Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности игровой терапии




ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Характерные особенности музыкотерапии

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

 

Музыкотерапия – метод социально-культурной реабилитации, ис­пользующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности человека, развития его творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозо­ра, активизации социально-значимых качеств.

Таблица 11.

 

 

1. Вид деятельности Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах), прослуши­вание произведений или фрагментов
2. Форма деятельности Индивидуальная, групповая, массовая
3. Реабилитационная направленность Терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики (при исполнительстве), сня­тие зажимов, развитие слуха, образного мыш­ления, расширение кругозора, общения, разви­тие социальной активности, профориентация
4. Преобладающие методы Тренинг, показ, диалог, повтор, рассказ, иллю­стративность, игра
5. Уровень применения Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности Стимуляторный, творческий, познавательный
7. Режим, условия, характер деятельности Время проведения - любое, дома и в учреждении. Периодичность – по индивидуальному жела­нию, расписанию. Продолжительность – по психо-возрастной устойчивости, желанию, расписанию
8. Используемый инвентарь Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пла­стинки, ноты, диски, музыкальная техника
9. Элементы инноваций Интегративное сочетание с другими видами искусства, музыкальное проектирование, при­менение в труде, учебе, досуге
10. Базовый ресурсодержатель Учреждения: образования, системы социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Социальные формирования: семья, неформаль­ные объединения, временные краткосрочные группы
11. Возрастные границы Для всех возрастных групп (с соответствую­щим подбором музыкального материала)

 

Игровая терапия – комплекс социально-культурных реабилитацион­ных технологий, в основе которых лежит использование игровых методик, форм, средств, ситуаций. Уникальность реабилитационного воздействия иг­рового потенциала на взрослого или ребенка в процессе социально-культурной деятельности ставит данное направление в разряд наиболее применимых и эффективных [1].

Таблица 12.

 

1. Вид деятельности Игра (в обучении, воспитании, спорте, досуге, оздоровле-нии, коммуникации, получении ин­формации, профоориентации)
2. Форма деятельности Индивидуальная, групповая, массовая
3. Реабилита-ционная направленность Развитие психических сенсорных функций, тре­нинг эмоций, снятие зажимов, расширение спек­тра общения, повышение социальной активно­сти, интеллекта, ориентация в пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей
4. Преобладаю-щие методы Диалог, тренинг, информативность, иллюстра­тивность, показ
5. Уровень применения Универсальный; предметный (отраслевой), ло­кальный (как компонент сложных технологий)
6. Характер деятельности Активность, азарт, интеллектуальность, твор­чество
7. Режим, условия Время проведения - по индивидуальному само­чувствию. Периодичность - ежедневно. Продолжительность - по психовозрастной ус­тойчивости

 

8. Элементы инноваций Проективность, ограничения игрового процесса
9. Базовый ресурсодержатель Учреждения и организации (государственные и общественные): образования, системы соци­альной защиты, культурно-досуговые, соци­ально-педагогические. Социальные формиро­вания: семья, неформальные объединения, временные краткосрочные группы
10. Возрастные границы Для всех видов возрастных групп (с соответст­вующим подбором игрового блока).

Цель игротерапии – активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной дея­тельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.

В социально-культурной реабилитации целью выступает вовлечение человека в социальные виды взаимодействия, выявление творческого потен­циала, способностей, увеличения коммуникативных навыков, выработка ак­тивной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.

Игра является уникальным средством комплексной реабилитации, так как выполняет функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и другие, и используется многими специалистами (педагогами, медиками, психологами, дефектологами и др.).

Детская игра – важная часть жизни ребенка. Дети воспроизводят в своих играх отношения и конфликты взрослых между собой, отношения и конфликты взрослых и детей, а также собственные детские конфликты. А одним из методов психолого-педагогической коррекции поведения детей является игровая психотерапия.

Индивидуальные или групповые детские игры представляют важ­ный материал для раскрытия эмоциональных отношений и указывают путь разрешения конфликтов. Наиболее удачным видом игровой терапии явля­ется куклотерапия. Ее образность, наглядность и материальность позволя­ют ребенку глубже вживаться в игровую ситуацию, врезаются ему в па­мять на всю жизнь вместе с приобретенным во время игры опытом. Веро­ятно, у каждого взрослого осталась в памяти любимая в детстве игрушка. Куклы в качестве помощников все чаще применяются в психотерапии.

Форма участия ребенка в игре может быть различной:

1) ребенок как зритель смотрит игру кукол;

2) ребенок является участником ролевой игры, в которой ему предлага­ется играть либо его самого, либо кого-то другого (обидчика, обиженного, смелого, трусливого, доброго, агрессивного, маленького, взрослого). Создается симбиотическая пара: ребенок – взрослый, сильный – слабый и т.д.;

3) дети могут свободно играть без направления и подсказки взрослых; педагог разрабатывает сценарий игры исходя из эмоциональ­ного состояния ребенка, впечатления о его характере, психических и социальных возможностях;

4) педагоги могут стать партнерами или объектами игры, переживать в процессе игры психическое состояние ребенка;

5) дети могут играть в придуманные ими игры или с помощью игрового материала (кукол, красок, песка, любых других подручных средств),
а педагог при этом направляет и выявляет скрытые возможности ребенка.

Во всех случаях задача игровой психотерапии – дать возможность ре­бенку разрешить конфликт, с которым он сам не в состоянии справиться. Час­то применяется игра со свободным выбором роли, сюжетное проигрывание некоторых ситуаций, моделирование педагогом выходов из стрессовых состоя­ний с использованием сказочных или бытовых сюжетов, моделирование и за­крепление в игре полученного опыта выхода из стрессовых или конфликтных ситуаций.

Игры воспитывают нравственные качества партнерства, совмести­мости, дружбы, сотрудничества.

С помощью игр познается окружающий мир, воспитывается твор­ческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, вырабатывается пластичность, активизируется мышление. Благода­ря игре дети легко вовлекаются в различные действия, закрепляют быстро­ту реакции, учатся взаимодействовать со своими сверстниками.

Существует 6 основных методов организации игровой деятельности:

- метод непосредственного игрового тренинга;

- метод театрализации (он основан на бесконечном множестве сюже­тов и социальных ролей);

- метод состязательности;

- метод равноправного духовного контакта (он основан на совместной деятельности взрослых и детей «на равных» во всем);

- метод воспитывающих ситуаций (т.е. вызванных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого доверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.);

- метод импровизации (он выводит ребят на практическую и теоретическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала).

К другим видам направленной игротерапии относятся: игры – дра­матизации, занятия в театральных и кукольных кружках, познавательные игры, конкурсы, турниры, соревнования, артигры, подвижные, импровиза­ционные [1].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.