Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности арттерапии




АРТТЕРАПИЯ

 

Арттерапия - реабилитационная технология, основанная на исполь­зовании возможных средств изобразительного искусства. Активно приме­няется в деятельности педагогов, психологов, социальных педагогов, де-фектологов, аниматоров и других специалистов в коррекции и развитии детей, а также в реабилитации взрослых людей [1].

Таблица 10.

 

 

1. Вид деятельности Художественно-творческая, прикладная, изобра­зительная
2. Форма деятельности Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная направленность Развитие тонкой моторики, возможностей частей тела, самопознание, коррек­ция психо-эмоциональной сферы, расширение кру­гозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ас­социативного и образного мышления
4. Преобладающие методы Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение
5. Уровень применения Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности Творчество, познание, образное мышление, фан­тазия
7. Режим, условия, характер деятельно­сти Время – по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание. Место - наиболее подходящее помещение, откры­тая местность
8. Использование инвентаря Кисти, мольберт, краски (или другие средства), му­зыкальные записи, предметы для эскизов, бумага, художественный наглядный материал
9. Элементы инноваций Сочетание с другими социокультурными техноло­гиями, применение изопродуктов в культурном до­суге, мероприятиях, акциях
10. Базовый ресурсодержатель Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые. Социальные формирования: семья, неформальные объединения
11. Возрастные границы Для всех возрастных групп, начиная с 1,5 - 2-х лет

Арттерапия связана с визуальным искусством и подразумевает воз­можность актуализации психических резервных возможностей, формиро­вания на их основе адекватного поведения за счет творческой изобрази­тельной деятельности. Для арттерапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные достоинства.

В процессе развития ребенка и в коррекционном процессе особая роль принадлежит изобразительной деятельности (рисованию). Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) увлеченно рисует. Кначалу подросткового периода это увлечение в боль­шинстве случаев проходит. Подростки начинают стесняться своих рисун­ков и перестают заниматься изобразительной деятельностью, если не име­ют особых способностей.

Однако ценность изобразительной деятельности этим не ограничи­вается. Существует мнение, что индивидуальные особенности детского рисунка являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств лич­ности. В рисунке ребенок бессознательно предлагает тот вариант, который соответствует особенностям его персонального склада. С этих позиций детский рисунок начал рассматриваться как диагностическая проективная техника для исследования личности ребенка, его внутреннего мира. Проек­тивные инструменты при работе с детьми показали себя намного более информативными по сравнению с опросниками.

В практике работы с детьми зарекомендовали себя так называемые рисуночные пробы «Нарисуй человека», «Нарисуй несуществующее жи­вотное», «Рисунок семьи», рисунок «Дом, дерево, человек». Все они явля­ются средствами психодиагностики личности ребенка (и взрослого), а так­же диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка.

Рисование детей может служить и способом решения психологиче­ских, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиноче­ство, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уве­ренности руки, точности движений и др.). Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом.

Ребенок имеет успех в этом общении, в выражении и отображении своих эмоций. Движимый творческим потенциалом и потребностью «вы­пустить наружу свои эмоции» он создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арттерапия дает возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах, даже при ограниченных умственных или физических возможностях [1].

Терапия искусством преследует множество целей и обладает значительными преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы:

1. Терапия искусством дает возможность выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере. Для детей рисование может стать единственным способом выражения злости на родителей, учителей, обидчиков.

2. Терапия искусством ускоряет прогресс психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в процессе вербального общения.

3. Терапия искусством дает основание для интерпретации и диагностики. Любая интерпретация должна исходить не от консультанта, а от автора.

4. Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства.

5. Терапия искусством позволяет укрепить терапевтические взаимоотношения. Искусство помогает установить контакт с ребенком, который не хочет идти на общение и закрывается. Совместное рисование в группе позволяет достичь сплоченности, целостности и близости ее членов.

6. Арттерапия способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Изображая собственные страхи, иногда неопределенные, мы получаем контроль над ними. Эта методика используется как самопомощь.

7. Терапия искусством развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого процесса, который дает возможность проявить зрительные и кинетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними. Искусство позволяет обратиться к внутренним силам человека, делает их более заметными и реальными.

8. Арттерапия усиливает ощущение собственной личностной ценности и целостности.

9. Терапия искусством может применяться в работе с людьми любого возраста, культурного опыта, социального положения, уровня интеллекта.

10. Терапия искусством – средство преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний.

11. Терапия искусством основана на мобилизации творческого потенциала личности. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, а также отвечает фундаментальной потребности человека – самоактуализации (раскрытии спектра возможностей человека и утверждения себя в мире) [2].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.