Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИДЛи 123022, г. Москва, а/я 9 20 страница




 

 

Из книги Майера «Scrutinum Chymicum»

 

Рис. 72. Система измерений человека (согласно геометрии розенкрейцеров)

 

 

В тринадцатом веке Петр Испанский объявил, что важнейшие части глаза окутаны семью покровами, другими словами, покрыты семью жидкостными оболочками, которые символически изображают планеты. Эти покровы образуют сферы наподобие концентрических орбит мира. Каббалисты считали, что глаз состоит из десяти частей, и усматривали соответствие между этими частями и сферами на ветвях Древа сефиротов. Десять составляющих зрительного аппарата также аналогичны пифагорову тетрактису, который состоит из трех скрытых и семи явных точек, образующих треугольник. «Знай, — сказано в древних каббалистических толкованиях, — что глаз состоит из семи уровней и что внутренний уровень представляет собой белое пятно». В данном контексте белое пятно обозначает Кетер, или Венец, называемый в «Зогаре» глазом. Следовательно, этот глаз есть не что иное, как малый мир, а в его середине находится линза, как глаз внутри глаза и мир внутри мира, поскольку все части являются копиями целого. Средневековые философы делили десять компонентов глаза на две группы: первая, состоящая из трех компонентов, называлась флюидной, а вторая, состоящая из семи компонентов, — плотной. Три флюидных компонента — Верхнее Лицо каббалы — представляли Причинную Триаду, или аспекты Бога, и были названы телесными влагами. Согласно Авиценне, «glacialis humor», или ледяная влага, находилась в центре глаза; место перед ней занимала «aqueous humor», или водянистая влага, а место позади нее — «vitreous humor», или хрусталеподобная влага. Сэмюэл Карка, на которого ссылается Исаак Майер, называет эти три компонента хрусталем, пресным флюидом (белочной влагой) и сапфиром. Древние приписывали льду особую оккультную силу и полагали, что он обладает способностью улавливать и хранить внутри и на своей поверхности формы, недоступные обычному восприятию, — как, например, узоры, нарисованные морозом на оконных стеклах, — и вполне возможно, что именно это таинственное свойство заставило их объявить хрусталик глаза похожим на лед. Различают следующие семь оболочек, или «плотных рубашек», глаза: 1) retina, или сетчатка; 2) tunica vasculosa — эпидермис; 3) tunica sclerotica (склера или белочная оболочка) — «плотная оболочка»; 4) iris (радужная оболочка) — блюдообразная мембрана или волокнистая мембрана; 5) tunica uvea (сосудистая оболочка) — похожая на виноградину; 6) tunica cornea (роговица) — роговая оболочка и 7) ligamentum ciliare (ресничная связка) — соединительная оболочка глаза («Каббала»). Таковы семь планетарных оболочек хрусталика, которые вместе с тремя влагами образуют вселенную глаза[257].

Анализируя работу глаза на нынешнем этапе его развития, можно попытаться предугадать его будущие возможности. Но прежде чем приступить к изложению концепции оккультизма, обратимся к мнению человека науки. Приведенные ниже умозрительные построения принадлежат тому же доктору Томасу Холлу Шестиду, слова которого уже приводились в главе, посвященной шишковидной железе. «Я даже полагаю, — пишет он, — что в течение бесчисленных веков два глаза нынешнего человека будут постепенно сближаться, а переносица мало-помалу уменьшится и "западет" внутрь (подобно тому, как это происходило на протяжении многих миллиардов лет с мордой животных в генеалогической линии человека), и в конце концов два глаза человека опять станут одним — просто одним большим, центральным, циклопическим глазом. Не исключено также, что подчиненный (левый) глаз съежится и исчезнет (подобно шишковидному глазу), а правый глаз превратится в циклопический глаз. Несомненно одно, что уже сегодня левый глаз используется все меньше и меньше. Бинокулярное, или стереоскопическое, зрение человека постепенно портится. Такова цена, которую он платит за обладание центром речи. Однако большой циклопический глаз вновь обретет стереоскопическое зрение в результате образования двух пятен в одном глазу точно так же, как у многих птиц каждый глаз обеспечивает им стереоскопическое зрение. И хотя в будущем поле зрения сильно сузится, глаз, видимо, будет сочетать в себе свойства телескопа и микроскопа. Особенно остро он сможет различать цвета, движение и форму. И, что особенно важно, он. вероятно, приобретет способность воспринимать в виде светового излучения многие виды энергии, ныне совершенно недоступные восприятию глаз человека».

Когда милейший доктор заявляет, что в будущем человек, вероятно, сможет воспринимать виды энергии, ныне не оказывающие никакого воздействия на человеческий глаз, он вплотную подходит к сфере оккультного. Назначение философии состоит главным образом в том, чтобы научить человека, как ему развиваться, прикладывая силу воли, а не полагаясь на волю случая. Тайным школам прошлого были известны дисциплины, практика которых делала глаз чувствительным к восприятию этих «многих видов энергий», а тех, кто преуспевал в подобной стимуляции органа зрения, называли прозорливыми или ясновидящими. И хотя в так называемых высших научных кругах на оккультизм, как всегда, накладывается табу, приходится признать, что существуют вещи, которые мы не можем увидеть, и нет основания сомневаться в том, что назначение глаза состоит в его аккомодации[258]. Другими словами, вещь, чтобы стать видимой, будет пробуждать способность, необходимую для ее восприятия. Оккультизм хорошо знаком с видением по принципу микроскопа и телескопа, которым тысячелетиями пользовались мудрецы Индии. «Существуют определенные веши, — пишет Альберт Великий, — столь превосходящие все и вся в своей просвечивающей чистоте, что их создали сияющими в такой мере, чтобы они преодолевали гармонию глаза и при этом разглядеть их можно только с огромным трудом. Есть также и другие, от которых исходит столько света и сами они настолько полупрозрачны, что по виду их едва можно отличить от прозрачных из-за тонкости их состава».

Согласно оккультным учениям, в будущем единственный циклопический глаз возобладает над современным зрительным аппаратом, причем это будет не правый глаз (символом которого у древних было Солнце) и не левый глаз (который олицетворялся Луной), а один-единственный герметический глаз внутри головного мозга. Глаза — это второстепенные органы, и их действие полностью обусловлено необходимостью объективного познания. И когда человек возвысит себя через облагораживание своих организмов и когда он пробудит сокровенные качества души, единственный глаз вновь откроется и позволит ему разглядеть вереницы причинных связей, недоступные восприятию физическим зрением. Шанкарачарья утверждал, что центр наибольшей активности ясновидения находится не в самом глазу, а в некой фокальной точке, расположенной на небольшом расстоянии перед зрачком. Особого внимания заслуживает слепое пятно в глазу, поскольку из него, как было известно мудрецам древности, при определенных условиях исходил положительный луч. Способность глаза видеть обеспечивается двумя совершенно различными процессами. В ходе первого объект отражается в глазу, во втором луч зрительной энергии выходит наружу через слепое пятно и освещает созерцаемый объект. В первом случае объект «замечен», а во втором — человек видит объект. Когда объект «замечен», видны только его внешние аспекты, такие как цвет, форма и т.д., но когда интеллектуальный луч, исходящий из глаза, достигает объекта и как бы наталкивается на него, он проникает внутрь этого объекта, поскольку его действие является, скажем так, четырехмерным. Сейчас люди видят только тени объектов, т.е. смотрят как бы «сквозь тусклое стекло», но благодаря другому восприятию они получат возможность заглянуть в душу вещей, так сказать, столкнуться с ними «лицом к лицу».

 


[1] Физиогномика (от греч. physis — природа и gnomia — суждение, оценка) — искусство толкования внешнего облика человека, учение о чертах лица или — в широком смысле — учение о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основы духовных свойств, души, характера.

[2] Моксакаутеризация — прижигание моксой, мокса — китайская полынь, также древний китайский способ врачевания, метод рефлексотерапии.

[3] Моксибасчен — досл. горение моксы

[4] Остеопатия — болезнь костей, преимущественно дистрофического или диспластического характера, также лечение болезней манипуляцией над суставами.

[5] Инбридинг — скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции организмов. Наиболее тесная форма инбридинга — самооплодотворение.

[6] Предмет — вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное.

[7] Посылка — в логике в широком смысле высказывание, на основании которого делается вывод или умозаключение.

[8] Пифагор — (VI век до н.э.). Древнегреческий мыслитель, знаменитый философ-мистик, математик. По преданию, изучал эзотерические науки у браминов Индии, астрономию и астрологию — в Халдее и Египте. В южной Италии основал школу, где преподавались наука чисел (представление о числе как основе всего существующего), звуков и цветов, астрология, доктрина перевоплощения и другие оккультные науки.

[9] Агностик — сторонник агностицизма, философского учения, отрицающего познаваемость объективного мира и объективное значение истины.

[10] Золотое правило — общепринятое в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

[11] Каломель — хлористая ртуть, применяется в медицине как желчегонное и противомикробное средство.

[12] Ятрохимик — ятрохимия (от греч. iatros — врач, врачебная химия) — отыскание, исследование и приготовление лекарств, лечение болезней химическими средствами.

[13] Selenitikoi — от греч. selene — луна.

[14] Moonstruck — букв., лишенный ума луной или пораженный луной.

[15] Медиевизм — религия, мировоззрение, искусство средних веков.

[16] Теургия (греч.) — общение с планетарными духами и ангелами — богами Света, и средство привлечения их на землю для произведения в природе сверхъестественных или превосходящих человеческие силы действий. Лишь знание внутреннего смысла их иерархий и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними. Чтобы достичь этой возвышенной цели, стремящийся должен быть абсолютно достойным и бескорыстным.

[17] Домицилий — в праве некоторых стран — юридически значимое местожительство, местонахождение какого-либо лица.

[18] Обсервационализм — система учений, основанных исключительно на результатах наблюдения.

[19] «Index Expergatorius scientiae» — указатель научных книг, запрещенных католической церковью до их переработки.

[20] Эрнст Геккель (1834—1919) — немецкий зоолог, профессор в Йене. Априорных знаний, по Геккелю, не существует, есть только почерпнутые из опыта знания более ранних поколений, которые узакониваются путем наследования. Философия также должна основываться на принципе развития. «Первое начало» материи и ее формы движения столь же мало можно осмыслить, как и ее конец. Геккель назвал свое учение монизмом.

[21] Биогенез — концепция, утверждающая, что между живой и неживой материей лежит непреодолимая преграда, а следовательно, все живое может происходить лишь от живого.

[22] Компендиум (от лат. compandium — сокращение, обережение) — сжатое суммарное изложение основных положений какой-либо науки, исследования и т.п.

[23] Г. Мендель — чешский естествоиспытатель (1822— 1884), основатель менделизма, под которым понимается совокупность представлений о природе наследственности, в основе которых лежит положение о «наследственных факторах» — материальных носителях (или веществе) наследственности — генах, явившееся одной из исходных основ хромосомной теории наследственности и современной генетики.

[24] Имманентный — внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.

[25] Ноумен — феномен, явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена — голой идеи, которой не соответствует никакой предмет, — постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.

[26] Трюизм — общеизвестная, избитая истина.

[27] Эмпирия (от греч. empeiria — опыт) — человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств.

[28] Диоген Лаэртий — античный писатель первой половины III в., автор компилятивного сочинения по истории греческой философии.

[29] Антиподы — жители стран, находящихся в противоположных полушариях.

[30] Ямвлих — (ок. 280 — ок. 330) — выдающийся античный теург, мистик и писатель, неоплатоник и философ, ученик Порфирия, основатель сирийской школы неоплатоников, в учение которой внес элементы восточного магизма.

[31] Никомах — сын Аристотеля, опубликовавший после смерти отца «Никомахову этику».

[32] Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480—524) — христианский философ и римский государственный деятель.

[33] Макробий Амбросий Феодосии (конец IV — начало V в.) — античный философ-идеалист, один из главных представителей западного неоплатонизма.

[34] Лаплас Пьер Симон, маркиз (1749— 1827) — франц. математик и астроном. Первым доказал постоянство средних движений планет и развил теорию о возникновении планет Солнечной системы, не совпадавшую с теорией, защищаемой Кантом.

[35] Нума Помпилий (715—683 гг. до н. э.) — по преданию второй после Ромула царь и законодатель Древнего Рима.

[36] Ливии Тит (I в. до н. э. — I в. н. э.) — римский историк и писатель, автор монументального труда «От основания Рима» об истории Рима республиканского периода.

[37] Некромантия (греч.) — вызывание теней умерших. Рассматривается древними и современными оккультистами как практика черной магии.

[38] Левкипп (из Абдеры или Милета, V в. до н.э.) — греч. философ, современник и предполагаемый учитель Демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики.

[39] Лукреций (96 г. до н. э. — 55 г. н. э.) — римский философ и поэт, наиболее значительный и активный в Риме приверженец Эпикура.

[40] Джон Дальтон (1766—1844) — выдающийся английский физик и химик.

[41] Альберт Великий (1193—1280) — немецкий философ и теолог, граф Альберт фон Больштедт, носил почетное звание «doctor universalis», обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мыслей; с точки зрения содержания философии он брал себе за образец философию Аристотеля, способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии и считая методом научного исследования наблюдение.

[42] Архей — жизненное начало в средневековой науке.

[43] Эндемический — свойственный данной местности.

[44] Асептика — предупреждение заражения раны обеззараживанием физическими и химическими методами всех предметов, соприкасающихся с ней.

[45] Адам Фергюсон (1723—1816) — шотландский философ-этик.

[46] Жан-Батист ван Хельмонт (1577—1644) — нидерландский врач, химик и натурфилософ; развивал учение Парацельса и сделал беглый набросок виталистического учения о природе.

[47] Гран — мера веса равная 0,065 г.

[48] Индукция — философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

[49] Космография — описание Вселенной.

[50] Великий Везалий (Анлреас. 1514—1564) — величайший анатом. Родился в немецкой семье, переселившейся d Нидерланды, учился и работал во Франции, затем в Бельгии, Италии, Испании. На основании своих многочисленных исследований, вскрытий трупов и наблюдений написал знаменитое сочинение «Семь книг о строении человеческого тела», реформировавшее всю анатомию.

[51] Хильдегард Бингенская (1098—1178) — представительница средневековой схоластики, мистик, натурфилософ и врач.

[52] Афанасий Кирхер (1601 — 1680) — ученый, принадлежавший к иезуитскому ордену, был профессором математики и еврейского языка в Вюрцбурге, потом в Авиньоне и, наконец, в Риме, очень много труда посвятил изучению Древнего Египта.

[53] Бриарей (греч.) — знаменитый великан в «Теогонии» Гесиода. Сын Козла и Терры, чудовище с 50 головами и 1000 рук. Выдающаяся личность в битвах богов.

[54] Хайнрих Кунрат (XVI—XVII вв.) — немецкий мистический писатель.

[55] Птица Эзос — ртуть в алхимии.

[56] Матрица — тело или форма, по которым образуется новое тело или новая форма.

[57] Ганглий — нервный узел, скопление нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани.

[58] Амори Шартрский (ум. ок. 1206 г.) — средневековый мистик и основатель религиозного течения; его взгляды имеют в своей основе три главных положения: Бог составляет сущность всех вещей, Вселенная — это эманация божества, а значит, Бог присутствует в тех, кто открывает себя Ему.

[59] Космология — представления о мироздании древних греков, индийцев и т.д.

[60] Проекции — другими словами излучающие и притягивающие центры (от лат. projectio — букв., выбрасывающие вперед) некий флюид или психический ток.

[61] Пиндар (522—442 гг. до н. э.) — знаменитый греческий лирический поэт.

[62] Legat a lefere (лат.) — помощник полководца с фланга.

[63] Тетраэдр — четырехгранник, все грани которого треугольники, т.е. треугольная пирамида.

[64] Агриппа Неттесхейм (1486—1535) — немецкий писатель, врач и философ.

[65] ...философия симпатий... (от греч. simpatheia — влечение). Космическая симпатия — внутренняя, жизненная связь всего, всех вещей и сил; употреблялась досократиками. стоиками. Плотином. а под их влиянием также и мистиками, романтиками и натурфилософами.

[66] Шаррон Пьер (1541 — 1603) — французский теолог и философ. Считал, что ум в соединении с естественной нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая позволяет человеку жить по законам природы и разума и приводит его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой.

[67] Гностицизм — религиозно-философское течение раннего христианства, представляющее собой соединение христианских догматов с греческой идеалистической философией и восточными религиями. Наиболее крупными его представителями являются Василид, Валентин, Маркион, Карпократ, Симон Маг и др.

[68] Антропос (греч. «человек») — в гностических представлениях — духовный первочеловек, источник духовного и материального мира, вечное начало, присутствующее в каждом человеке.

[69] Квадратура круга — одна из трех известных задач античной математики, состоящая в построении при помощи циркуля и линейки квадрата, равновеликого кругу данного радиуса. Уже с конца XVIII в. задача признана неосуществимой.

[70] «Тимей» — сочинение Платона, посвященное космогонии.

[71] Птица Инкс — дочь Пана и Эхо, за содействие Зевсу в его связи с Ио была превращена Герой в птицу вертишейку.

[72] Климент Александрийский (150—215) — христианский теолог и писатель, находился под влиянием Платона, Стои и Филона, защитник христианской философии и христианского гностицизма.

[73] Иксион (греч.) — в греческой мифологии царь лапифов в Фессалии, сын Флегия. Будучи допущенным на Олимп к трапезе богов, осмелился домогаться любви богини Геры, и Зевс создает ее из облака, которое от соединения с Иксионом рождает на свет чудовищное потомство — кентавра. Когда же он начинает похваляться своей победой над Герой, Зевс велит привязать его к вечно вращающемуся колесу (по многим версиям мифа, огненному) и забросить в небо.

[74] Теогония — происхождение богов; тот раздел всех нехристианских теологий, которые учат генеалогии различных божеств. Древнегреческое название того, что позднее было переведено как «родословная происхождения Адама и Патриархов» — последние все суть «боги, планеты и знаки зодиака».

[75] Ивик (из Регия, VI в. до н. э.) — греческий лирический поэт

[76] Главным местопребыванием бога... — Творца Себа (сына бога Шу). Его называют Эрпа, т.е. «наследным правителем богов и отцом богов». Первоначально он считался богом земли, но впоследствии стал богом мертвых, символизируя землю, где погребались умершие.

[77] Кабиры (греч. kabeiroi) — 1. Божества, почитавшиеся в Египте, Финикии, Малой Азии и Греции. Они руководили мистериями, и их настоящее количество никогда не было открыто, оккультное значение их священно, ни один профан не имел права произносить их имена или говорить о них. Геродот делает их богами Огня и указывает на Вулкана как на их отца. 2. Весьма таинственные божества у древних народов, включая израильтян, некоторые, подобно Тераху, отцу Авраама, поклонялись им под именем Терафима. Некогда все божества, связанные с огнем — независимо от того, были ли они божественными, адскими или вулканическими, назывались кабирийскими.

[78] Амниотическая — околоплодная.

[79] Пехлеви — среднеперсидский язык — мертвый среднеиранский язык юго-западной группы III— VII вв., официальный язык Ирана эпохи Сасанидов.

[80] Потенциальность — присущая жизненной субстанции тенденция, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели.

[81] Фанес (сияющий) — орфический бог-демиург, который выходит из серебристого яйца, сотворенного хроносом-временем в эфире или из него; 1-й царь богов, он творит небо и землю, а также «другую землю» — луну.

[82] Инкунабулы — первопечатные (до 1501 г.) книги, внешне похожие на рукописные книги.

[83] Филамент — нитевидная структура.

[84] Гертвиг (Оскар и Рихард) — братья, немецкие зоологи XIX в. Известны своими трудами по цитологии и эмбриологии.

[85] Онтогенез — индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает с момента зарождения до окончания жизни.

[86] Анималькулисты — биологи XVII — XVIIIвв., которые ошибочно считали, что взрослый организм преобразован в мужской половой клетке — сперматозоиде.

[87] Овисты — биологи XVII—XVIII вв., которые ошибочно считали, что взрослый организм преобразован в женской половой клетке — яйце.

[88] Эпигенез — представление о зародышевом развитии организмов или процессе, осуществляющемся путем последовательных новообразований из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца.

[89] Вирильность — совокупности нормальных мужских половых признаков.

[90] Бриа — мир форм.

[91] Иецира — мир ангелов.

[92] Асиа — мир материи.

[93] Прототип — от греч. protos — первый и typos — отпечаток; прообраз, образец, оригинал.

[94] Пионер — тот, кто первым пришел и поселился в новой неисследованной стране.

[95] Акаша — тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествленная с эфиром. Но она относится к эфиру так же, как Дух к материи. Фактически она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной.

[96] Эпихарм (ум. ок. 450 г. до н. э.) — философ и комедиограф, ученик Пифагора.

[97] Пселл (1018—1078 или 1096) — византийский философ.

[98] Прокл (410—485) — древнегреческий философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности.

[99] Кебет — фиванец, ученик Сократа, выступающий у Платона в «Филоне».

[100] Антенатальный — относящийся к периоду внутриутробной жизни, к периоду до рождения.

[101] ...характеризуемого повышенной чувствительностью зародыша... — имеются в виду первые восемь недель внутриутробного развития.

[102] Prima facie (лат.) — при отсутствии доказательств в пользу противного кажущийся достоверным.

[103] Sub verme (лат.) — ниспровержение, разрушение, уничтожение.

[104] Liquor amnii — околоплодные воды.

[105] Пронуклеус — ядро яйцеклетки или сперматозоида в процессе оплодотворения.

[106] Спирема — нитевидная структура хромосомы в виде клубка в профазе митоза.

[107] Амфиастер — стадия жизни звезды.

[108] Джива (санскр.) — букв. живущий, живой, живое существо, душа. Понятие индийской философии, прежде всего джайнизма, где джива — одна из основных сущностей или субстанций. В школах веданты джива — это индивидуальная душа, «я», Атман, подверженный перерождению.

[109] Шакти (др-инд. «сила») — в философии индийского тантризма — творческая энергия любого божества, воплощенная в образе его супруги.

В традиционной индийской мифологии — супруга Шивы, воплощение женственности во всех ее аспектах.

[110] Манас (санскр.) — букв. ум, ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле его называют буддхи-манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению — кама-манасу.

[111] Юпитер (Атман) (санскр.) — самость, душа. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма; вечная, неизменная духовная сущность индивидуума.

[112] Меркурий (Буддхи) (санскр.) — Вселенская Душа, или Разум, духовная душа в человеке, проводник Атмана.

[113] Кама — дурное желание, вожделение, хотение, привязанность.

[114] Прана — жизненный принцип, дыхание жизни.

[115] Дейтоплазма — желток яйца.

[116] Хроматин — вещество клеточного ядра.

[117] Хромосомы — структурные элементы клеточного ядра, содержащие дезоксирибонуклеиновую кислоту, в которой заключена наследственная информация организма.

[118] Морфогенетика — формообразование.

[119] Клетка- «няня» — клетка, осуществляющая вспомогательную роль при дифференцировке.

[120] Бластула — стадия развития зародыша многоклеточных животных; на этой стадии, обычно следующей за морулой, организм представляет собой однослойный пузырек.

[121] Гаструляция — процесс на ранней стадии развития зародыша многоклеточных животных, приводящий к образованию двухслойного зародыша.

[122] Инвагинация — один из способов гаструляции, при котором часть стенки зародыша вворачивается в его полость и образует внутренний листок.

[123] Митоз — непрямое деление клетки, один из способов размножения клеток животных и растений, при котором наблюдается сложное преобразование компонентов клеточного ядра.

[124] Эпидермис — поверхностный слой кожи позвоночных животных и человека.

[125] Амнион — одна из оболочек зародышей высших позвоночных и человека; в полости амниона скапливается так называемая амниотическая жидкость, предохраняющая зародыш от механических повреждений.

[126] Хорион — наружная оболочка зародышей высших позвоночных; покрыта ворсинками, которые врастают в слизистую оболочку матки.

[127] Аллантоис (греч. «allantoeides») — колбасовидный; особый зародышевый орган, обеспечивающий у высших позвоночных функции дыхания, выделения и питания зародыша.

[128] Монада — одушевленная жизненная индивидуальность.

[129] Фалес (из Милета; 625—545 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, политический деятель. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Ему приписывают изречение: «Познай самого себя».

[130] Книга Бытия (или Генезис) — название 1-й книги Моисея, изображающей картину возникновения мира.

[131] Аватара (санскр.) — в индуистской мифологии нисхождение божества на землю и воплощение его в человека и других смертных существ. При этом, не утрачивая полностью своей божественной природы, бог частично обретает земные черты.

[132] Специализация — особые черты приспособления организмов к условиям существования, свойственные данному виду.

[133] Рекапитуляция — краткое и быстрое воспроизведение основных этапов развития предковых форм (филогенеза) в ходе индивидуального (особенно зародышевого) развития (онтогенеза) у ныне живущих организмов.

[134] Силурийский период — третий снизу период палеозоя продолжительностью около 25—30 млн. лет.

[135] Бероз (IV—III в. до н. э.) — вавилонский астроном и историк, автор «Истории Вавилона», дошедшей до нашего времени в отрывках античных и византийских историков. Как жрец храма Мардука он имел доступ к архивам, поэтому его книги бесценны.

[136] Амфибионты — организмы, приспособленные к обитанию в двух средах: в воде и на суше.

[137] Хармакис — Херу-хути, в греч. транскрипции Хармакис, «Хор обоих горизонтов» — аспект бога Хора Старшего, который, сливаясь с богом Солнца Ра, давал божество Ра-Харахти — бога света в Гелиополе. До Нового царства его изображением считался большой сфинкс, находящийся в Гизе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.