Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5. Голос как инструмент общения




План:

1.1 Голос

1.2 Составные части техники речи

Воздействуя на аудиторию в процессе выступления, оратор прибегает к целому комплексу лингвистических, паралингвистических и кинетических средств. Разумеется, главным было и остается слово. Но риторика - это наука о живом, звучащем слове, и как бы ни была важна мысль, заключенная в слове, она может быть воспринята слушателями лишь тогда, когда оратор произнесет это слово, четко, ясно, членораздельно. Демосфен на вопрос, что он считает самым важным в искусстве речи, ответил: «Во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение». Исполнение речи - (action, или pronuntiatio) - последний и немаловажный для успеха этап работы оратора. Существенную помощь в выполнении этой задачи оказывает оратору техника речи - важная сторона ораторского мастерства и особый раздел риторики. Ее главная цель - научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.

Голос - одна из существеннейших характеристик человека. Не бывает двух одинаковых голосов. И, за весьма редкими исключениями, любой человек может сделать свой голос гибким, сильным, богатым оттенками. Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков и нечеткая артикуляция способны испортить самую хорошую речь, подорвать авторитет оратора.

Техника речи - весьма специфический раздел науки об ораторстве. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная длительная практическая работа над навыками произношения. Ограничимся поэтому самыми общими теоретическими замечаниями.

Составные части техники речи – это постановка речевого дыхания, постановка речевого голоса, дикция и орфоэпия (последний раздел иногда рассматривают как часть речевой культуры). Суть техники речи – в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения.

Речевой аппарат состоит из трех частей:

органов дыхания (пассивных - легкие, бронхи, трахея - и активных - мышцы, приводящие их в движение, в первую очередь - диафрагма, брюшной пресс);

органов голосообразования (гортань, голосовые связки, резонаторы - полость носа и рта);

артикуляционной системы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое нёбо).

Легкие похожи на воздуходувные меха. Сокращаясь, диафрагма втягивает воздух в легкие, а затем несколько групп брюшных мышц, подпирающих диафрагму, вытесняют воздух из легких. Воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать голосовые связки – возникает звук голоса, который расширяется и обогащается, отражаясь в резонаторах (усилителях звука). Артикуляторы с помощью изменения в размере и форме рта образуют отдельные звуки и соединяют их в слоги и слова.

Координированной и правильной работой всех названных частей обеспечиваются такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Хорошо дышит не тот, у кого больше объем легких, а тот, кто умеет правильно распределить выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха должно быть не меньше, чем 1:15-1:20. Во время эмоционального подъёма, волнения мы дышим чаще, объема вдыхаемого воздуха может не хватить для произнесения длинной фразы. Поэтому оратор учится также добирать дыхание в процессе речи, делая это во время естественных (логических) пауз и незаметно, бесшумно. Следует также иметь в виду, что различные звуки требуют различных энергетических затрат.

Очень важная часть техники речи - работа над дикцией. Приходится потратить немало времени на преодоление недостатков речи, так как многие говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки. Это ведет к тому, что искажается слово, а за ним и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании.

Самый сложный вопрос техники речи и речевой культуры - освоение орфоэпических норм.

Слово «орфоэпия» означает правильное литературное произношение. Любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи оратора на ее форму, отвлекает от восприятия смысла, раздражает.

Эта часть риторики сложна не потому, что нормы произношения в русском языке весьма многочисленны, а ударение свободно (разноместно и подвижно). Главная трудность заключается в том, что многие из нас считают строгую нормативность литературной речи излишней и несущественной, не уделяют ей должного внимания, нередко нарушают. Другая сложность – в том, что к литературной речи нельзя подходить со статистической меркой: нормой далеко не всегда является то, что получило наибольшее распространение в данный момент (очень распространенная ошибка «афёра» - вместо «афера»; но оттого, что так говорят миллионы людей, она ошибкой быть не перестала, или другие типичные ошибки – «газопрóвод» вместо «газопровóд», «тортóв» вместо «тóртов»). Третья трудность в усвоении литературной нормы состоит в ее изменчивости. Одни нормы вытесняются другими, при этом в языке существует примерно 5000 слов, которые подчиняются одновременно двум нормам – старой, уходящей и новой (твóрог и творóг, желчь и жёлчь). Слова, имеющие два варианта правильного произношения, следует отличать от слов, где один из вариантов находится за пределами литературного языка (например «ободрùть» - правильное, «обóдрить» - ошибочное, или «заём» - «займ»).

Вопросы:

1. Голос.

2. Части техники речи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.