Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности сказкотерапии




СКАЗКОТЕРАПИЯ

 

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимуще­ственно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или быто­вого характера с установкой на вымысел. В социально-культурной дея­тельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психо-логического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования ребенка [1].

Таблица 9.

 

1. Преобладающий вид деятельности Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение
2. Форма деятельности Групповая, индивидуальная, массовая
3. Реабилитационная направленность Тренинг эмоциональной сферы, апробация в социальных ролях, познание своего статуса, овладение коммуникационными навыками, развитие образно-логического мышления
4. Преобладающие методы Диалог, импровизация, иллюстративность, по­каз, поощрение, рассказ
5. Уровень применения Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности Активность, творческий подход, эмоциональ­ность, проективность, образное восприятие
7. Режим, условия Время проведения - любое; периодичность -произвольно; продолжительность - по психовозрастной устойчивости
8. Используемый инвентарь Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки и др. необходимый, музыкальные инструменты
9. Элементы инноваций Компьютерные технологии, проективность, формирование новых представлений о мире
10. Базовый ресурсодержатель Учреждения: образования, системы социаль­ной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические
11. Возрастные границы Для всех возрастных групп (с вариациями сюже­та, состава персонажей, целевой направленно­сти)

Реабилитационный эффект состоит в терапевтическом воздействии на человека: формирование отношения к персонажу, действию на эмоцио­нальном уровне (тренинг эмоциональной сферы); проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации; идентификация собственного «я» с тем или иным персонажем; удовлетворение потребно­сти в познании волшебных загадочных явлений жизни; коллективное уча­стие в совместном действии; приобщение к народной художественной культуре.

Один из видов работы со сказкой – ее чтение. Чтение сказок оказывает профилактическую помощь, в процессе которой человек готовится к различным ситуациям.

С точки зрения терапевтического воздействия Д. Миллс и Р. Кроули выделяют в сказках ряд общих черт. Они:

1) обозначают в метафорической форме конфликт главного героя;

2) воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (страхи и неверие героя);

3) создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает;

4) представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает;

5) дают герою возможность осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед;

6) завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя [2].

За­нятия после чтения сказок проходят по следующей структуре:

- вступительная беседа о персонаже – что он делает, когда злой;

- разминка – побыть таким же, как персонаж: мимическая: поулыбать-
ся как он, посердиться как он; телесная: посидеть как он, походить как он; голо­совая: пошипеть как он, поговорить как он, покричать как он; дыхательная: подышать как он; глазная: посмотреть как он;

- далее предложить конкурс «на самого страшного персонажа», поиграть с ним.

Во второй части занятия – беседа о полезных свойствах персонажа, что он делает, когда добрый. Обязательно включать в занятие упражнения с руками, это важно, так как именно руки служат источником безопасности и агрессии, именно с руками связаны, в основном, детские страхи (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка). Используемые сказки с участием Бабы-Яги, Медведя, Волка и другие.

Варианты работы со сказкой в социально-культурной деятельности: праздники, театрализованные представления, использование фрагментов в конкурсах, шоу и др., литературно-художественные мероприятия, выстав­ки рисунков по сказочным сюжетам, карнавал персонажей, семейные вече­ра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.