Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИДЛи 123022, г. Москва, а/я 9 18 страница




Философам известно, что шишковидная железа была органом сознательного зрительного восприятия задолго до того, как из головного мозга «выдвинулись» физические глаза, но не обязательно и не исключительно такого зрительного восприятия, каким мы обладаем теперь, а скорее зрительного восприятия, соответствовавшего тому миру, в котором человек обитал до того, как впал и свое нынешнее состояние.

По мере того как контакт индивидуума с материальным миром становился все более полным он утрачивал свои функции на внутренних планах жизни вместе с сознательной связью с Созидательными Иерархиями во вселенной над ним. Только с помощью дисциплины — усилия, направляемого мудростью и законом, — он сможет снова подняться в сферу своей духовной завершенности.

Было бы ошибкой прийти к заключению, что шишковидная железа как физическое тело в буквальном смысле обладает теми оккультными достоинствами, которые приписывают ей мудрецы. Сама железа является не третьим глазом, а всего лишь отражением этого органа — его двойником или символом в материальной структуре. Это реликт, свидетельствующий о наличии в древности некой способности, и то, что он сохранился на протяжении эпох духовного мрака, дает надежду на конечное восстановление той функции, на существование которой он, собственно, и указывает. Истинная сила этой железы заключена в ее духовном двойнике точно так же, как вся сила человека пребывает в его невидимой сущности. Обычное зрение не позволяет увидеть третий глаз, он виден только ясновидящим как вибрирующая спектральная аура, окружающая внешнее тело железы и ведущая себя как пульсирующий источник электрического света.

«Этот особый физический орган восприятия в головном мозге, — пишет Е.П.Блаватская, — расположен в ауре шишковидной железы. Эта аура отвечает вибрацией на любое воздействие, но живой человек может только ощущать ее, а не осознавать. В процессе мышления, проявляющемся в акте осознания, свет этой ауры постоянно вибрирует, и ясновидящий, глядя на головной мозг живого человека, может чуть ли не пересчитать видимые духовным оком семь градаций, семь нюансов света, переходящих от самого тусклого к самому яркому. Вы касаетесь своей руки; не успеете вы дотронуться до нее, как в ауре шишковидной железы уже возникают вибрации и приобретают свой оттенок цвета. Именно эта аура своими вибрациями вызывает утомление и изнашивание этого органа. Головной мозг, который заставили вибрировать, передает вибрации спинному мозгу и далее всему телу. Мощные вибрации радости или скорби могут таким образом убить. Вокруг шишковидной железы постоянно пляшут огоньки, но когда кундалини на короткий миг озаряет их, становится видна вся вселенная. Третий глаз открыт даже во время глубокого сна. Это хорошо для Манаса, извлекающего из этого пользу, хотя мы сами ничего не помним».

Именно Декарт считал шишковидную железу обиталищем души или звездного духа в человеке. В своих рассуждениях он исходил из того, что хотя anima и связана со всеми органами тела, обязательно должен быть один специальный орган, через который божественный компонент осуществляет свои функции более непосредственно, чем через все остальные. Решив, что ни сердце, ни головной мозг в целом не могут быть средоточием этого компонента, он методом исключения пришел к выводу, что этим центром должна быть та небольшая железа, которая, хотя и связана с мозгом, тем не менее действует или движется независимо от него. Кроме того, он заключил, что животные духи, движущиеся по вогнутостям черепа, могут приводить шишковидную железу в своего рода качательное движение. А подобное умозаключение, несомненно, выдвигает его в число наиболее ярких личностей периода перехода от средневековой науки к современной.

Теперь самое время обратиться к аргументам, с помощью которых Декарт, по его собственным словам, убеждал себя, что шишковидная железа и есть то место, где пребывает душа.

Ниже приводится выдержка из раннего издания его знаменитого трактата «О человеке», в которой полностью сохранена своеобразная терминология оригинала. «И все же не весь головной мозг, а только некоторая его часть является вместилищем этого внутреннего чувства, иначе зрительные нервы и мягкая сердцевина позвоночника как состоящие из той же субстанции, что и головной мозг, были бы резиденцией внутреннего чувства.

Итак, этим особым местом, где находится резиденция души, является "Glandula Pinealis", или шишковидная железа, некое ядро, похожее на ананас, которое помешается между желудочками головного мозга и окружено артериями Plexus Cho-rides (хордового сплетения). Причина, по которой мы сочли это ядро особым вместилищем души, заключается в том, что этот элемент головного мозга уникален, он — единственный и неповторимый. Ибо поскольку все органы чувств — парные, опять-таки не может быть никакой причины, почему бы нам не воспринимать два объекта вместо одного, кроме как потому, что прежде эти впечатления передаются в некий элемент мозга — единственный и неповторимый, — где они совмещаются. Ко всему прочему требуется также, чтобы этот элемент был подвижным, дабы душа путем непосредственного его (элемента) возбуждения могла посылать животных духов в какие-то одни мышцы, а не в другие. А поскольку это ядро поддерживается только очень мелкими артериями, охватывающими его со всех сторон, то можно не сомневаться, что любая мелочь приведет его в движение. Отсюда мы заключаем, что этот сокровенный элемент мозга является вместилищем души, где она осуществляет процессы понимания и хотения всего того, что исходит от тела или направляется к нему».

Приписывая шишковидной железе способность к движению, великий Декарт, хотя и не был оккультистом, коснулся одной из глубочайших тайн древних мистерий. Итак, вернемся к его трактату. «Соответственно практический ум можно истолковать как внутреннее чувство, посредством которого все объекты внешних восприятий различаются и объединяются в головном мозге как общем центре всех впечатлений. Или же практический ум есть не что иное, как сложение в шишковидной железе всех движений, вызываемых объектами в нервах, происходящее в то же самое время, когда объекты возбуждают чувства. При этом столь малые размеры нисколько не мешают этому ядру быть инструментом практического ума, а напротив, самыми глупыми оказываются те личности, у которых это ядро из-за своей величины не слишком подвижно, а самыми умными и сообразительными — у кого это ядро меньше, потому что его гораздо легче привести в движение. Причем, если бы оно стало даже еще меньше, чем есть на самом деле, оно все равно было бы достаточно большим в сравнении с некоторыми выступами желудочков и трубочками нервов». Веками Декарт служил предметом насмешек ученых мужей, а его мистические выводы вполне подходили под разряд того, что великий Тиндаль относил к сфере «поэзии». И вот наконец в наши дни начинает происходить некая «условная» реабилитация теорий Декарта со стороны науки, которая слишком часто страдает комплексом непогрешимости. «В последнее время, надо заметить, концепция великого француза приобретает все больший вес в глазах науки — ведь мы, если хотите, уже рассматриваем душу как некую часть человеческого интеллекта. (Sic!) Поскольку, очевидно, шишковидная железа непосредственно, хотя и весьма загадочным образом, связана с развитием умственных способностей» («How we became personalities»).

У очень маленьких детей, едва вышедших из состояния эмбриональной рекапитуляции[247], в сжатой форме отражавшего борьбу раннего человечества за существование, около темени есть незаращенный участок черепа. В редких случаях он не зарастает совсем, хотя обычно черепные швы в этом месте сходятся между седьмым и девятым годами жизни ребенка. В детском возрасте чувствительность этого участка над третьим глазом обычно сопровождается ясновидением или как минимум высокой восприимчивостью.

 

Рис. 67. На рисунке из древнего трактата по каббалистической медицине показано соответствие между отделами человеческого тела и помещениями храма

 

 

В этот период ребенок в основном все еще продолжает жить в невидимых мирах, и поскольку его физический организм пока остается более или менее невосприимчивым ввиду своей незавершенности, у него обнаруживается, по крайней мере, намек на деятельность в тех мирах, с которыми он некогда был тесно связан благодаря открытому доступу к шишковидной железе. По мере того как высший интеллект — Эго латинян — мало-помалу уходит в развивающуюся физическую структуру, он постепенно закрывает за собой небесную дверцу. Этот вход человека в его собственное тело каким-то загадочным образом связан с «душевными кристаллами» (лат. acervulus cerebri — так называемый «мозговой песок»), которые образуются в шишковидной железе.

Тайна третьего глаза прекрасно истолкована в легендах об уже упомянутом ранее Мировом Древе, положенных в основу скандинавских мистерий. В преданиях Эдды говорится, что на самой верхней ветви Иггдрасиля сидел орел, пристально оглядывающий вселенную, а на его голове, прямо между глаз, устроился сокол. Считалось, что орел символизирует стихию воздуха, а сокол — эфир пространства. Однако, если вспомнить, что для египтян сокол был особым символом бога Гора, чей единственный глаз олицетворял шишковидную железу для посвященных его ордена, странный рисунок сразу же наполнится новым смыслом. Один ученый каббалист минувшего столетия объявил, что, изучая «Зогар» и связь между Древом сефиротов и человеческим телом, он пришел к выводу, что первая Сефира — Кетер, Корона — представляет шишковидную железу, а следующие два сефирота — Хохма и Бина, расположенные по обеим сторонам дерева, — две доли головного мозга. В древнееврейских священных писаниях встречаются высказывания, которые вполне можно принять за косвенные намеки на шишковидную железу.

На одном конце этой маленькой железы, противоположном месту ее крепления, имеется пальцеобразный выступ, который называется «жезлом Бога» и соответствует священному копью в мистериях Грааля. По своей форме железа напоминает выпарные сосуды или реторты алхимиков. Символом вибрирующего пальца на конце железы служат жезл Иессея и скипетр верховного жреца. При выполнении определенных упражнений, предписанных внутренними школами восточного и западного оккультизма, у ученика, специально подготовленного к такого рода занятиям, этот палец начинает вибрировать с неизмеримой частотой, вызывая в голове жужжание или гудение, как уже упоминалось выше. Подобное явление может причинять сильные страдания и даже иметь губительные последствия, если такого рода упражнениями займутся люди, не обладающие достаточными познаниями в оккультизме. Шишковидную железу и гипофиз называют соответственно головой и хвостом Дракона Мудрости. Психические и оккультные токи головного мозга, поднимаясь вверх по спинному мозгу (см. главу «Кундалини и симпатическая нервная система»), на своем пути должны пройти по водопроводу мозга, который, как опускной дверцей, перекрыт шишковидной железой. Когда эта железа — ибис египтян — «заваливается назад», как будто сидит на корточках, она закрывает проход в четвертый желудочек и образует нечто вроде пробки. В таком положении она «запечатывает» в третьем желудочке его содержимое, отделяя его от четвертого желудочка. Возбужденная кундалини, железа встает вертикально, поднимаясь подобно голове кобры, готовой к нападению, и точно так же, как голова этой змеи, увеличивается в размерах; а ее маленький пальцеобразный выступ начинает двигаться с быстротой змеиного языка. Открыв таким образом проход между желудочками, шишковидная железа более не мешает сущностям смешиваться в головном мозге, творя духовную алхимию.

«Всевидящее Око» масонских братьев; «Единственное Око» священных писаний, посредством которого тело наполняется светом; «Один Глаз» Одина, позволявший ему постигать все тайны; «Око Гора», которое когда-то проглотил Тифон; «Око Владыки», которое, по словам Бёме, все замечает, — все они содержат намек на тот первозданный орган, который, согласно комментариям, составляющим основу «Тайной Доктрины», «постепенно утрачивая свои функции», исчез из виду, «глубоко погрузившись в голову» и скрывшись «под волосами». Несомненно, именно об этом пишет Прокл в своей первой книге «О теологии Платона», когда заявляет, что душа, войдя в святая святых, или в сокровенные тайники своей природы, постигает «происхождение богов и единство вещей», не прибегая к помощи своих реально существующих глаз, которые изображают закрытыми. Возникает вопрос, разве можно усмотреть что-то антинаучное в утверждении, что шишковидная железа и есть тот третий глаз историко-мифологических людей древних времен, которые фигурируют у Бероса в его текстах о происхождении халдеев и о которых рассказывали греки в мифах о циклопах? Мистику известно, что шишковидная железа — это все, что осталось от «Ока Дангмы», внутреннего ока просвещенного мудреца, и «Ока Шивы», которое располагалось вертикально на лбу богов и Джианов, указывая, что у них не затуманено духовное зрение. Вглядываясь в непроницаемое лицо Авалокитешвары, обратите внимание на его третий глаз и вспомните о комментариях, в которых записано, что когда внутренний человек активен, око «поднимается и увеличивается» и Архат способен ощущать и понимать эту деятельность и в соответствии с этим регулировать собственные действия.


Глава XVII
Эндокринная система и телесное равновесие

 

 

Из произведений Якоба Беме в редакции Уильяма Ло

 

Рис. 68. Жизненно важные центры человеческого тела
(В соответствии с рисунками Якоба Бёме.)

 

 

К числу семи желез, не имеющих и имеющих выводной проток, изучением которых в первую очередь занимается оккультизм, принадлежат шишковидная железа, гипофиз, зобная железа (или тимус), печень, селезенка и надпочечные капсулы, или надпочечники. В этих малопонятных телах, из которых, по крайней мере, некоторые удостоились внимания в древние времена, но в большей или меньшей степени были забыты в раннее Средневековье, сегодня стали признавать «диктаторов нашей судьбы». Теперь полные энтузиазма эндокринологи придерживаются того мнения, что не только гармония «телесной лиги», но и высшие аспекты функционирования человека — его нравственный облик, эмоции и мысли, его личность, индивидуальность и темперамент — в огромной степени определяются деятельностью желез внутренней секреции. Не капля зеленой желчи д-ра Джонсона, а железы ставят под удар империи. И не герцог Веллингтон, а гипофиз Наполеона подстрелил орла Первой империи. В связи с этим обдумайте слова Сэмюэла Уиллиса Бандлера: «Если в ближайшем будущем мир оделит своих дипломатов, высших чиновников, законодателей, жителей надлежащими железами внутренней секреции, особенно передней долей гипофиза, и чуть-чуть подавит работу коркового вещества надпочечников, войн, возможно, больше не будет» («Железы внутренней секреции»).

Мнение оккультизма по поводу значения шишковидной железы подробно обсуждается в главе, посвященной этому предмету. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь немногие общие вопросы. «Как вспомнишь легенду о циклопах, — пишет д-р Фред Э.Уинн, — так мороз по коже подирает! Неужели это предание основывалось на каком-то чудовищном уродстве, возможно ли, что какая-то раса страдала отвратительным атавизмом и, имея человеческий облик и гигантское телосложение, шаталась по земле с неразвитым мозгом и шишковидным глазом беспозвоночного животного? К счастью, подобный кошмар, такое ужасающее отклонение от упорядоченного хода эволюции — всего лишь плод воображения Гомера» («Эндокринные и другие железы»). Боюсь, что оптимизм милейшего доктора лишен оснований. К сожалению, слепой Гомер не единственный повествовал о великанах — одноглазых и неодноглазых. В древних писаниях почти всех цивилизованных наций имеются описания чудовищ, которые свели бы эндокринологов с ума. В 1858 году на месте древнего города Карфагена был найден саркофаг великанов. Древний языческий писатель Филострат оставил описание виденных им самим скелетов, один из которых был длиной 22 локтя, а другой — 12 локтей. Аббат Пеге в книге «Вулканы Греции» заявляет, что «в окрестностях вулканов на острове Фера находили лежащих под громадными камнями исполинов с черепами чудовищных размеров» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Создав новые революционные теории относительно желез, наука столкнулась лицом к лицу с множеством трудных вопросов. Так что в древних рассказах о чудовищах больше нет ничего неправдоподобного. Вероятность несинхронной работы желез в первые эпохи существования человека сообщает достоверность долго подвергавшимся осмеянию «выдумкам» ранних историков. Людям, имеющим склонность к научным занятиям, было бы интересно и поучительно воссоздать человека, каким он был до регрессивной эволюции, оставившей след во многих элементах эндокринной цепи. Вероятно, что результат их трудов окажется удивительно похожим на описания людей доадамовских рас, дошедшие до нас в оккультной традиции.

В начале двадцатого века в клинику выдающегося немецкого невропатолога фон Хохверта привезли мальчика, состояние которого породило разного рода гипотезы. По внешнему виду это был обычный мальчик лет двенадцати — тринадцати, но его родители заявили, что ему всего пять лет, и их слова позднее полностью подтвердились. «За несколько месяцев до этого ребенок начал быстро расти....Его интеллектуальное развитие тоже ускорилось. Те вещи, о которых он говорил, и то, о чем он, по-видимому, думал, свидетельствовали об уровне мышления и рассуждения, соответствующем зрелому возрасту. У него был низкий голос, и он уже давно перестал играть в игрушки. И тем не менее ему было всего пять лет». После нескольких недель пребывания в клинике ребенок умер. Вскрытие показало наличие опухоли шишковидной железы. «Есть основания думать, что шишковидная железа имеет некоторое отношение к развитию интеллекта» (Э.Х.Уильямс. «Как мы стали личностями»). Не подтверждает ли эта история эзотерическую доктрину о том, что шишковидная железа «является главным и важнейшим органом духовности в головном мозге человека, местопребыванием гениальностей»? (E.S.lns.) Расстройство, вызванное опухолью этой железы, привело к преждевременной зрелости. Разве не удивительно, что нарушение функции одного этого крошечного органа вызывает такой метаморфоз — превращение ребенка во взрослого человека, и разве не еще более удивительно, что столь могущественная часть тела считается всего лишь остатком рудиментарного глаза? Этого единственного примера — без обращения к другим подтверждающим данным, в которых, впрочем, нет недостатка, — достаточно, чтобы связать эту железу со всей сферой интеллектуального развития. Заслуживает внимания то, что болезненное состояние железы имело результатом не только зрелость тела, но также и усиление умственной деятельности. Опухоль помешала железе управлять потоком Манаса, что несомненно доказывает правильность оккультного утверждения, что шишковидное тело является связующим звеном между сферой субъективного интеллекта человека и его объективным мышлением.

Гипофиз (hypophysis cerebri) представляет собой маленький яйцевидный, слегка сплющенный сосудистый комочек, лежащий на sella turcica — турецком седле клиновидной кости и соединенный воронкой с третьим желудочком головного мозга. Турецкое седло описывают как «череп в черепе», а один автор заметил, что Природа, вероятно, придавала гипофизу жизненно важное значение, раз никакой иной орган тела не получил такой защиты. Эта железа состоит из двух очень четко выраженных долей, разделенных тонкой волокнистой пластинкой. Передняя — более крупная — доля имеет слегка продолговатую и вогнутую назад (овально-изогнутую) форму, и ее вогнутая поверхность служит вместилищем для меньшей и более округлой задней доли. Как утверждает Грей, передняя доля «развивается из эктодермы щечного кармана и по микроскопической структуре сильно напоминает щитовидную железу». В замкнутых пузырьках гипофиза, «выстланных цилиндрическим (частично реснитчатым) эпителием, содержится вязкое желеобразное вещество (pituita — питуита — слизь), подсказавшее старое название [питуитарное тело] этого тела» (Санте). «Задняя доля, — продолжает Грей, — образуется в результате выпячивания из мозга и на протяжении эмбрионального периода имеет полость, сообщающуюся через воронку с полостью третьего желудочка». Гипофиз, как полагают, играет важную роль в зимней спячке животных. «Передняя его часть имеет отношение главным образом к росту скелета и мышц и развитию головного мозга. Задняя часть тесно связана с развитием половых органов, определенных мышечных структур и с некоторыми особенностями процесса, называемого метаболизмом[248] (Э.Х.Уильямс. «Как мы стали личностями»).

Было замечено, что гипофиз содержит продукт внутренней секреции, который, очевидно, стимулирует рост соединительной ткани и играет существенную роль в половом развитии. Известно также, что если гипофиз проявляет повышенную активность, то это приводит к гигантизму, и что он обладает необычным сродством к костям и мышцам. Недостаточное снабжение питуитрином вызывает общее ухудшение состояния тела и сказывается даже на волосах и зубах. Среди счастливых даров, которыми наделяет здоровый гипофиз, — хорошее кровяное давление, здоровый половой тонус, инициатива, горячее стремление к научным занятиям, работе, постоянный интерес к избранному роду занятий и выносливость, присущая молодости. Доктор медицины Герман Г.Рубин тоже высказывается по поводу взаимосвязи между этой железой и чувственными восприятиями, жизнеспособностью и преобразованием энергии в виды, необходимые для обеспечения жизнедеятельности тела («Ваши загадочные железы»).

Гипофиз, который называли железой упорных усилий, очевидно, был хорошо известен посвященным жрецам Древнего мира, в символике которых он ассоциировался с женским аспектом. Он представлял собой йони по отношению к шишковидной железе, которая была примитивным фаллосом. В легендах о египетской Изиде, индусской Радхе[249] и христианской деве Марии содержатся намеки на функции этой железы. Гипофиз является «барометром» всей цепи эндокринных желез, первым обнаруживая расстройство в эндокринной системе. В египетских мистериях гипофиз выступал в роли посвящающего, ибо, как мы увидим, он «возбуждал кандидата» — шишковидную железу. В египетских мифах Изида в своем аспекте гипофиза заклинает высшее божество солнца Ра (здесь символизирующее шишковидную железу) открыть свое священное имя — слово власти — и в конце концов вынуждает его сделать это. В некоторых восточноиндийских метафизических системах гипофиз называют манас-антаскарана — «мост ума».

Гипофиз, деятельность которого стимулируется дисциплинами оккультной философии, начинает светиться, приобретая бледно-розовый оттенок. Маленькие волнистые колечки света, исходящие от него, постепенно исчезают на коротком расстоянии от самой железы. При продолжении стимулирования излучаемые кольца вокруг железы светятся ярче и в потоке сил становится различимым отчетливое биение пульса. Излучения распространяются неравномерно, круги постепенно вытягиваются в elliptics, в малом конце которых находится тело железы. На стороне третьего желудочка «эллиптик» тянется назад от железы и растягивается в изящные параболы по направлению к шишковидной железе. По мере того как поток силы становится все более мощным, свечение озаряет пространство внутри желудочков, все более приближаясь к дремлющему глазу Шивы. Наконец, окрасив тело самой железы золотисто-красным светом, оно мягко оживляет шишковидную железу. Под ласковым теплом и сиянием гипофизарного огня «божественный глаз» трепещет, моргает и в конце концов открывается. Мадам Блаватская так описывает этот процесс: «Арка (гипофиза) все больше выгибается вверх к шишковидной железе, пока наконец ее не ударит током, как ударяет электрическим током какой-нибудь твердый предмет, и тогда спящий орган пробуждается и весь начинает пылать Акашическим Огнем. Это психофизиологическая иллюстрация взаимодействия двух органов на физическом плане, являющихся конкретными символами и олицетворениями метафизических концепций, соответственно называемых Манасом и Буддхи. Чтобы стать сознающим на этом плане, Буддхи нуждается в более дифференцированном огне Манаса; но как только шестое чувство разбудит седьмое, излучаемый им свет озарит сферы бесконечности, человек на краткий миг станет всеведущим, Прошлое и Будущее, Пространство и Время исчезнут и превратятся для него в Настоящее» (E.S.Ins).

Щитовидная железа, величаемая ныне «замковым камнем эндокринной арки», представляет собой подковообразное тело, располагающееся в горле непосредственно под адамовым яблоком. Она состоит из двух боковых долей — по одной с каждой стороны от трахеи, соединенных внизу поперечным сегментом, называемым перешейком. Приводя ее описание, один автор сообщает, что она находится в основании шеи верхом на трахее. Грубо говоря, она имеет форму буквы «Н», поперечная черточка которой соответствует перешейку, или поперечному соединительному участку. Размеры этой железы указать очень трудно, но можно считать, что ее длина составляет два-три дюйма (5—7,6 см) и весит она в среднем около одной унции (28,35 г). У женщин эта железа крупнее и тяжелее, чем у мужчин, и с возрастом уменьшается в размерах. Атрофия особенно заметна в пирамидальных долях. «Она впервые появилась, — пишет доктор Фред Э.Уинн, — у чрезвычайно примитивных организмов, известных как "протохордовые (животные)" — первых существ, имевших жаберные щели, центральную нервную систему и зачаточный позвоночник. Щитовидная железа по-прежнему продолжает вырабатывать слизистые вещества, использовавшиеся нашим далеким протохордовым предком для обволакивания и втягивания частиц пищи, хотя это вещество больше не истекает в глотку по причине исчезновения протока» (Керр. «Учебник по эмбриологии»).

Как полагают, у низших форм жизни щитовидная железа была гонадой, или половой железой, и служила связующим звеном между половыми железами и головным мозгом — низшей четверкой и высшей триадой в человеческом теле соответственно. «Щитовидная железа, — пишет д-р М.У.Капп, — это железа, которая продуцирует наземных животных и играет очень важную роль в эволюции форм, а также в их последовательности. Пересадка щитовидной железы тритону превращает его в саламандру — животное с наземным типом дыхания». Иногда щитовидную железу называют косметической железой, потому что ее функциональные расстройства обыкновенно вызывают диспропорцию частей тела и лишают личность привлекательности. Щитовидной железе уделялось больше внимания, чем остальным железам из-за частого возникновения крайне уродливого зоба вследствие ее поражения. Эта железа имеет свойство регулировать быстроту проживания жизни, и по мере того как она теряет тонус, во всех частях тела проявляются старческие признаки. Щитовидная железа, расположенная в действительности в том самом месте, которое Платон называет перешейком между телом и головой, выступает в роли посредника между эмоциями и мыслями и общего знаменателя животной и интеллектуальной жизни.

Тимус, или зобная железа (ее еще называют вилочковой железой), имеет вид небольшого тела почти пирамидальной формы из очень мягкой железистой ткани и находится за верхней частью грудины.

В период усиленного развития организма в подростковом возрасте тимус может достигать длины двух дюймов и весить около одной или одной с четвертью унции. После наступления половой зрелости обычно происходит обратное ее развитие с последующей атрофией. Железистая ткань тимуса замещается жировой клетчаткой, и у взрослого человека эта железа состоит почти исключительно из жировой ткани. «Самое загадочное, что тимус утратил свое значение для человека и млекопитающих, когда их предки начали "высиживать" яйца внутри собственных тел и перестали откладывать их в скорлупе и с белком внутри, как это делают птицы и рептилии. В чем, собственно, и заключалась изначальная функция тимуса. К примеру, голуби с удаленной зобной железой откладывают яйца без скорлупы, однако, если им пересадить ее обратно, они снова будут нести обычные яйца в скорлупе....Так скажем спасибо тимусу за то, что секреции (т.е. выделения) дали возможность нашему рептильному прародителю изобрести яйцо, которое сумело развиться в человеческую яйцеклетку» (Джордж А.Дорси. «Why we behave like human beings»).

Тимус получил название железы преждевременной зрелости. Он управляет развитием ребенка вплоть до возраста достижения половой зрелости. Его также называют железой вечной юности, поскольку при наступлении определенного времени начинается обратное развитие тимуса, в противном же случае созревание организма тормозится. Если тимус пересадить головастику, он так и останется головастиком и никогда не превратится в лягушку. В книге Уильямса и Хога «Наши комплексы боязни» утверждается, что из двадцати казненных преступников «у всех зобная железа полностью сохранила свои функции». Ко всему прочему, если тимус продолжает оказывать доминирующее влияние, то он начинает мешать нормальной дифференциации проявлений пола, а в результате возникает проблема «промежуточных» типов. Тревожное увеличение подобного «усреднения» в нашей социальной системе заставляет всерьез задуматься о той роли, какую играют железы внутренней секреции в общественной жизни человека. «При проведении патологоанатомических исследований страдавших идиотией[250] в большинстве случаев было обнаружено полное отсутствие тимуса, а в серии из 400 вскрытий тимус отсутствовал у 75%» («Ductless and other glands»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.