КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характерные особенности арттерапии
АРТТЕРАПИЯ
Арттерапия - реабилитационная технология, основанная на использовании возможных средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных педагогов, де-фектологов, аниматоров и других специалистов в коррекции и развитии детей, а также в реабилитации взрослых людей [1]. Таблица 10.
Арттерапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирования на их основе адекватного поведения за счет творческой изобразительной деятельности. Для арттерапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные достоинства. В процессе развития ребенка и в коррекционном процессе особая роль принадлежит изобразительной деятельности (рисованию). Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) увлеченно рисует. Кначалу подросткового периода это увлечение в большинстве случаев проходит. Подростки начинают стесняться своих рисунков и перестают заниматься изобразительной деятельностью, если не имеют особых способностей. Однако ценность изобразительной деятельности этим не ограничивается. Существует мнение, что индивидуальные особенности детского рисунка являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств личности. В рисунке ребенок бессознательно предлагает тот вариант, который соответствует особенностям его персонального склада. С этих позиций детский рисунок начал рассматриваться как диагностическая проективная техника для исследования личности ребенка, его внутреннего мира. Проективные инструменты при работе с детьми показали себя намного более информативными по сравнению с опросниками. В практике работы с детьми зарекомендовали себя так называемые рисуночные пробы «Нарисуй человека», «Нарисуй несуществующее животное», «Рисунок семьи», рисунок «Дом, дерево, человек». Все они являются средствами психодиагностики личности ребенка (и взрослого), а также диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Рисование детей может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом. Ребенок имеет успех в этом общении, в выражении и отображении своих эмоций. Движимый творческим потенциалом и потребностью «выпустить наружу свои эмоции» он создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арттерапия дает возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах, даже при ограниченных умственных или физических возможностях [1]. Терапия искусством преследует множество целей и обладает значительными преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы: 1. Терапия искусством дает возможность выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере. Для детей рисование может стать единственным способом выражения злости на родителей, учителей, обидчиков. 2. Терапия искусством ускоряет прогресс психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в процессе вербального общения. 3. Терапия искусством дает основание для интерпретации и диагностики. Любая интерпретация должна исходить не от консультанта, а от автора. 4. Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства. 5. Терапия искусством позволяет укрепить терапевтические взаимоотношения. Искусство помогает установить контакт с ребенком, который не хочет идти на общение и закрывается. Совместное рисование в группе позволяет достичь сплоченности, целостности и близости ее членов. 6. Арттерапия способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Изображая собственные страхи, иногда неопределенные, мы получаем контроль над ними. Эта методика используется как самопомощь. 7. Терапия искусством развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого процесса, который дает возможность проявить зрительные и кинетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними. Искусство позволяет обратиться к внутренним силам человека, делает их более заметными и реальными. 8. Арттерапия усиливает ощущение собственной личностной ценности и целостности. 9. Терапия искусством может применяться в работе с людьми любого возраста, культурного опыта, социального положения, уровня интеллекта. 10. Терапия искусством – средство преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. 11. Терапия искусством основана на мобилизации творческого потенциала личности. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, а также отвечает фундаментальной потребности человека – самоактуализации (раскрытии спектра возможностей человека и утверждения себя в мире) [2].
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |