Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление




Местная власть – это система управления городом, селом, сельской территорией, которая предназначена для их развития и защиты, для удовлетворения гражданами этой территории своих потребностей, для организации выполнения функций этой территории, в т.ч. ее обязанностей перед государством. Местная власть – это основа любого государства, наиболее приближенный к населению уровень управления.

Виды местной власти – это исторически сложившийся характер взаимоотношений между государственной и местной властями.

1. Административная власть – местные органы власти, их должностные лица непосредственно назначаются государственной властью

2. Полное местное самоуправление – право населения местного сообщества на самостоятельное решение вопросов, которые отнесены к их ведению, право на создание органов власти.

3. Смешанный вид – двоевластие в управлении: одна ветвь власти формируется гражданами, а другая – назначается государственной властью.

Таким образом, местное самоуправление (МСУ) – это лишь одна из форм осуществления местной власти.

Местное самоуправление представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление имеет локальный характер, это власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Местное самоуправление организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов государственной власти и не подчинены иерархически друг другу. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.).

Безусловно, автономия местного самоуправления относительна. Во-первых, местное самоуправление существует и действует в системе отношений по управлению обществом в рамках данного государства. Во-вторых, юридические принципы организации и деятельности местного самоуправления устанавливаются государственной властью, принятыми ее органами законами. В-третьих, материальные основы местного самоуправления во многом зависят от государства. Основную часть необходимых органам местного самоуправления финансовых средств они получают от государства.

Принципы местного самоуправления в РФ:

1. МСУ признается и гарантируется Конституцией РФ.

Россия наделяет МСУ статусом одной из основ конституционного строя страны. Конституционное закрепление получили некоторые гарантии МСУ – право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления.

2. Принцип самостоятельности МСУ.

МСУ наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допустима лишь в пределах их полномочий. Муниципальные органы имеют полномочия по изданию нормативных актов, обязательных для исполнения в границах соответствующих муниципальных образований (МО).

3. Принцип независимости органов МСУ.

Закреплен в ст.12 КРФ, указывающей, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

4. Ответственность местного самоуправления

Принцип реализуется в различных формах – ответственность МСУ перед населением конкретного муниципального образования, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.

5. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти.

6. Принцип судебной защиты МСУ.

Одновременно данный принцип служит гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Доказать нецелесообразность или незаконность муниципального НПА необходимо в судебном порядке.

Правовая основа местного самоуправления — это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

В состав правовых основ местного самоуправления в России входят, прежде всего, некоторые международно-правовые нормы. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления, принятая в целях защиты и усиления самостоятельности местных властей - основной международный документ в сфере МСУ. Открыта для подписания странами 15.10.1985 г. РФ подписала ее в Страсбурге 28.02.1996г. ФЗ о ратификации был подписан Президентом 11.04.1998г.

В Хартии раскрывается понятие МСУ, предусматривается свобода действия МСУ по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий МСУ, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За МСУ закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.

В целом, российским законодательством были восприняты следующие положения Европейской Хартии МСУ:

- признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества;

- запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления иначе как на основе закона;

- изменение территориальных границ местного самоуправления только на основе консультации с населением или путем референдума;

- право на судебную защиту местного самоуправления;

- право органов местного самоуправления объединяться с другими органами местного самоуправления и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления и др.

ВКонституции РФ(ст. 12, гл. 8 и др.)закреплены важнейшие начала организации и деятельности МСУ, определены его роль и место в государственно-правовой структуре российского общества. Конституция устанавливает пределы правового регулирования деятельности МСУ для органов государственной власти – это установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования МСУ.

Рамочные федеральные законы: Базовый закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131-ФЗ, полностью вступил в действие с 1 января 2006г. В нем получили развитие конституционные принципы МСУ. Разграничены полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов в области МСУ, определяются предметы ведения МСУ, регулируются основные формы осуществления населением МСУ. Закрепляет двухуровневую структуру МСУ в РФ. Определяет процедуру передачи органам МСУ отдельных государственных полномочий.

Федеральные законы, издаваемые в развитие рамочных законов и регулирующие основы отдельных сторон местного управления на федеральном уровне (о финансовых основах местного самоуправления, об основах муниципальной службы, и др.); указы Президента РФ (например, об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления); постановления Правительства РФ (о федеральном реестре муниципальных образований); основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ; законы субъектов Федерации о местном самоуправлении (такие законы или законы с подобным названием приняты во всех субъектах РФ); уставы муниципальных образований и т.д.

Правовое регулирование местного самоуправления в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов РФ относится лишь установление общих принципов системы местного самоуправления (п. «и» ст. 72 Конституции РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.