многими факторами – национальностью, полом, возрастом, степенью знакомства, положением на социальной лестнице. Использование такесических средств в деловых контактах должно быть предельно избирательным, так как они относятся к очень экспрессивным средствам общения. Наиболее нейтральное такесическое средство – рукопожатие. В деловом мире оно используется не только как приветствие, но и как символ заключенного соглашения, знак доверия и уважения к партнёру. Характеристиками рукопожатия могут быть его длительность, интенсивность. Короткое и вялое свидетельствует о безразличии партнера. Длительное рукопожатие, сопровождающееся улыбкой и приветливым взглядом демонстрирует дружелюбное отношение к вам. Долгое и интенсивное («мертвая хватка») должно насторожить вас: партнер борется за лидерство в отношениях. Рукопожатие имёет свои специфические особенности, которые отражают иерархическое положение партнёров относительно друг друга: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), подчинённое (рука снизу, ладонь развёрнута вверх); и равноправное (рука направлена прямо, ладонь перпендикулярна плоскости, на которой человек стоит). Усвоение невербального языка особенно важно в практике делового общения. В деловых контактах существует несколько специфических позиций, знание которых помогает повысить эффективность общения. Условно их можно разделить на две группы - позитивные и негативные. К первым отнесем открытость, заинтересованность, оценку и принятие решения, отзеркаливание. Ко вторым - защиту, подозрение и скрытность, обман, ложь, сомнение. Общими для всех людей проявлениями открытости являются расстёгивание пиджака, свободное положение рук (открытые ладони), передвижение на край стула ближе к столу, за которым сидят партнеры. Человек, стремящийся к открытым отношениям, будет смотреть на вас «деловым» взглядом, и его глаза будут встречаться с вашими не менее 60-70% всего времени общения, а зрачки его при этом будут расширены. Заинтересованность выражают наклонённые к собеседнику голова и туловище. Жесты обмана, лжи и сомнения связаны с прикосновением рук к лицу (попытка закрыть рот, глаза и уши руками, жест «жарко под воротничком»). Причем жест «защита рукой» следует отличать от оценочных жестов. Некоторые люди притворно покашливают, чтобы замаскировать его. Следует учесть, что если человек прикрывает рот в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду, а если этот жест использует тот, кто слушает, это означает: он чувствует, что вы лжете. Вопросы: 1. Мимика 2. Жестикуляция 3. Жесты
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |