Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8: Высшая нервная деятельность




Вопросы к занятию:

1. Основные свойства нервных процессов. Общие типы ВНД.

2. Развитие речи.

3. Координация рефлекторных актов (иррадиация, концентрация, индукция).

4. Понятие о доминанте.

5. Динамический стереотип. Возрастные особенности. Роль в обучении и воспитании.

6. Торможение условных рефлексов.

 

Работа 1. Методика "Корректурная проба"

Оборудование: секундомер, буквенные таблицы Анфимова.

Ход работы: Для определения различных видов внутреннего торможения рекомендуется использовать таблицы Анфимова (приложение 5).

Стандартное 4-минутное задание состоит из 4 частей по 1 мин. В первой части задания вычеркивается определенная буква (положительный раздражитель). Во второй, третьей и четвертой частях вводится тормозной (отрицательный) раздражитель.

1. Условная реакция – вычеркивать букву «С» (в течение 1 мин.).

2. Условное торможение – вычеркивать букву «С», но не вычеркивать ее перед буквой «Н» (т.е. сочетание «СН»).

3. Дифференцировка – вычеркнуть все буквы «С», подчеркнуть все буквы «Е».

4. Запаздывающее торможение – вычеркивать 5-ю бкуву после «С», а «С» не вычеркивать.

Выполните работу в начале и в конце занятия. Результаты представить в виде таблицы (табл.9).

Таблица 9

Виды торможения Число просмотренных знаков Число ошибок
До занятий В конце занятий До занятий В конце занятий
Условная реакция        
Условное торможение        
Дифференцировка        
Запаздывание        

Оценка результатов. Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – не более 5 ошибок.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 2. Характеристика типов ВНД

Оборудование: анкета, калькулятор.

Ход работы: необходимо ответить на 48 вопросов, характеризующие основные свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Ответы оцениваются по следующей схеме:

Утвердительный ответ: а) всегда – «+3»балла; б) скорее да, чем нет – «+2» балла; в) да, иногда – «+1» балл;

Неопределенный ответ: не знаю, затрудняюсь ответить – «0» баллов;

Отрицательный ответ: а) иногда – «-3» балла; б) скорее нет, чем да – «-2» балла; в) не совсем – «-1» балл.

 

ВОПРОСЫ

СИЛА: 1. В конце каждого занятия я не чувствую усталости и потому усваиваю материал так же хорошо, как и в начале занятия.  
2. В конце учебного дня занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.  
3. Я сохраняю высокую работоспособность до конца продолжительных учебных занятий или другой напряженной работы.  
4. Быстро восстанавливаю силы после напряженных учебных занятий или другой утомительной работы.  
5. В ситуации опасности действую смело, умею подавлять излишнее волнение, неуверенность, страх.  
6. Имею склонность к риску при решении сложных жизненных вопросов.  
7. На собраниях и заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки даже своих товарищей.  
8. Стремлюсь участвовать и охотно берусь за выполнение ответственной работы.  
9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдачи зачета и т. д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.  
10. В случае неудачи не падаю духом, продолжаю бороться за поставленную цель.  
11. Порицания родителей, преподавателей и других лиц (неудовлетворительные оценки, выговор, наказание и т.д.) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.  
12. Я безразличен к насмешкам и попыткам остро подшутить надо мной (тонкие чувства, легкая душевная ранимость - удел других людей).  
13. Я легко сосредоточиваю и поддерживаю свое внимание во время умственной работы, несмотря на помехи (шепот, разговоры, присутствие посторонних людей и т. д.).  
14. Легко и без затруднений соблюдаю правила поведения, принятые в институтской среде.  
15. Легко и успешно сдерживаю излишнее волнение перед экзаменом, встречей с начальником.  
16. После спора, ссоры и других неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на нужной деятельности.  
ИТОГО  
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ: 17. Спокойно, терпеливо делаю трудную и неинтересную работу.  
18. В ситуациях ожидания (перед экзаменом, в очереди и т. д.) сохраняю собранность, спокойствие, терпеливость.  
19. Отношусь спокойно к неприятностям, которые бывают у моих знакомых.  
20. Накануне волнующего события (экзамена, семейного торжества переезда, путешествия и т.д.) мое поведение не отличается от обычного.  
21. Как правило, крепко сплю перед серьезными испытаниями (экзаменами, соревнованиями, выступлениями и т.д.).  
22. Умею держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства.  
23. Способен сдерживать себя, могу быстро успокаиваться по требованию старших.  
24. В волнующих ситуациях (спор, ссора) проявляю спокойствие и хладнокровие.  
25. Для меня не характерны вспыльчивость и раздражительность по незначительному поводу.  
26. Проявляю сдержанность и самообладание при неожиданном известии о предстоящем событии (зачете, выступлении на семинаре и т. п.).  
27. Умею легко хранить в секрете интересную новость.  
28. Способен терпеливо выполнять однообразную, кропотливую работу.  
29.Тщательно и неторопливо готовлюсь к началу любого важного дела.  
30. Настроение мое обычно ровное, устойчивое.  
31. Активность в учебе, спорте, быту и т. д. проявляется равномерно, без периодических подъемов и спадов.  
32. У меня равномерная и плавная речь, сдержанные движения.  
ИТОГО:  
ПОДВИЖНОСТЬ: 33. Легко схожусь с другими людьми.  
34. Часто допускаю ошибки, даже грубые, из-за того, что спешу.  
35. Легко вступаю в разговор с попутчиками.  
36. Быстро привыкаю к новой среде и к новым людям.  
37. Быстро могу изменить принятое решение, учитывая мнение других.  
38. Легко и быстро отвечаю на неожиданные вопросы.  
39. Легко и быстро привыкаю к характеру и требованиям нового преподавателя, к новым условиям жизни и деятельности.  
40. Легко завожу новые знакомства, люблю быть с людьми.  
41. Быстро переключаюсь от отдыха к делу, быстро втягиваюсь в работу (на учебных занятиях и т.д.).  
42. Могу быстро переходить от выполнения одного задания к другому, от одной работы к другой.  
43. Люблю, когда занятия или работа часто меняются.  
44. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.  
45. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к какой-нибудь деятельности.  
46. У меня часто меняется настроение по несущественному поводу.  
47. Монотонная работа вызывает у меня сонливость и скуку.  
48. Моя речь и движения обычно быстрые, но я могу заставить себя говорить и двигаться медленно.  
ИТОГО:  

 

По каждому блоку вопросов отдельно подсчитывается сумма баллов со знаком "+", сумма баллов со знаком "–" и алгебраическая сумма баллов. Если алгебраическая сумма баллов по всем блокам вопросов получается со знаком "+", то это указывает на то, что нервная система у обследуемого сильная, уравновешенная подвижная. Напротив, если сумма баллов имеет знак "–", то это указывает на слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы. Кроме того, подсчитывается также уровень выраженности (в %) каждого из трех свойств. Этот показатель определяется путем деления алгебраической суммы баллов на максимальное число баллов, которое испытуемый может набрать при испытаниях (+48) и умножением полученного частного на 100. При оценке уровня выраженности того или иного свойства нервной системы следует руководствоваться следующей шкалой: 0-24% - низкая степень выраженности; 25-49% - средняя степень выраженности; 50% и более - высокая степень выраженности. Определить свой тип нервной системы и составить его характеристику.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3. Определение объёма памяти при механическом и логическом запоминании

Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Ход работы: исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемый записывает названные слова.

Через 3-4 минуты экспериментатор вновь зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 минуту испытуемый записывает названные слова.

Возможный перечень слов:

для логического запоминания - сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена;

для механического запоминания - квартира, ёлка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

Оценка результатов: 8 и более слов – отлично; 6-7 слов – хорошо; 4-5 слов – удовлетворительно; менее 4 слов – плохо. Сравнить между собой результаты первого и второго случаев; объяснить причину разного воспроизведения слов у одного и того же испытуемого.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 4. Определение объёма зрительной памяти при узнавании.

Оборудование: таблицы с рисунками

Ход работы. Для определения объёма памяти при узнавании. Испытуемому предлагается запомнить фигуры, изображенные на рис. 8. Затем постараться найти эти фигуры среди других на рис. 9. На запоминание даётся 1 мин.

Для определения объема памяти, число фигур, которые были правильно воспроизведены делится на число фигур, изображенных на рис.3. Частное умножить на 100%.


Оценка результатов: Оцените объем вашей зрительной памяти при узнавании.

Рис. 8. Фигуры для запоминания.

 

Рис. 9. Фигуры для узнавания.

Работа 5. Измерение величины колебания внимания

Оборудование: секундомер, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы.

Ход работы: Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращена к зрителю, то ухо дит от него вглубь. Это явление объясняется законом обратной индукции. Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого квадрата ухудшается из-за внешнего торможения он кажется плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием.

Измерение величины колебания внимания происходит следующим образом. Для этого в течение 30 сек испытуемый смотрит а пирамиду. При каждом изменении изображения он делает в тетради штрих (не глядя!). Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером. По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за 1 мин. Проделайте эксперимент несколько раз.

Величину колебаний можно уменьшить волевым усилием. Поставьте перед испытуемым цель – как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае.

Сравните полученные в работе данные сначала между собой, а потом со среднестатистическими табличными. Сделайте вывод.

Таблица 10

Частота исчезновения изображения в течение 60 сек Характеристика внимания
Не более 11 Очень устойчивое
12 – 20 раз Средней устойчивости
Более 20 раз Недостаточно устойчивое

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 6. Выявление функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Ученые установили, что если из двух полушарий ведущим является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Предлагаемый тест как раз и позволяет выявить ведущее полушарие. Это является признаком врожденным и, как правило, не меняется до конца жизни. Правда, нужно учитывать, что при сильном волнении ведущие полушария могут меняться: левое на правое и наоборот.

1. Переплетите пальцы рук и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец, если левый – вы человек эмоциональный, правый - у вас преобладает аналитический склад ума.

2. Попробуйте "прицелиться", выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом.

3. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.

4.Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Обозначьте полученные в этих четырех тестах результаты буквой П (правый) и Л (левый) и найдите особенности своего характера в следующих вариантах ответа:

ПППП – для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.

ПППЛ – определяющая черта вашего характера - нерешительность.

ППЛП – для вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто.

ППЛЛ – редкий тип характера. Мягкий. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПП – тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.

ПЛПЛ – слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречается, как правило, у женщин.

ЛППП – такое сочетание встречается очень часто. Основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью.

ЛППЛ – для вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого, внимательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".

ЛЛПП – вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ – в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип характера, практически не встречается у мужчин.

ЛЛЛП – вы эмоциональный, энергичный и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ – у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП – самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.

ЛПЛЛ – вы настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди неуступчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП – у вас легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения.

ПЛЛЛ – вам присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.