Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнить методики




Проективные методики изучения личности.

Лабораторная работа № 1

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

         
la   2a   3a
  4a   5a  
6a       7a
    8a    
  9a      
10a        
lla   12a   13a
  14a   15a  
16a       17a
    18a    
  19a      
20a        
         

 

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соот­ветствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количест­во знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. «человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек—техника» — все технические профессии;

3. «-человек—человек» — все профессии, связанные с обслуживанием
людей, с общением;

4. «человек—знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек—художественный образ» — все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применя­ется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном времен­ном интервале.

 

 

Тема.ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема:

Цель лабораторной работы:

Научить студентов диагностировать личностные особенности с помощью проективных методик, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты методик, соотносить и анализировать результаты методик различных личностных особенностей, составлять психологический портрет личности.

Ожидаемый результат:

Умение диагностировать личностные особенности с помощью проективных методик, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты методик, соотносить и анализировать результаты методик различных личностных особенностей, составлять психологический портрет личности.

 

К числу известных проективных методов исследования личности относят следующие методики: «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Картина мира», «Рисунок семьи», «Свободный рисунок», «Дерево» и комплексная методика «Дом.-Дерево-Человек». Рассмотрим некоторые из них.

1. МЕТОДИКА «АВТОПОРТРЕТ»

 

По определению автопортрет — это изображение человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать. Существует несколько возможных интерпретаций результатов данного теста.

Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает боль­ше интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость; длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги предполагают потребность в незави­симости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Возможным при разработке теста «Автопортрет» для выявле­ния индивидуально-типологических особенностей человека ис­пользовать результаты его выполнения для выяснения представлений рисующего о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. При анализе рисунков выделялись особенные признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом:

1. Эстетическое изображение выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали
их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии; часто является шар­жем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собствен­ное состояние, склонны к такого рода рисунку. При этом
переживаемая эмоция часто может быть противоположна той,
которая изображается. Например, грустный человек часто ри­сует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно лю­дям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

 

2. Методика «Несуществующее животное»

(З.М. ДРУКАРЕВИЧ)

Инструкция. «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его подходящим именем».

Статистической проверке или стандартизации он подвергался; результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, то есть использования в качестве батарейного инструмента исследования). Лист бумаги для работы лучше всего брать белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш — средней мягкости, ручкой и фломастер рисовать не следует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.