Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема 2. Мораль и нравственность в истории этической мысли




Тема 2. Мораль и нравственность в истории этической мысли

Цель занятия: Проанализировать процесс развития этических учений.

 

Практическое занятие (круглый стол) – 4 часа

 

Заседающими на круглом столе являются студенты, исполняющие роли: знатоков этических учений (5 чел.); биографов (3 чел.); аналитиков – (2 чел); участники круглого стола (все оставшиеся).

Студенты предварительно получают консультацию преподавателя об особенностях выполнения выбранной роли и той литературы, которую необходимо изучить.

Вступительное слово преподавателя. В этике, как и в любой другой науке, есть свой круг проблем, которые она решает. Это смысл жизни, тайна смерти, взаимосвязь страдания и удовольствия, положительные и отрицательные качества характера, нормативность и поступки, моральные ценности и все то, что связано с отношением человека к обществу вообще. Что определяет поступки человека? Можно ли научить человека добру и что такое вообще добро? Что такое порок и чем он отличается от добродетели? Что такое милосердие? Как преодолеть стремление к удовольствию? Что такое счастье? Какое значение в жизни человека имеет совесть? Интересно, что, отвечая на эти вопросы, каждая эпоха предлагает свое понимание и конкретные решения, которые наиболее полно отражены в философских рассуждениях мудрецов.

В настоящее время, как и много лет назад, нравственный статус личности определяется по степени ее приобщенности к духовной культуре всего человечества.

Прирассмотрении первого вопроса Знаток 1 рекомендует обратить внимание на особенности этических учений эпохи классической Греции о «добродетелях». Античная этика раскрывает проблему общечеловеческих оснований нравственности и отражает ее этическую рефлексию.Учений о нравственных нормах человеческих отношений огромное множество. Позднеантичная этическая мысль, ориентированная на поиск оснований нравственности в сфере субъективного, внутри человека, предложила известный вариант «правильной жизни» в условиях социальной дестабилизации, кризиса – «Когда невозможно опереться на что-то внешнее, надо искать опору в себе самом». Биограф 1 делает сообщение о Аристотеле. Аналитик 1 раскрывает суть этических учений античных философов.

Знаток 2 раскрывает суть религиозной этики. Рассмотрение этического своеобразия эпохи Средневековья представляется возможным на основе источников, содержащих основные положения христианской морали, базировавшиеся на Библии, закрепленные в учениях «отцов церкви» и систематизированные в схоластике.
Выдающуюся роль в разработке основ христианской этики сыграли средневековые мыслители, их произведения были призваны религиозно-философской базой всего христианского учения. Мучение, сострадание, милосердие провозглашались основными свидетельствами истинности веры и этических норм.

Биограф 2 делает сообщение о средневековых философах(Боэций, Авиценна, Фома Аквинский и др.). Аналитик 2 просит найти важные сходства и различия в этических учениях средневековья.

При рассмотрении второго вопроса Знаток 3 рекомендует обратить внимание на западную Европу начала XIV в. где начался интереснейший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека – философской мысли, литературе, искусстве, этических представлениях. Новое миропонимание заключалось в совершенно иной трактовке человеческой личности, формировании антропоцентризма.

Доминирующим мотивом этической рефлексии эпохи Возрождения было обоснование гуманизма как морально-этического принципа. Гуманисты провозгласили свободу и обосновали достоинства человеческой личности, ее права, неповторимость и индивидуальность.

Биограф 3 делает сообщение об этических взглядахН. Макиавелли, Э. Роттердамского, Т.Мора.

Знаток 4 раскрывает участникам круглого стола особенности этической мысли Нового времени. Этическая мысль вновь обращается к гуманизму, рационализму, натурализму как главным ориентирам сознания и этической рефлексии, связанной с идеей суверенности личности. Человек – творец самого себя и своей судьбы – находится в центре внимания философов Нового времени, озабоченных проблемой согласования индивидуального бытия с всеобщим, надындивидуальным характером моральных предписаний и уповающих в ее разрешении на всевластие разума и возможности просвещения. Идея индивидуальности прямо сопряжена с утверждением в это время принципа свободы. Биограф 1 делает сообщение об этических взглядах Б.Спинозы, Т.Гоббса, И.Канта, и др). Аналитик 2 просит найти важные сходства и различия в этических учениях Нового времени.

Знаток 5 дает характеристику современной картине этического знания включающую большое количество различных этических направлений,в которых проявилось этическое сознание ХХ в., создающее необыкновенно широкий диапазон для выбора индивидуальных морально-ценностных ориентиров. Наиболее влиятельным этическим течением, поднимающим проблему смысла человеческого бытия, является экзистенциализм, поиск человеческого в человеке, идеи гуманизма, этика неопозитивизма

Биограф 2 и Биограф 3 раскрывают этические учения Жана Поля Сартра, Альберта Швейцера, Э. Фромма, этику неопозитивизма Людвига Витгенштейна, «фундаментальные ценности» Генриха Риккерта. Аналитик 1 анализирует роль личности в этических концепциях XX-XI в.в.

Преподаватель подводит итоги работы круглого стола. Дает оценку степени обсуждения вопросов, глубину их усвоения. Оценивает качество выступлений участников.

Используемая литература: [1, 2, 3, 7, 8, 13, 26, 29, 30].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.