Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки рисунка и их интерпретация




Положение рисунка на листе. В норме рисунок обычно расположен на средней линии стандартного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в при­знании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Рисунок смещен влево — устремленность в прошлое, без­деятельность, низкий уровень мыслительной деятельности.

Рисунок смещен вправо — устремленность в будущее, по­ложительные эмоции, высокая активность.

Голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к действенности: почти все, что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже недоводится до конца.

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, раз­мышлениям, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также — нерешительность, боязнь актив­ных действий.

Положение анфас трактуется как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.

На голове могут быть нарисованы детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.

Уши. Значение этой детали — заинтересованность в инфор­мации, значимость мнения окружающих. В сочетании с дру­гими показателями определяет, предпринимает ли испытуе­мый что-либо для завоевания положительной оценки или толь­ко реагирует эмоционально на оценки окружающих (радость, гордость, обида, огорчение...), не изменяя своего поведения.

Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсут­ствии прорисовки губ — трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда — то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о легкости возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессии; в большинстве случаев — защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.

Глаза. Этот символ присущего человеку переживания стра­ха особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужной оболочки.

Ресницы — это заинтересованность автора в восхищении окружающих его внешней красотой и манерой одеваться, при­дание этому большого значения, демонстративные манеры в поведении.

Увеличенный лоб говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и ок­ружающих.

На голове животного бывают нарисованы дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами), перья — тенденция к самоукрашению и самоопределению, к демонстративности, грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на сексуальность.

Большие, крепкие ноги, лапы: основательность, обдуманность, рациональность решений, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.

Тонкие наги, лапы — поверхностность суждений, иногда - импульсивность принятия решения. То же самое при отсутствии или почти отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены совсем. Первое говорит о серьезности контроля за своими рассуждения выводами, решениями. Второе — наоборот.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной час свидетельствуют о конформности суждений, установок, стандартности, банальности. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установки, суждений, самостоятельность, небанальность, иногда даже творческое начало(в норме) или инакомыслие (ближе к патологий).

Части, поднимающиеся над туловищем, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панцири или перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Крылья, дополнительна ноги, детали панциря — это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, широта общения, завоевание себе места под солнцем, крылья — увлеченность своей деятельностью. Щупальца смелость предприятий. Вторичные детали — бантики, завитушки, — демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.

Положение хвоста. Хвост вправо — положительная тенденция отношения к собственным действиям и поведению. Влево — отрицательное отношение к собственным действиям, самобичевание. Вверх — уверенность, бодрость, положительно отношение к себе. Вниз — подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность.

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки затемнений линии контура. Это защита от окружающих: агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой если имеет место затемнение–«запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена и т. д.

Направленность такой защиты соответственно пространст­венному положению: верхний контур — против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против стар­ших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководи­телей; нижний контур фигуры — защита против насмешек, не­признания, отсутствия авторитета у нижестоящих младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к защите и самозащите любого по­рядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защи­ты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного». Справа — усиленная защита своей де­ятельности. Слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое количество, чтобы дать пред­ставление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост крылья и т. п.), с запол­ненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или же имеет место щед­рое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. И наоборот — слабая энергичность, астеничность, органика, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линий: слабая паутинообразная линия — «возит карандаш по бумаге», не нажимая на него, линия жирная, с нажимом — это не энергия, а тревожность, особенно если линия резко продавлена, видимая даже на об­ратной стороны листа —резкая тревожность. Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образам, то есть к чему привязана тревога.

Тематические животные делятся на угрожаемых (птицы, улитки, муравьи), угрожающих (буйволы, лев, бегемот) и ней­тральных (белки, собаки, кошки). Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы иден­тификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. п. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого несуществующего животного ЧЕ­ЛОВЕКУ, начиная с постановки животного в положение прямохождения, кончая одеванием его в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног или лап на руки, сви­детельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (со­ответственно степени выраженности «очеловечивания» живот­ного). Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, острые клювы, зубы, иглы.

Следует обратить внимание также на АКЦЕНТИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ — вымени, сосцов, груди при человекоподобной фигуре. Это отношение к полу, вплоть фиксации на проблемах секса.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать св е дения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергать тестированию. Такие рисунки дают обычно очень ограниченное количество данных для анализа.

«Вмонтирование» механических частей в живую тканьживотного, постановка фигуры животного на постамент, тракторные гусеницы, пропеллеры, винты, электролампы и т.п. наблюдаются, главным образом, у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного, к которому всегда лишь «приделывается» также «готовая», существующая у другого животного деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перьями и т. д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок».

Название. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («лиошана», «грятекр»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «девошпор», «пузыреид»). Это говорит об иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильность характеризуется названиями, имеющими обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «люлюка», «кус-кус»).

Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно непомерно удлиненными названиями («аберосинитиклирон», «гулобарниклетамнешиния» и т. д.).

Рациональное сочетание смысловых частей («летающий заяц») — рациональность, конкретная установка при ориентации и адаптации. Книжно-научное название, иногда с латинским суффиксом или окончанием («ратомтиус») — демонстрация собственного разума, эрудиции, знаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.