Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИДЛи 123022, г. Москва, а/я 9 17 страница




Продвижение кундалини вверх к Сахасраре сопровождается слабым выделением тепла. По мере ее восхождения нижняя часть тела охлаждается и только темя остается теплым и пульсирует. Этому состоянию сопутствуют и другие явления, но горе тому несчастному смертному, кто преждевременно продвинет кундалини в головной мозг! Укус огненной змеи обычно смертелен, как это известно тем, кто был свидетелем результатов ее преждевременного подъема. В этом случае она сжигает за собой путь в головной мозг и уничтожает мыслительные способности разума. Эта духовная извивающаяся сила не только вызывает просветление, но, подобно змее, ставшей ее символом, способна также выделять смертельный яд. Отрывочные сведения из восточного оккультизма постоянно проникают в западный мир, однако последствия этого в большинстве случаев оказываются губительными. Ведь если эзотерическое знание или доктрина сообщаются людям, не способным их понять и правильно использовать, то освобождение сил, происходящее в результате занятия этой дисциплиной, почти всегда оканчивается трагически. Хотя изучение йоги и тантрических доктрин раскроет изучающему немало полезных секретов, касающихся тайн природы и строения человека, следует строжайшим образом предупредить, что применять на практике подобные дисциплины позволительно только тем, кто полностью отождествил себя с восточноиндийскими системами жизни и мышления и занимается этим под надзором компетентного в этой области восточноиндийского учителя. Ничего нет плохого в том, что все познакомятся с теориями оккультизма, но горе тем глупцам, которые попытаются заняться эзотерическими упражнениями на практике, не имея для этого надлежащей подготовки, указаний и руководства!

Учеников мистерий веками предупреждали никогда не пытаться раскрыть чакры симпатического ствола, занимаясь хатха-йогой, поскольку эти чакры теснейшим образом связаны с иллюзорным миром. Реально существующие сплетения, которые должен стремиться развить изучающий высшее знание, представляют собой настоящие ганглии души внутри головного мозга (главные чакры). Тело — это отрицательный полюс, а его собственные положительные части заключены в полости черепа. А поскольку телом управляет головной мозг, то и просвещенный неофит должен оперировать головным мозгом, исключив отрицательные полюсы мозговых центров, расположенных вдоль позвоночника. Правильная разработка семи мозговых дисков или духовных взаимопроникающих шаров приводит к пробуждению позвоночных цветов косвенным путем. Остерегайтесь пользоваться прямым методом, который состоит в сосредоточении на внутреннем дыхании или направлении его к спинномозговым центрам. Помните, что дыхание в настоящей раджа-йоге — это не воздух, движущийся в теле, а сама воля.


Глава XV
Солнечное сплетение и блуждающий нерв

 

 

Рис. 60. Нервная система человека (по Везалию)

 

 

Вчетырехсложном человеческом теле, каким его представлял пифагореец Филолай, четыре элемента соотносятся с полостями тела в следующем порядке: земля, генеративный аспект души, — с полостью таза; вода, относящийся к чувствам аспект души, с брюшной полостью; огонь, психоинтеллектуальный аспект души, — с полостью грудной клетки, и воздух, высший интеллектуальный аспект души, — с черепной полостью. Слово thumos (тумос) — низший разум в греческой метафизике — происходит от глагола thuein (жертвовать) и является ключом ко всем христианским мифам, раскрывающим истинный смысл принесения в жертву одного праведника за грехи мира. Тот факт, что слово thymus[230] тоже происходит от слова thumos, непременно заинтересует изучающих железы внутренней секреции. В эзотерических комментариях элементы огонь и воздух меняются местами, так что психоинтеллектуального человека можно отнести к полости черепа, а духовный, или высший, интеллект — к полости грудной клетки. Филолай помещает эмоции в пупок и окружающие органы, что вполне согласуется со словами Блаватской, которая называет тремя главными центрами в человеке сердце, голову и пупок. Их опять-таки можно соотнести с духом, интеллектом и эмоциями.

Солнечное сплетение является самым важным из центров симпатической нервной системы, который назвали мозгом желудка. Из трех солнц, распознаваемых каббалистами в микрокосме, солнечное сплетение является третьим и самым нижним, а с точки зрения мистерий оно было ночным или адским светилом — светом преисподней. Среди названий, которые давали солнечному сплетению, самым показательным является calias plexus — чревное сплетение. Слово celiac происходит от слова coeliacus — «имеющий отношение к желудку», которое, в свою очередь, является производным от koilia, означающего «живот, брюшная полость», и koilos, означающего «пустоту, полость» или «небеса». Философы признавали три неба: Высшее, или звездное, было местопребыванием принципов; центральное, планетарное или солнечное, — местопребыванием Правителей или Строителей, а низшее, или подлунное, — местопребыванием четырех стихий, называвшихся в мистической литературе четверкой. Следовательно, подлунный, или стихийный, мир, который, как считали мудрецы, охватывал все видимое мироздание, существовал в брюшной полости Великого Человека, и им правило ночное солнце — подземный Зевс, адский Юпитер — под такими именами, как Гадес, Отец Дис и Серапис. На приведенном в «Философских перлах Райша» изображении Великого Человека эта тайна выражена каббалистически, потому что, как будет показано, его фигура располагается таким образом, что стихии соответствуют области живота, а орбиты планет — высшим частям тела Великого Человека. Головой он поддерживает небеса, а верхняя часть черепа совпадает с Северным полюсом, обозначенным большой звездой, ступни ног — с Южным полюсом, обозначенным аналогичным образом.

Парацельс признает существование трех солнц, первое из которых озаряет дух, второе — душу, третье — тело, а под телом подразумеваются как животные импульсы, так и организмы. Как мудро заметил этот великий швейцарец: «Тело не будет согрето и освещено, а ум и дух не останутся во тьме». Физическое Солнце нашей Солнечной системы — всего лишь отражатель духовного и интеллектуального света. Розенкрейцеры подтверждали существование интеллектуального солнца, которое освещает сферу разума, равно как и духовного солнца, которым освещена наша божественная сущность. Под духовным солнцем фон Веллинг понимал Бога-Отца, под интеллектуальным (или душевным) солнцем — Христа-Спасителя, под физическим (или телесным) — Люцифера, который, пав с Небес, основал свое царство в бездне и теперь «заперт» в телах стихий, которые заключили в себе его огонь. Следовательно, из трех крупных мозгов, имеющихся в теле, солнечное сплетение является «мозгом камы», отражающим своей «полированной поверхностью» лучи эмоциональной природы, которые расходятся из этого центра по всему телу, а также вбирающим в себя психические воздействия. «Парапсихологические ясновидческие восприятия, — пишет мадам Блаватская о солнечном сплетении, — часто имеют место в этой области, например, при чтении писем, психометрическом анализе субстанций и т.д.».

У индейцев Древней Мексики бог Тецкатлипока занимает место гностического Демиурга[231] и получает название «Юпитера пантеона нагуа». Из предания явствует, что изначально он был смертным человеком, великим чародеем или, точнее, колдуном, обратившим свою адскую некромантию против доброжелательного Кетцалькоатля и в конце концов изгнавшим его из страны Анагуак (Аnаhuac). Имя Тецкатлипока означает «огненное зеркало». Он якобы носил на руке (или же, согласно некоторым рассказам, привязанное к животу) огромное зеркало или полированный шит, на поверхности которого отражались все мысли и дела рода человеческого. Вспомним также, что жрецы древнеперсидских мистерий огня носили на себе зеркала как символы эфирного мира и своих собственных ясновидческих способностей. В мексиканском пантеоне Тецкатлипока был «врагом рода человеческого». Подобно скандинавскому Локи[232], он плел интриги против божественной гармонии, принося войны и разрушения в страну дышащих покоем долин и плодородных равнин. Его изображают летающим над миром во главе огромного войска красных демонов, и любое земное создание, нечаянно заглянувшее в его зеркало, лишалось после этого своей души. В этом повествовании, несомненно, содержится намек на могущество и деятельность солнечного сплетения, поскольку Тецкатлипока — это просто символ камы, персонификация тех страстей и желаний, которые, выплеснувшись в мир, разрушают его покой и порядок, доводя в конечном итоге не только людей, но и целые нации до общей гибели.

 

 

 

Из «Reisch's Margarita Philosophica»

 

Рис. 61. Демиург мира

 

 

В медиумизме солнечное сплетение выполняет функции своего рода зеркала, потому что в его центрах чувствительных нервов отражаются картины, существующие в невидимых эфирах. Однако провоцирование подобного состояния неизбежно приводит к дегенерации, то есть к возвращению в некотором смысле слова в животное состояние, потому что животным царством правят импульсы, проецируемые на солнечное сплетение и распределяющиеся из него по симпатическим нервам. Не имея собственной активной воли, животное не способно бороться с камическими импульсами и слепо повинуется им. Используя спинномозговую нервную систему, человек сражается с этими импульсами при помощи интеллекта и. развив индивидуальность, перестает быть пешкой в руках эмоций — за исключением случаев, когда подобное положение дел сохраняется по собственному выбору. Открыв, таким образом, себя воздействию импульсов через область солнечного сплетения, медиум противодействует собственному совершенствованию и, ослабляя закон воли, постепенно утрачивает контроль над своей судьбой. К тому же между ясновидением спинномозговой системы и ясновидением медиумизма существует разница, соответствующая примерно двум третям длины позвоночника и обусловленная камическим управлением симпатическими стволами. Это верно, что симпатическая нервная система служит средством проявления могущества души, но лишь после трансмутации камы и превращения страсти в сострадание. Так как солнечное сплетение представляет собой мозг низшей четверки, то нарушение эмоционального равновесия обычно ощущается в этой области. Страх и возбуждение могут вызвать тошноту или учащенное сердцебиение в надчревной области. Контролируя свою эмоциональную жизнь, человек избавляется от власти камических импульсов. Неуравновешенная деятельность солнечного сплетения часто вызывает негативные психические явления, которым люди, не знающие об иллюзорной природе астрального света, могут ошибочно приписывать духовное происхождение.

Десятая пара черепно-мозговых нервов, которые начинаются с боков продолговатого мозга и, нисходя почти вертикально вниз, «образуют ответвления, идущие к наружному уху, глотке, гортани, трахее, пищеводу, сердцу и внутренним органам брюшной полости» (Моррис), обозначается термином pneumogastric, что значит «блуждающий», и является самым крупным нервом тела. Анализ этого весьма информативного слова наводит на определенные размышления. Греческое слово pneuma, обычно переводимое как «легкое», может также означать «дыхание». Словом pneuma древние философы называли «душу», «животворное начало» или «дыхание жизни» и т.п. Термин gastric, в частности, означает «относящийся к желудку», от греческого gastros — «желудок», хотя не исключено, что оно заключает в себе и иной смысл, а именно «мышление брюшной полости». Следовательно, термин pneumogastric, помимо простого объединения слов «легкое» и «желудок», допускает гораздо более широкое толкование, в частности нерв «брюшного или внутреннего дыхания или дыхания души».

Известно и другое название этого нерва, которое звучит как Vagus, что значит «бродячий» или «извилистый». Основой подобного определения, видимо, послужили его многочисленные ответвления, иннервирующие[233] все внутренние органы. Однако слово Vagus может иметь и другие, менее привычные толкования. Так, например, оно означает «летающий», «легкий», «неопределенный», «изменчивый» и «непостоянный». Все это подтверждает древние учения о том, что в теле человека «имеется похожая на тростник трубка, по которой носится дух, как некий таинственный и неразличимый агент» (Ипполит. «Against Heresies»). Из контекста подобных высказываний отца Ипполита, жившего до Никейских соборов, со всей очевидностью следует, что тростник — это вовсе не позвоночный столб, поскольку далее он утверждает, что затем дух направляется в ту часть, которая называется спинным мозгом. Мыслители древности придерживались общего мнения, что дыхание человека является носителем его жизненного начала, а блуждающий нерв, несомненно, управляет дыхательной системой. Важно заметить, что двигательные нервные волокна Vagus'a доходят до «точки пульса», или «водителя ритма» в сердце, а его ответвления достигают почти всех жизненно важных органов тела.

Титан Прометей украл небесный огонь и принес его на землю в полом стебле ферулы или «гигантского укропа» — одного из видов зонтичных растений. За подобное преступление против власти Демиурга «Друг Человечества» был прикован к высокой скале в Кавказских горах. Большинство комментаторов отождествляли стебель укропа или нартеция[234] с тирсом, или жезлом Вакха[235], представляющим нечто вроде стрекала богов, и в переводе на язык мистической анатомии греков истолковывали его как символ спинного мозга. Однако Дж. Р.С.Мид, немало времени посвятивший изучению орфических преданий, указывая на некоторые разногласия по этому предмету, замечает, что, «по мнению многих авторов, нартеций... и тирс, или жезл, — это две совершенно разные вещи». Ферулой называют не только гигантский укроп, но еще и палку, которой пользовались, чтобы погонять скот и наказывать за мелкие проступки. Слово narthecium в переводе с латыни означает также коробочку для притираний и лекарств, изготовленную выдалбливанием одеревеневшего стебля нартеция. Очевидно, что полый тростник — «скрытое или тайное стрекало» — может означать тело человека в целом, которое было навязано душе в качестве наказания за неповиновение божественным указам (имеется в виду грехопадение). В более узком смысле тростником, возможно, называют какой-то конкретный элемент, а именно блуждающий нерв, в стебле которого содержится дыхание жизни.

 

Рис. 63. Равновесие высших и низших элементов относительно фокальной точки солнечного сплетения (согласно Роберту Фладду)

 

«На мой взгляд, — пишет д-р Вазан Ж. Рель, — кундалини, или, как еще ее называют, «змеевидная сила», — это, говоря языком современной науки, блуждающий нерв, который иннервирует все жизненно важные органы и управляет ими через разные сплетения симпатической части вегетативной нервной системы». Утверждая, что кундалини движется по правой ветви блуждающего нерва, доктор расходится со всеми своими предшественниками, посвятившими себя исследованию этого увлекательного предмета. Но если ценность использованных им древних священных книг явно говорит в его пользу, то комментарии к ним крупнейших философов и адептов Индии полностью опровергают его мнение. Сэр Джон Вудрофф, восторгаясь теорией д-ра Реля и считая эту тему достойной глубочайшего изучения, не обнаруживает в блуждающем нерве кундалини, хотя и допускает возможность, что этот нерв выполняет некую «функцию, важную в практике» йоги. Покойный доктор Джордж Кари, усмотревший немало соответствий между Библией и человеческим телом, свидетельствующих о целой жизни, потраченной на кропотливые исследования, так оценивает важность блуждающего нерва: «Этот замечательный нерв представляет собой самый большой пучок нервных волокон в теле человека. Это поистине Древо Жизни, по ветвям которого Святое Дыхание, сущность или Дух распространяется в легкие и солнечное сплетение» («God, Man and the Word Made Flesh»).

Теперь можно более подробно разобрать фрагменты текста из главы, посвященной сердцу, где говорится об уходе из тела Атмана в момент смерти. Этот духовный компонент со своими «эфирами» (способностями или силами) соприкасается с точкой пульса в физическом сердце, которое он приводит в действие и которому он сообщает свой ритм. Тогда возникает вопрос, если он занимает подобное положение, то какой же путь окажется наиболее естественным для его выхода? В Чандогья-упанишаде описывается «очень длинный путь», который «ведет в два места: одно в начале, а другое в конце». Что же это за таинственный канал, который тянется от сердца к темени и образует «королевскую дорогу», путь Атмана? Спинной мозг под это определение явно не подходит. Его назначение состоит совершенно в другом. Спинной мозг — это «термометр божественного Меркурия»[236], однако ни один из его концов не находится в сердце, а он сам не идет прямо из места, где пребывает Атман, к «Солнцу». Блуждающий нерв, напротив, во всех отношениях подходит под определение «золотой трубки» (нервы, окрашенные в желтый цвет почти во всех современных учебниках по неврологии), по которой движется дыхание души. «Остатки духов», Логосы, или Владыки жизненно важных органов, все они удаляются по ветвям блуждающего нерва, и в огромном теле этого нерва к ним присоединяется повелитель пульса, и все вместе они уносятся к «Солнцу». Один европейский врач семнадцатого века внес и свою лепту в этот предмет, когда заявил, что «есть такой нерв, одна ветвь которого идет от головного мозга к сердцу и посредством которого органы чувств связаны со средоточием жизни; причем этот нерв представляет собой трубку, по которой газы, или духи, текут вверх и вниз».

 

 

Рис. 64.


Глава XVI
Шишковидная железа -око богов

 

 

Из «Anatomy» Файфа

Рис. 65. Поперечный разрез головы человека

 

2 — мозолистое тело (corpus callosum),

3 — прозрачная перегородка;

4гипофиз;

16 — шишковидная железа;

17 и 18 — четверохолмие.

Поскольку шишковидная железа пользовалась наибольшим признанием у первых адептов и о ней написано больше, чем обо всех остальных, то любой оккультный разговор об эндокринной системе логично начать именно с нее. Epiphysis cerebri, или шишковидное тело, получило свое название из-за своеобразной формы[237]. Оно появляется в человеческом эмбрионе на пятой неделе развития в виде слепозаканчивающегося мешочка, ответвляющегося от отдела головного мозга, находящегося непосредственно перед средним мозгом, — промежуточного мозга, который включает область третьего желудочка и прилегающие участки.

Периферическая, или дальняя, часть этого мешочка превращается в тело железы, ближайшая (к месту прикрепления или исходной точке) остается ножкой. Не та ли это сосновая шишка, которую Э.А.Уоллис-Бадж, описывая в своей книге «Озирис и египетское воскресение», как Ани предстал перед Озирисом в египетском ритуале «Выхода днем», упоминает как «так называемую шишку на тупее Ани», для которой этот превосходный египтолог не смог найти никакого разумного объяснения? И не та ли это жужжащая шишка, которая принадлежала к числу символических игрушек младенца Вакха и которую Бастий описывает как маленький конический кусочек дерева, который обматывали шнуром, чтобы заставить вертеться и издавать гудение? (Дж. Р.С.Мид. «Орфей».) Те, кому известна эзотерическая функция шишковидной железы или кому по собственному опыту знаком жужжащий звук, сопутствующий ее деятельности, поймут уместность этой аналогии.

В результате прорастания внутрь соединительной ткани из pia mater[238], этой нежной и чрезвычайно насыщенной сосудами оболочки, окутывающей головной и спинной мозг, далее происходит разделение тела железы на дольки. К моменту рождения эта структура становится сравнительной большой, а к двенадцати годам достигает нормальных размеров.

И здесь снова можно провести аналогию с мифом о Вакхе, потому что игрушечный конус являл собой символ, неразрывно связанный только с детством бога. Иными словами, при нормальных условиях эта железа деградирует с наступлением подросткового возраста. Обратная эволюция, или деградация, шишковидного тела начинается примерно на шестом-седьмом году жизни и практически заканчивается к возрасту достижения половой зрелости.

Следует, однако, раз и навсегда запомнить, что в то время как Природа ликвидировала другие органы и части тела первобытного человека, этот сохранился; так что, сознавая бережливость Природы, приходится признать, что эта железа по-прежнему некоторым образом участвует в жизнедеятельности человеческого организма. Как утверждает д‑р Дж. Ф.Гудернатш, прежде работавший в Медицинском колледже Корнеллского университета, «несколько — по крайней мере три — задних дивертикулов[239] (epiphyses — шишковидное тело) развиваются из корня промежуточного мозга на втором месяце эмбрионального периода. В человеке они являются совершенно рудиментарными органами.

Epiphyses proper (эпифиз пропер) занимает самое заднее положение и единственный хоть до какой-то степени дифференцируется в человеке. Два других — это paraphysis — парафиз[240] и теменной глаз, рудиментарный орган чувств некоторых рептилий». Согласно Геккелю, у некоторых животных можно обнаружить настоящие глаза, которые не видят. Они расположены глубоко в голове и покрыты толстой кожей и мышцами.

Тирс, или скипетр, из греческих мистерий состоял из палки, увитой виноградом и листьями плюща и увенчанной сосновой шишкой. Этот скипетр в целом символизирует спинной мозг, его нади и сплетения, шишковидную железу и блуждающий нерв, и все они тесно связаны с таинствами полного обновления.

Санте описывает шишковидную железу как «конусообразное тело (corpus pineale) высотой 6 миллиметров и диаметром 4 миллиметра, соединенное с верхней стенкой третьего желудочка уплощенным стебельком — ножкой шишковидного тела....Шишковидное тело располагается на дне поперечной борозды головного мозга непосредственно под валиком мозолистого тела между верхними бугорками (colliculi) четверохолмия на задней поверхности среднего мозга. Оно плотно окутано мягкой мозговой оболочкой.

Внутренняя часть шишковидного тела образована замкнутыми фолликулами, окруженными врастаниями соединительной ткани внутрь. Фолликулы заполнены эпителиальными клетками, смешанными с известковым веществом — псаммозными тельцами (acervulus cerebri — "мозговым песком"). Известковые отложения обнаруживаются также на ножке шишковидного тела и вдоль хориоидальных сплетений. Функция шишковидной железы неизвестна....У пресмыкающихся имеется два шишковидных тела — переднее и заднее, — причем заднее остается недоразвитым, а переднее образует рудиментарный циклопический глаз. У гаттерии, новозеландской ящерицы, он выступает из теменного отверстия и состоит из несовершенных хрусталика и сетчатки и проходящих в его длинном стебельке нервных волокон. Шишковидная железа человека, вероятно, сходна с задним шишковидным телом рептилий».

Branchiostoma lanceolatum — ланцетник, маленькое прозрачное морское животное длиной около двух дюймов (5 см), является, насколько известно, единственным позвоночным животным, у которого нет шишковидной железы. У рептилий, согласно Спенсеру[241], эта железа имеет значительную длину и выступает (как отмечает Санте) через отверстие в своде черепа. У хамелеона эта железа располагается под прозрачной чешуеобразной пленкой в теменном отверстии, и ее средняя структура, имеющая форму струны, по словам Гертвига, «определенно похожа на зародышевый зрительный нерв.... Исследователи, которые, подобно Рабл-Рукхарду, Альборну, Спенсеру и другим, занимались изучением шишковидной железы, придерживаются того мнения, что шишковидное тело следует считать непарным теменным глазом, который во многих случаях, например у рептилий, оказывается, довольно хорошо сохранился, но у большинства позвоночных находится в стадии вырождения».

Далее этот ученый автор подтверждает вероятность того, что у рептилий шишковидная железа реагирует на свет, но вопрос, до какой степени, так и остается открытым.

В своей лекции о глазах, прочитанной в клинике (графства) Мейо, а затем опубликованной Американской оптической корпорацией, Томас Холл Шестид, член-корреспондент, доктор медицины, член Американской коллегии хирургов, доктор прав и так далее, сообщил: «У некоторых амфибий имелся срединный или шишковидный глаз, располагавшийся в задней части головы. У многих гигантских ископаемых ящеров мезозойского периода тоже был такой глаз, и в любом геологическом музее и теперь еще можно увидеть отверстие в задней части черепа гигантской ящерицы, из которого прежде выглядывал этот странный глаз. У нас самих это отверстие прикрыто костью и глаз сжался в так называемую шишковидную железу....Шишковидный глаз впервые появился в мире в далеком прошлом у беспозвоночных животных. Это действительно был глаз беспозвоночных (т.е. глаз с палочками [в сетчатке], обращенными к стекловидному телу, а не от него, и в результате лишенный слепого пятна), но он сохранялся (все еще в форме глаза, характерного для беспозвоночных) у некоторых рыб, амфибий вообще, ящериц, а затем начал вырождаться, возможно, потому, что у позвоночных были и другие глаза характерного для позвоночных (и в силу какой-то непостижимой причины более подходящего) типа».

Тогда так ли уж безрассудны утверждения оккультиста, что в начале жизни на этой планете позвоночные были гермафродитами и «действительно одноглазыми»? Не разумнее было бы согласиться с оккультизмом в том, что эта железа на самом деле выступала из черепа, несколько напоминая антенну, как орган генерализованного чувственного восприятия, чем принять гипотезу профессора Ланкестера, что человек изначально был прозрачным и внутренний глаз мог видеть сквозь стенки головы?

Знали ли египтяне, что у рептилий эта железа достигла высочайшего развития, и по этой причине обматывали змеей лоб, куда по символической вольности помещают третий глаз жители Востока? Разве урей[242] не был символом мудрости и разве шишковидная железа не является органом системы приобретения знания, которое вообще больше не используется, а составляет тайну, хранимую избранными?

 

Из «De Humani Corporis Fabrica»

 

Рис. 66. Шишковидная железа (по Везалию)

 

 

Шишковидная железа как эмблема божественности, естественно, ассоциировалась с царственностью, ибо все монархи были тенями богов на земле. Короны Нижнего Египта и Пшент, или Корона Двойной Империи (объединенного Египта), были увенчаны странной антенной, усиком или очень тонким изогнутым шипом, больше всего напоминающим описание структуры третьего глаза, дошедшее из глубины первых веков. Маат, или страусовое перо Закона — еще один египетский символ истины, — по форме довольно похож на шишковидную железу, его носили как перо американских индейцев как бы поднимающимся из теменного отверстия.

Многие племена считают птиц эмиссарами духов (manidos) среди человечества, и птичьи перья, носимые на такой манер, несомненно могли иметь двоякий смысл.

Перо павлина с его похожим на глаз пятном закрепляется на голове китайского мандарина в положении, несколько напоминающем положение шишковидной железы в голове человека (с наклоном назад), и в качестве символа величия или просвещенности, сопутствующей величию, возможно, имеет аналогичное происхождение.

В оккультизме шишковидная железа рассматривается как связующее звено между объективным и субъективным состояниями сознания, или, на эзотерическом языке, видимым и невидимым мирами природы. В религиозных учениях латинян ее величали Янусом[243], двуликим богом и смотрителем врат святилища. Это божество являлось прообразом св. Петра, который стал его преемником в качестве стража небесного портала и носил при себе два ключа, соответствующие его должности, — один от золотой тайны духа, другой от серебряной тайны тела.

В древних исторических памятниках часто говорится о двуликих богах. На старинных римских виллах все еще встречаются гермы[244], подобные bifrons — двуликому Янусу, среди которых редким и интригующим исключением оказываются гермы с одним мужским, а другим женским лицами (опять herm-aphroditus — герм-афродит[245]?). Женское лицо символизирует животную душу, мужское — божественную, а изображение в целом указывает на оккультное строение и функцию шишковидной железы.

Гуд в своей книге «Мифические чудовища» приводит несколько примеров, взятых из древнейших китайских писаний. Индусская мифология также изобилует божествами-полицефалами[246], а от далеких тибетцев мы узнаем, что одним из титулов Авало-китешвары является Саманта-мукха, «тот, чье лицо обращено во все стороны».

С шишковидной железой связано некое алхимическое таинство, поскольку полное обновление человека зависит от пропитывания тинктурой этой железы, которая должна превратиться из неблагородного металла в золото.

Пока шишковидная железа не разбужена кундалини, она является носителем кама-манаса — животного разума (Афродита), но пропитанная духовным светом, она превращается в Буддхи-Манас — божественный разум (Гермес). Этот Буддхи-Манас есть Тот из египетских мистерий более позднего периода, бог знаний и письменности и (согласно нелепым заявлениям его жрецов) автор двадцати шести тысяч книг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.