Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интсграторная система




 

Неизбежен вывод, что коль скоро человеческое существо прин­ципиально нерасчленимо по вертикали «тело-душа-дух» относительно отражения-отреагирования, то должна существовать единая интеграторная система, связанная со всеми уровнями структурной организа­ции и объединяющая их в единое целое. Такая система должна тополо­гически соответствовать общей формулировке фрактального развер­тывания антропосферы; с ней напрямую должны быть связаны «лич­ная история» и «личная эволюция» индивида; в ней, наконец, в первую очередь должны сказываться всевозможные дефекты структуры и ее внутренние конфликты.

Такая система в традиции известна давно, она описывается с некото­рыми объяснимыми вариациями и под разными названиями, из которых для дальнейшего изложения удобнее всего использовать наиболее извест­ную на Западе - «систему чакр». В рамках структурной психосоматики огромный теоретический и практический интерес представляет уже один только параллельный анализ указаний различных традиций, касающихся этой темы, а также близких вопросов - «внутренней энергетики», ритмики и цикличности.

Здесь мы должны решительным образом подчеркнуть, что пере­ложение традиционных терминов «ци», «прана», «пневма», «Ка», «си­ла» и т. д. словом «энергия» считаем не только неудачным, ограничи­вающим возможности дальнейших теоретических построений, неточ­ным и произвольным, но даже вредным, поскольку тем самым чисто периферический феномен энергии распространяется в априорно неиз­менном виде на все структурные уровни организации, привнося в их описание ложный акцент со всеми вытекающими концептуальными, методологическими и практическими последствиями.

Употребление термина «энергия» в отношении феномена «ци» (или «праны») сложилось под влиянием лидировавшей в первой поло­вине XX века науки - физики, переживавшей последние фазы смены господствовавшей в эпоху «классических теорий» парадигмы Ньютона (ее еще иногда называют «естественно-научной») на парадигму поля, базисную для таких направлений, как квантовая механика, общая тео­рия относительности, теория элементарных частиц и т. д.

Именно тогда термин «энергия», утратив свою четкость, стал дос­тоянием массового сознания, распространившись на любые взаимо­действия, где непосредственный агент или передаточный механизм может быть представлен лишь в виде некоторой (пусть и фиксируемой в опыте), эманации.

Между тем речь идет, прежде всего, об информации, сопровож­дающейся, особенно на внешних организационных уровнях, энергети­ческими потоками и нерасчленимой с субстратом-носителем — будь то поле любой природы (в той или иной степени материальное), вдыхае­мый воздух или даже потребляемая пища.

В китайской традиции «посленебесное» ци, т. е. ци, потребляемое из окружающей среды уже в течение жизни, делилось на «небесное» и ци «воды и злаков» (иначе «земное»); потребление первого связыва­лось с дыханием, а второго - с питанием, причем преимущественно информационный характер ощущался достаточно четко (отсутствие самого термина «информация» здесь роли не играет - говорилось о передаче «закона» или «структуры», а в даосских текстах - «дао» и «дэ»).

Любопытно также учение о «пище и лекарстве», составляющее одну из существенных частей древней греко-арабо-персидской тра­диции (такое сложносоставное название связано с историей этой школы: она восходит к греческим врачам, пришедшим в Среднюю Азию вместе с войсками Александра Македонского; затем тради­ция, повсеместно исчезнувная в средние века, сохранилась именно в ирано-персидской среде, дав миру такие имена, как Абу Али-Ибн-Сина (Авиценна) или придворный врач первого из Великих Мого­лов, Бабура, - Юсуф ибни Юсуфи Табиб, автор другого, наряду с «Каноном врачебной науки» Ибн-Сины, авторитетнейшего труда традиции - «Юсуфовой медицины»; в настоящий момент школа сохранилась именно в Индии, где, в отличие от Аюрведы, носит название «греческой»): считается, что «пища» и «лекарство» - это не две противоположные или независимые категории, а целый ряд состояний различных продуктов, в которых «питательная» и «ле­карственная» стороны выражены в большей или меньшей степени. «Пища» служит материалом для построения организма, преобразу­ется в его жидкости и дает энергию, «лекарство» влияет своими свойствами. Такое влияние нельзя интерпретировать иначе, чем информационное. При этом любой продукт питания имеет и «ле­карственное» действие, т. е. передает не только «питательные» ве­щества, но и «свойства», информацию.

Итак, «внутренняя энергетика» оборачивается иерархически ор­ганизованным многоярусным информационно-обменным взаимо­действием, вне которого, если подходить к вопросу последовательно и строго, объяснение единству, постоянству структуры и возможно­стям эволюции всякого активного биологического объекта найдено быть не может.

Опыт показывает, что эти процессы всегда управляются совокуп­ностью ритмов и циклов: от микроритмов химических реакций и кван­товых взаимодействий до глобальных ритмов, связанных с собствен­ным вращением Галактики (с ними, в частности, коррелируют циклы «глобальное потепление - ледниковый период», столь важные для жи­вых организмов). Здесь возникает некоторая иллюзорное противоре­чие: если временная ось представляет собой лишь модель, продукт на­шего сознания, если прошлое и будущее в реальности не существуют, то где же и каким образом, в каком субстрате развертываются ритмы и циклы, о которых идет речь? Между тем ответ очевиден - они являют­ся периодическими характеристиками самой структуры, подобными наслоениям антарктического льда или узлам кристаллической решетки (если сквозь такую решетку пролетает элементарная частица, то она и будет испытывать циклически меняющиеся нагрузки, связанные с не­однородности ми полей, обусловленными периодической структурой кристалла). Отметим, что и традиция всегда описывает циклы и ритмы как феномены именно структурной организации, следствие внутренних отношений между элементами структуры; точно так же как некий ат­рибут структурной организации Универсума, традиция рассматривает и циклы «личной истории» человека, тесно связанной с функциониро­ванием системы чакр.

Здесь возникает один неизбежный вопрос: если время «на самом деле» - всего лишь способ описания структурных закономерностей, то оправдано ли использование самой этой категории, иными словами, как и относительно чего мы можем мерить все зависимые от времени величины, такие, как скорость, ускорение и т. д.? Ответ на этот вопрос оказывается очень простым: протекающие, с точки зрения «обычных» представлений, процессы «на самом деле» протекают относительно циклически меняющейся структуры Мироздания. Эти структурные ритмы не связаны с направлениями физического пространства антропосферы, поскольку развиваются вдоль координат, принадлежащих миру «высшего», по отношению к нашему, уровня. Точно так же отно­сительно координат антропосферы протекают структурные циклы «низшего» мира. Следовательно, категория времени оказывается удоб­ным способом описания всех периферических процессов и явлений, относящихся к первому-третьему структурным уровням организации; таковы все феномены, которые исследует физика, химия и другие сходные дисциплины, за исключением ряда тонких областей, относя­щихся к полевым явлениям, эволюционным и структурным вопросам. Когда же мы переходим к вопросам устройства Мироздания, «слабых и сверхслабых полей» функционирования и развития живых организмов и, в особенности, к феномену Активного Сознания, а также к другим проблемам, требующим анализа четвертого и более глубоких струк­турных уровней, использование категории «время», так же как и кате­гории «энергия» возможно лишь при ясном осознании истинной при­роды этих феноменов, вытекающей из общих структурных представле­ний. Таким образом, мы вовсе не призываем отказываться от употреб­ления понятий «время» или «энергия», мы и сами пользуемся ими там, где это оправданно и не вносит путаницы, а в тех случаях, где это не­обходимо, специально оговариваем рамки и смысл используемой тер­минологии. Исследование тонких особенностей феномена «время» важно для нас именно потому, что является своеобразным ключом как к структурным представлениям, так и к проблемам человеческого су­щества - его личности, деятельности, «личной истории» и «личной эволюции», а также всевозможных нарушений развертывания его структуры, ее дефектов, которые могут проявляться и как патологии разного рода, и как социальные, душевные и духовные изъяны.

Перейдём к более подробному анализу системы чакр.

Чакры, как универсальные интеграторы структуры человеческого существа, связаны со всеми уровнями его организации. Семь раз по­вторяясь, эта структура повторяет семиуровневое «воплощение» (в прямом смысле данного слова - «реализацию во плоти») базового принципа от «верхней» Кетер (Сахасрара) до «нижней» Малькут (Му-ладхара). Связь любой из чакр не означает, что они при этом не имеют собственных «предпочтений», не отменяет сказанное и выделенной роли той или иной чакры в том или ином аспекте человеческого бытия. Эта особенность становится яснее, если представить себе, что чакры играют, во-первых, роль коммуникативных центров, ориентированных на те или иные структуры человеческого существа (эта сторона связана с универсальностью чакр - все они связаны с теми или иными телес­ными, духовными, душевными феноменами, с теми или иными зонами фенотипа, с теми или иными уровнями отражения-отреагирования), а во-вторых, своеобразных «реле», открывающих доступ к той или иной структуре на собственном «уровне ответственности» (специфическая роль чакр; так, доступ к высшим духовным способностям открывает лишь Аджна, несмотря на то что некоторые из них связаны, например, с Муладхарой; с другой стороны, ущербность Муладхары невосполни­ма, когда речь идет о физических способностях). Таким образом, среди чакр нет более или менее важных, однако нормальное развитие как в процессе «личной истории», так и в процессе «личной эволюции» свя­зано с последовательным и гармоничным «подключением» «высших» центров к уже «действующим». Важнейший вывод из всего сказанного сводится к тому, что первейшее значение имеет именно гармониче­ское, согласованное развитие и действия всех структур человеческого существа, а не какие-либо экстраординарные способности и навыки в той или иной зоне - или, говоря в терминах структурной психосоматики, сущностность и проработанность структурных уровней организации.

Проясним еще некоторые важные моменты.

На базе целостного генома могут быть оттранслированы различ­ные фенотипы (соответствующие тем или иным зонам генома или ге­нотипа) и, соответственно, развернуты качественно различные текущие и сущностные триады, при этом:

- вертикаль полностью формируется на базе любого жизнеспособ­ного фенотипа, присущего человеческому существу, в том числе и простейшего фенотипа особи; иными словами, любой человек безус­ловно наделен телом, душой и духом, обеспечивающими совокупность его деятельности в отражении-отреагировании, которую мы в том или ином смысле можем характеризовать как «человеческую»;

- в отражении-отреагировании участвуют всегда все семь логиче­ских уровней, однако это не значит, что все эти уровни в достаточной мере структурированы или проработаны, или, что то же самое, это не значит, что центр осознания всегда может устойчиво пребывать на лю­бом, сколь угодно глубоком логическом уровне; эти три формулировки - структурированность логического уровня, его проработанность и устойчивость пребывания на нем центра осознания - суть синонимы; последняя предполагает, что такое пребывание, во-первых, управляе­мо, во-вторых, может быть отслежено и, в-третьих, может осуществ­ляться по желанию, а не как результат некоторых экстраординарных обстоятельств - стресса, психотропных средств[26] и т. п.

Возникает вопрос: на базе любого ли фенотипа достижимо устойчи­вое пребывание центра осознания на глубинных логических уровнях?

Следует прежде всего уточнить, что отражение-отреагирование, с точки зрения своих качеств, механизмов и «внутренней» деятельно­сти, контекстуально зависимо. Иными словами, мы не можем всегда говорить о проработанности тех или иных логических уровней для всех возможных жизненных контекстов. Такие контексты, в том чис­ле, могут быть классифицированы от наиболее простых и конкрет­ных до наиболее сложных и общих (итогом этого изложения и обоб­щения и является Глобальный Контекст, объект отражения на пятом логическом уровне, соответствующий «внутреннему» образу этого уровня - космограмме).

Даже самый общий структурный анализ, а тем более, привлечение фактического материала, заставляют сделать вывод: структурирование глубинных логических уровней контекстуально зависимо, причем воз­можность устойчивого пребывания центра осознания на том или ином уровне зависит от качества оттранслированного фенотипа.

Иными словами, каждый фенотип, начиная от фенотипа особи и кончая планетарным фенотипом, открывает доступ к новой группе контекстов, являющейся расширением и обобщением всех предыду­щих. Таким образом, мы можем классифицировать контексты соответ­ственно фенотипам (рис. 32).

Очень грубо круг жизненных ситуаций, которые относятся к той или иной группе контекстов, можно определить по принципу «Я и...»[27], т. е. исходя из того, сколь широко распространяет конкретный человек свое поле осознания: позиция «Только Я» соответствует бытовым кон­текстам; позиция «Я и самые близкие» - индивидуальным; позиция «Я и моя семья» - семейным; «Я и те, кто со мной»[28] - родовым; «Я и мой народ»[29] - этническим; «Я ичеловечество» - человеческим; «Я и весь мир» - планетарным. Термин «мир» означает здесь «Ойкумену», т. е. обозримую для индивида в соответствии с социально-историческими особенностями бытия, населенную людьми или важную для людей часть Вселенной (всю - Вселенную в целом). Глобальный контекст от­личается тем, что ориентирован на Универсум, исчерпывающее «все» этого мира безотносительно к человеческому существу как таковому; под Глобальным Взаимодействием, в свою очередь, мы понимаем целокупность проявленной Вселенной, причины ее развития и структур­ные закономерности.

Очевидно, что разные люди, пребывающие в одной и той же си­туации, могут тем не менее находиться в разных контекстах; очевид­но, что для людей, чей фенотип существенно усечен, не доступны не только многие грани реальности, но целые группы контекстов, а зна­чит, целые зоны Универсума.

 

 

Рис. 32. Геном, фенотипы, контексты

 

Из всего сказанного очевидно, что:

- на базе фенотипов особи и индивида могут быть хорошо прора­ботаны первый и второй логические уровни сознания, достаточно хо­рошо - третий, сформированы некоторые, в том числе и весьма важ­ные, карты, однако только фенотип индивида обеспечивает более или менее устойчивое пребывание на третьем логическом уровне;

- на базе фенотипов семьи, рода и этноса происходит структуриро­вание третьего, четвертого и пятого логических уровней, причем пол­ное формирование космограммы возможно лишь для тех, кому дос­тупны контексты с позиции «Я и мой народ»;

Для синтеза космограммы необходимо, чтобы достаточное количе­ство карт было хорошо структурировано, однако, разумеется, не все -это в принципе невозможно. Если хорошо структурированы карты ро­довых контекстов (и всех более узких групп контекстов), то синтез космограммы уже возможен; тем более это касается проработки карт

этнических контекстов;

- устойчивое пребывание центра осознания в ядре личности дос­тупно лишь на базе человеческого и планетарного фенотипов.

Таким образом, развитие в процессе «личной эволюции» ступенчато и связано с «подключением» «молчащих» зон генома и «коррекцией» всех уже «включенных» (рис. 33). Эта коррекция заслуживает отдельного разговора.

 

Рис. 33. Ступенчатое развитие

а) доступность до центра осознания различных логическнх уровней

на базе тех или иных фенотипов;

б) ступенчатое развитие (условная схема).

 

Напомним, что под геномом мы понимаем всю совокупность на­следственных свойств и качеств человеческого существа, которые сосредоточены отнюдь не только в молекуле ДНК. Не вдаваясь в подробности, заметим, что наследственная информация содержится, во-первых, в ядерных нуклеиновых кислотах, во-вторых, в структур­ной организации хромосомного аппарата, в-третьих, в клеточных органеллах (например, в нуклеиновых кислотах митохондрий), в-четвертых, в протоплазме и структурной организации материнской клетки в целом. Клетка, как основа земной органической жизни, бес­смертна в том смысле, что любая клетка наследует от материнской, в том числе, и часть протоплазмы; в свою очередь, разделившись (ес­ли, конечно, она делится), она передает свою протоплазму дочерним клеткам. Какая бы космограмма ни соответствовала вашему миро­воззрению, такого рода бессмертие налицо: если вы верите в эволю­цию «по Дарвину» - от «первичного бульона», раствора аминокислот в Мировом океане, до человека, - значит, в любой вашей клетке сохранился отпечаток этой первичной среды; если же, напротив, вы верите в Божественное Творение, то вы должны признать, что ваша плоть - в буквальном смысле плоть от плоти праматери - Евы.

Поскольку жизнь, даже земная жизнь, далеко не равнозначна «способу существования белковых тел»[30], совершенно неверно и сво­дить геном, его хранение и трансляцию к одной единственной моле­куле ДНК. Опять-таки не вдаваясь в подробности, хранение и развер­тывание генной информации можно представить себе так, как это показано на рис. 34.

 

Рис. 34. Ярусы организации генома

 

Адекватная трансляция такой многоярусной информационной системы сопряжена со множественными ошибками. Ошибочно от­транслированный фенотип, соответственно, может являться причи­ной неверного развития. Если такая ошибка произошла в зоне «лич­ной истории» конкретного человека (или даже в зоне его внутриут­робного развития), коррекция сравнительно не сложна, хотя требует определенных усилий (прежде всего, воление «вдоль вектора» личной эволюции). Однако возможно, что ошибка произошла еще на уровне генома родителей (или много поколений назад) и закрепилась в нем[31] - в этом случае коррекция много сложнее и требует специаль­ных техник.

Все же она возможна, поскольку, во-первых, геном представляет собой единую целостную структуру, наделенную мощными механиз­мами адаптации и автокоррекции, которые необходимо лишь подклю­чить, а во-вторых, всегда возможно прибегнуть к внешнему нормали­зующему воздействию - в качестве такового может выступать как дея­тельность высокореализованных носителей Активного Сознания, так и комплексное воздействие среды - социальной, культурной, природной - или, наконец, Единое Информационное поле Вселенной.

Одним из традиционных способов «включения» и «коррекции» фенотипа является работа с чакрами. Дело в том, что их «раскрытие» может быть соотнесено со ступенчатым развитием человеческого су­щества, связанным, во-первых, с углублением центра осознания, во-вторых, с расширением наследственной базы генотипа и ликвидаци­ей ошибок трансляции, в-третьих, с дальнейшим углублением центра осознания и т. д. Именно в этом аспекте - аспекте «личной истории» и «личной эволюции» - роль чакровой системы как интеграторной системы человеческого существа наиболее показательна. Мы не счи­таем своей целью давать какие-либо конкретные указания по поводу работы с чакрами. В мире существует множество подобных техник, разработанных разными школами йоги, цигуна и буддизма ваджраяны - желающие могут обратиться к соответствующим источникам. Отметим лишь, что традиционные техники, в любом случае, не пред­назначены для работы самостоятельно, на основе одних только книг. Такие практики могут быть даже опасны. Они изначально были ори­ентированы на изустную передачу традиции и требуют контроля опытного наставника.

Структурная психосоматика располагает другими методами. Они ориентированы не прямо на чакры, а на такие структуры, как логиче­ские уровни сознания, телесные зажимы и т. д., однако чакры играют и здесь существенную роль: феномены, связанные с их активизацией, могут служить надежными маркерами происходящего, знание закономерностей «личной истории» и чакр, связанных с отдельными ее эта­пами, позволяет надежнее диагностировать психотравмы и связанные с ними соматические расстройства. Об этом мы подробно расскажем в разделах, посвященных соответствующим техникам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.