Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура отделов и функции ЦНС




Вопросы к занятию

Тема 7: Анатомия и физиология нервной системы

  1. Нервная система: значение, основные отделы. Понятие о высшей и низшей нервной деятельности.
  2. Нейрон. Синапс. Механизм передачи возбуждения в нервной ткани.
  3. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
  4. Условные и безусловные рефлексы. Механизм выработки условных рефлексов.
  5. Нервные центры и их свойства.

 

Работа 1. Структура и функции ЦНС.

Ход работы: Заполните таблицу.

Таблица 8

Отделы ЦНС Структура отделов Функции Возрастные особенности
       
         

Работа 2. Определение функционального состояния нервно-мышечного аппарата по частоте мышечных движений (теппинг-тест Е.П. Ильина).

Оборудование: секундомер.

Ход работы: лист бумаги разделить на 6 равных частей (приложение 4). Испытуемый после команды «Начали» в течение 10 сек. в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате. Далее дается команда, по которой испытуемый, не прерывая работы переходит на второй квадрат и т.д. Общая продолжительность теста – 60 сек. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется ставить их по кругу.

Подсчитайте количество точек в каждом квадрате, карандашом постепенно соединяя их друг с другом. Постройте график работоспособности: на оси абсцисс отмечаются десятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Оценка результатов. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол.

 

На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис.7):

· Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 10 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

· Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы;

· Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 10-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

· Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;

· Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

 


Рис.7. Типы динамики максимального темпа движений
Графики: А – выпуклого типа;·Б – ровного типа, В – промежуточного и вогнутого типов,·Г – нисходящего типа.

Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 10 сек.

Сделайте вывод:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3. Выработка условного вегетативного зрачкового рефлекса у человека на звонок.

Оборудование: таймер, плотный лист бумаги или накладки на глаза («очки» для сна).

Ход работы. Работа проводится при хорошем освещении. Экспериментатор настраивает таймер, который должен звенеть примерно 10-12с. В этот момент он наблюдает за состоянием зрачка у испытуемого. Если расширение зрачка на сигнал не произошло, можно переходить к выработке условного рефлекса.

Экспериментатор вновь включает звонок. В это время испытуемый плотно закрывает глаза темной маской. При прекращении сигнала он открывает глаза. Экспериментатор наблюдает за размером зрачков у испытуемого (они должны расшириться). Эксперимент проводится 10 раз (повторы проводить без перерывов). На 11-й раз экспериментатор включает звонок, но испытуемый не надевает темную маску, а экспериментатор наблюдает условно рефлекторное расширение зрачка.

Работа 4. Функциональная асимметрия.

Оборудование: лист бумаги, ручка, коробок со спичками, небольшой мяч, ножницы с тупыми концами, иголка с ниткой и бисер.

Ход работы: Функциональная асимметрия полушарий – фундаментальное свойство мозга, одна из объективных нейрофизиологических предпосылок формирования индивидуально-психических свойств личности. Различие функционирования правого и левого полушарий обусловливает неравенство функций рук, ног, правой и левой половины туловища и расположенных на них органов чувств. Показано, что у людей с разной выраженностью предпочтения руки и основных органов чувств имеются различия интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Испытуемому предлагается выполнить следующие тесты:

Руки:

1.На листе бумаги нарисовать «ромашку» поочередно правой и левой рукой. Результат оценивается по качеству рисунков.  
2.Одновременно обеими руками начертить квадрат, треугольник и круг с закрытыми глазами. Результат оценивается по качеству чертежа.    
3.Поза «Наполеона». Сложить руки на груди. Предплечье ведущей руки находится сверху  
4.Сложите пальцы в замок. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.  
5.Измерить длину опущенной, вытянутой вдоль туловища руки. Доминирующей считается рука, превосходящая другую более, чем на 0,2 см.  
6.Измеряется сила каждой руки с помощью кистевого динамометра. Измерения повторяют трижды и вычисляют среднее значению Разницу в силе меньше 2 кг можно расценить как проявление равенства рук по силе. Ведущей считается рука, превосходящая в силе больше, чем на 2 кг.  
7.Нанизать бисер на нитку правой и левой рукой.  
8.Поймать мяч одной рукой (3-5 раз).  
9.Семейная леворукость: –1, если левши есть среди ближайших родственников (отец, мать, брат, сестра); –0,5, если леворукими являются бабушка, дедушка, тетя, дядя, двоюродные братья и сестры. При отсутствии семейной леворукости выставляется оценка +1.  
10.Измеряют длину 5-10 шагов каждой из ног и вычисляют среднеарифметическую величину. Измерение длины шага основано на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.  
11. Положите ногу на ногу. Ведущая нога окажется сверху.  
12. Сделать ногой «писательные» движения (слово, буква) в положении сидя или стоя. Ведущая нога «пишет» точнее и легче.  
13.Сделайте шаг вперед. Ведущая нога начинает движение первой.  

Оценивание тестов ведется следующим образом:

+1 – задание выполняется только правой рукой, левая только удерживает объект;

–1 – задание выполняется только левой рукой, правая только удерживает объект;

+0,5 – доминирование правой руки;

–0,5 – доминирование левой руки;

0 – равное участие в деятельности обеих рук.

После проведения обследования рассчитывается коэффициент мануальной ассиметрии (КМА):

КМА=Σхn/N, где

Х – оценка по n-му тесту, N-количество тестов.

Нулевое значение КМА является точкой равнорукости, значение КМА ниже нуля – критерием леворукости, выше нуля – праворукости.

Вывод______________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.