КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8: Высшая нервная деятельность
Вопросы к занятию: 1. Основные свойства нервных процессов. Общие типы ВНД. 2. Развитие речи. 3. Координация рефлекторных актов (иррадиация, концентрация, индукция). 4. Понятие о доминанте. 5. Динамический стереотип. Возрастные особенности. Роль в обучении и воспитании. 6. Торможение условных рефлексов.
Работа 1. Методика "Корректурная проба" Оборудование: секундомер, буквенные таблицы Анфимова. Ход работы: Для определения различных видов внутреннего торможения рекомендуется использовать таблицы Анфимова (приложение 5). Стандартное 4-минутное задание состоит из 4 частей по 1 мин. В первой части задания вычеркивается определенная буква (положительный раздражитель). Во второй, третьей и четвертой частях вводится тормозной (отрицательный) раздражитель. 1. Условная реакция – вычеркивать букву «С» (в течение 1 мин.). 2. Условное торможение – вычеркивать букву «С», но не вычеркивать ее перед буквой «Н» (т.е. сочетание «СН»). 3. Дифференцировка – вычеркнуть все буквы «С», подчеркнуть все буквы «Е». 4. Запаздывающее торможение – вычеркивать 5-ю бкуву после «С», а «С» не вычеркивать. Выполните работу в начале и в конце занятия. Результаты представить в виде таблицы (табл.9). Таблица 9
Оценка результатов. Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – не более 5 ошибок. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 2. Характеристика типов ВНД Оборудование: анкета, калькулятор. Ход работы: необходимо ответить на 48 вопросов, характеризующие основные свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Ответы оцениваются по следующей схеме: Утвердительный ответ: а) всегда – «+3»балла; б) скорее да, чем нет – «+2» балла; в) да, иногда – «+1» балл; Неопределенный ответ: не знаю, затрудняюсь ответить – «0» баллов; Отрицательный ответ: а) иногда – «-3» балла; б) скорее нет, чем да – «-2» балла; в) не совсем – «-1» балл.
ВОПРОСЫ
По каждому блоку вопросов отдельно подсчитывается сумма баллов со знаком "+", сумма баллов со знаком "–" и алгебраическая сумма баллов. Если алгебраическая сумма баллов по всем блокам вопросов получается со знаком "+", то это указывает на то, что нервная система у обследуемого сильная, уравновешенная подвижная. Напротив, если сумма баллов имеет знак "–", то это указывает на слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы. Кроме того, подсчитывается также уровень выраженности (в %) каждого из трех свойств. Этот показатель определяется путем деления алгебраической суммы баллов на максимальное число баллов, которое испытуемый может набрать при испытаниях (+48) и умножением полученного частного на 100. При оценке уровня выраженности того или иного свойства нервной системы следует руководствоваться следующей шкалой: 0-24% - низкая степень выраженности; 25-49% - средняя степень выраженности; 50% и более - высокая степень выраженности. Определить свой тип нервной системы и составить его характеристику. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 3. Определение объёма памяти при механическом и логическом запоминании Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания. Ход работы: исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемый записывает названные слова. Через 3-4 минуты экспериментатор вновь зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 минуту испытуемый записывает названные слова. Возможный перечень слов: для логического запоминания - сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена; для механического запоминания - квартира, ёлка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф. Оценка результатов: 8 и более слов – отлично; 6-7 слов – хорошо; 4-5 слов – удовлетворительно; менее 4 слов – плохо. Сравнить между собой результаты первого и второго случаев; объяснить причину разного воспроизведения слов у одного и того же испытуемого. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 4. Определение объёма зрительной памяти при узнавании. Оборудование: таблицы с рисунками Ход работы. Для определения объёма памяти при узнавании. Испытуемому предлагается запомнить фигуры, изображенные на рис. 8. Затем постараться найти эти фигуры среди других на рис. 9. На запоминание даётся 1 мин. Для определения объема памяти, число фигур, которые были правильно воспроизведены делится на число фигур, изображенных на рис.3. Частное умножить на 100%. Оценка результатов: Оцените объем вашей зрительной памяти при узнавании. Рис. 8. Фигуры для запоминания.
Рис. 9. Фигуры для узнавания. Работа 5. Измерение величины колебания внимания Оборудование: секундомер, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы. Ход работы: Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращена к зрителю, то ухо дит от него вглубь. Это явление объясняется законом обратной индукции. Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого квадрата ухудшается из-за внешнего торможения он кажется плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием. Измерение величины колебания внимания происходит следующим образом. Для этого в течение 30 сек испытуемый смотрит а пирамиду. При каждом изменении изображения он делает в тетради штрих (не глядя!). Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером. По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за 1 мин. Проделайте эксперимент несколько раз. Величину колебаний можно уменьшить волевым усилием. Поставьте перед испытуемым цель – как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае. Сравните полученные в работе данные сначала между собой, а потом со среднестатистическими табличными. Сделайте вывод. Таблица 10
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 6. Выявление функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Ученые установили, что если из двух полушарий ведущим является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Предлагаемый тест как раз и позволяет выявить ведущее полушарие. Это является признаком врожденным и, как правило, не меняется до конца жизни. Правда, нужно учитывать, что при сильном волнении ведущие полушария могут меняться: левое на правое и наоборот. 1. Переплетите пальцы рук и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец, если левый – вы человек эмоциональный, правый - у вас преобладает аналитический склад ума. 2. Попробуйте "прицелиться", выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом. 3. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию. 4.Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение. Обозначьте полученные в этих четырех тестах результаты буквой П (правый) и Л (левый) и найдите особенности своего характера в следующих вариантах ответа: ПППП – для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться. ПППЛ – определяющая черта вашего характера - нерешительность. ППЛП – для вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто. ППЛЛ – редкий тип характера. Мягкий. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз). ПЛПП – тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность. ПЛПЛ – слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречается, как правило, у женщин. ЛППП – такое сочетание встречается очень часто. Основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. ЛППЛ – для вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого, внимательного отношения к себе - тип "маленькой королевы". ЛЛПП – вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу. ЛЛПЛ – в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип характера, практически не встречается у мужчин. ЛЛЛП – вы эмоциональный, энергичный и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны. ЛЛЛЛ – у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость. ЛПЛП – самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей. ЛПЛЛ – вы настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди неуступчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей. ПЛЛП – у вас легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения. ПЛЛЛ – вам присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |