Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система профилактической работы социального педагога. Задачи и объекты Содержание деятельности социального педагога 1




(по П. А. Шептенко)

 

Задачи и объекты Содержание деятельности социального педагога
1. Организация системы мер по предупреждению девиантного и делинквентного поведения Объекты: трудные дети и подростки – проведение акций «В XXI век без наркотиков!», «За здоровый образ жизни!» и т. п.; – организация досуга, свободного времени школьников; – проведение круглых столов, дискуссий, диспутов, встреч с врачами, правоохранительными органами; – консультирование детей, семьи, педагогов по правовым и другим вопросам
2. Предупреждение безнадзорности и беспризорности Объекты: социальные сироты, школьники из неблагополучных семей – выявление дезадаптированных школьников и их диагностика; – социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в семье; – установление связей с местными органами администрации, медико-психолого-социальными центрами, инспекцией по делам несовершеннолетних в интересах оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки
3. Социальное оздоровление семей школьников Объекты: маргинальные, малообеспеченные неполные, конфликтные, воспитательно-неустойчивые семьи – распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, затрагивающих интересы ребенка; – разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций и учреждений; – координация воспитательных усилий должностных лиц школы по достижению конкретных социально-педагогических целей; – социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в семье; – привлечение работников социальных служб для оказания социально-бытовой и социально-экономической помощи школьникам; – педагогическое просвещение родителей

6.2.1. Характеристика категории «трудные дети и подростки»

 

В психолого-педагогической литературе детей, чье воспитание вызывает особые трудности, разные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально-запущенными», «социально-незащи-щенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально-заброшенными», с «девиантным поведением», с «асоциальным поведением», с «антиобщественным поведением» и т.п. Общим является лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».

Рассмотрим термины, непосредственно относящиеся к понятию «трудные подростки», и дадим им краткий анализ.

1. Педагогическая запущенность – отклонение от норм в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания (основными причинами являются недостатки воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски занятий, безнадзорность и др.).

Педагогически запущенные дети – дети, не получившие по тем или иным причинам целенаправленного позитивного воспитания (дети из семей риска; дети улицы; дети, воспитанием которых родители не занимались и др.), своевременного научения в соответствии с возрастом (не подготовленные к занятиям в школе, не проходившие обучения, не вовлеченные в процесс обучения и др.). Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость) семьи педагогически запущенными детьми не утрачивается.

Социально запущенные дети – дети, лишенные должной заботы о них, когда родители или лица, их заменяющие, не обеспечили (не обеспечивают) необходимые условия для их полноценного физического, эмоционального и социального развития. Эти дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-норматив-ные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

2. Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам и ролевым предназначениям. Оно является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

3. Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правам и нравственным нормам.

Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий.

Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Антиобщественное поведение – всякого рода нарушения и разрушительные действия со стороны детей и молодежи, подрывающие общественный порядок и спокойствие. Выделяют три вида: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Асоциальное поведение – формы социальной жизни людей, определяемые социально-негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества.

4. Трудновоспитуемость – сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, отклонения психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Трудновоспитуемый ребенок – ребенок, в воспитательной работе с которым воспитатель испытывает те или иные трудности. Такие трудности связаны с особенностями развития и воспитания ребенка. Формы проявления ребенка, свидетельствующие о его трудновоспитуемости, бывают самые разные (внешне положительные, безразличные, отрицательные, агрессивные и пр.).

Трудные дети – дети, которые по различным причинам создают те или иные трудности в работе с ними, в том числе и в учебно-воспитатель-ной.

В зарубежной практике трудными детьми называют тех, кого в России относят к категории детей с особыми нуждами.

Приведенный выше перечень терминов, определяющих различные формы отклонений в поведении, и их анализ позволяют нам сделать вывод о том, что они связаны между собой именно присутствием разной степени трудновоспитуемости детей и подростков.

Рассмотрим подробно несколько подходов к классификации трудных подростков.

I. Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результат данного поведения и причиняемый им ущерб; индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются различные типологии трудных подростков. Например, Ц. П. Короленко и Т. А. Донских различают их на основе поведенческих девиаций и выделяют две большие группы последних:

1. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения; подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества.

2. Деструктивное поведение может быть классифицировано в соответствии с его целями: в одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение; во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс и, соответственно, внутридеструктивное поведение. Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих соответствующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц. Д. Короленко и М. А. Донских выделяют: 1) суицидное, характеризующееся повышенным риском самоубийства; 2) конформистское, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты; 3) нарциссическое, управляемое чувством собственной грандиозности; 4) фанатическое поведение выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам; 5) аутическое, проявляеющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

На основе таких ведущих критериев, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения, Е. В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:

1. Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У подростков преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение – это поведение уклонения от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращения, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

3. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: 1) суицидальное поведение; 2) пищевая зависимость; 3) химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами); 4) фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ); 5) аутистическое поведение; 6) виктимное поведение (поведение жертвы); 7) деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.)

 

II. Педагогический подход к классификации трудных подростков, на наш взгляд, менее дифференцирован и нередко заимствован из других дисциплин. Понятие «трудный подросток» зачастую отожествляется с понятием «дезадаптированный школьник». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуре школьной дезадаптации, наряду с такими её проявлениями, как неуспеваемость, нарушение взаимоотношений, входят и поведенческие отклонения. Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следующих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией: дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное, агрессивное и оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь. Признаками более масштабной социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать регулярные злоупотребления психоактивными веществами (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющего поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Таблица 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.