Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и школа в странах Западной Европы




Церковные школы - преемники античной традиции. Язык образования – латынь.

С V века типы школ

Соборные (или кафедральные) школы   Монастырские школы Приходские школы
внутренние внешние
«Семь свободных искусств» тривиум 1- грамматика, диалектика, риторика квадривиум 2-арифметика, астрономия, теория музыки, богословие Готовили служителей культа. Изучались: грамматика, диалектика; (с элементами философии); риторика (включая историю), география (с элементами геометрии); астрономия (с элементами физики); музыка; арифметика   Обучали мирян. Изучались: грамматика, диалектика; (с элементами философии); риторика (включая историю), география (с элементами геометрии); астрономия (с элементами физики); музыка; арифметика   Обучались мальчики, юноши, даже взрослые за плату закону божию на латинском языке, письму и церковному пению.

 

 

Учились мальчики и юноши. В конце XII в. в малых школах один учитель – схоласт – обучал всем предметам. Физические наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело.

С XII – XV вв.

Цеховые школы Чтение, письмо, Гильдейские школы для

для детей счет, религия, детей купцов

ремесленников элементы геометрии и

естествознания

 

Обучение на родном языке. Содержались на средства ремесленников и купцов

Городские школы содержались на средства магистрата

Школа счета - элементарное образование Латинские (городские) – школы повышенного типа
Эти школы для малоимущих слоев населения. Умение читать, писать и считать. Обучение велось на латинском и родных языках, включало арифметику, географию, естественные науки, технику, элементы делопроизводства.

 

Одна из форм обучения:

· Ученичество – мастер брал на обучение за определенную плату 1-2 учеников.

· Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие получила Рыцарская система воспитания, обслуживающая интересы феодалов. Мальчики 10-12 лет в доме знатного феодала или при дворе короля – роль пажа. В 14-16 лет- оруженосец. В 18-21 год – посвящение в рыцари.

Идеал воспитания – юноша, овладевший различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственностью (впоследствии стал эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения).

Содержание образования – семь рыцарских добродетелей.

- езда верхом;

- владение копьем, мечом, щитом;

- фехтование;

- охота;

- игра в шахматы;

- умение слагать стихи, петь;

- плавание.

Педагоги – лица из служивой дворовой челяди, музыканты, поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры).

Обряд посвящения в рыцари включал испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах.

Девочки воспитывались в семье. Дети знатных родителей в женских монастырях обучались грамоте, основам ведения хозяйства, иностранным языкам, музыке, чтению религиозных книг.

В конце XI нач XII кафедральные и монастырские школы становятся крупными учебными центрами – затем первыми университетами.

Первые университеты в Европе:

Болонья (Италия) Солерно (Италия) Парижский (Франция) Оксфорд (Англия) Кембридж (Англия) Методы обучения: лекции, диспуты Факультеты или колледжи · артистический (подготовительный (5-7 лет)) «семь свободных искусств»; · богословский; · медицинский; · юридический.    

В 13 веке в Европе насчитывалось 19 университетов, в 14 веке – добавилось еще 25 университетов. Важной чертой европейских университетов являлся их демократизм (принимались люди всех возрастов из разных стран). Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если обучение было успешным, получал степень бакалавриата (первая ученая степень).

Бакалавр посещал лекции других профессоров, был их помощником в обучении вновь поступивших студентов, готовил и защищал научную штудию, после успешной защиты получал ученую степень Магистра, доктора, лиценциата (получившего права читать лекции).

 

Христианская идеология образования

Главная книга – источник любых знаний для христиан – Библия (Ветхий Завет (XI в до н.э.) и Новый Завет (I – IVвв)). Новый Завет включал Евангелия (от греч. – благая весть) от Матфея, Иоанна, Луки, Марка.

Идеал воспитания – подготовка к спасению души. Нравственные заповеди – любовь к людям, равенство, справедливость.

Альбин Алкунин (735-804гг) – ирландский богослов, автор «Письма об изучении наук» и трактата «Всеобщее увещевание», в которых обосновал необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей для этой цели.

До XII-XVIвв педагогическая мысль развивалась в недрах схоластики (от лат. scola – школа) – универсальной философии и теологии. Она способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Цель схоластики: предоставить вероучение в форме научного знания. Главный представитель – Фома Аквинский (1225-1274гг) – философ, педагог. Преподавал в Париже, Кельне, Риме. Основной трактат «Сумма теологии» - попытка подчинить светское знание вере, опираясь на Аристотелеву этику и логику, несколько столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в коллегиях и университетах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите особенности исламского образования и назовите его основные центры.

2. Охарактеризуйте типы мусульманских школ в странах Ближнего и Среднего Востока.

3. Каково содержание образования в мектебе и медресе?

4. Каковы педагогические идеи известных Вам мыслителей средневекового Востока?

5. Как, по вашему мнению, удавалось туркам из иноземных мальчиков воспитать янычар: безгранично преданных султану, непоколебимо стойких с железной волей; людей, угодных Востоку, искренне любящих и считающих эту жизнь – счастьем и судьбой?

6. Опишите средневековую систему образования и основные типы школ в Западной Европе (V – XIV, XV в.в.)

7. Что вы знали о рыцарском воспитании в средневековую эпоху и какие эмоции вызвала у вас эта информация?

8. Откуда произошли городские школы? Каково содержание и методы образования в этих учебных заведениях?

9. Изучив дополнительную литературу, расскажите о возникновении первых европейских университетов. Какие мысли возникли в ходе изучения этого материала?

10. Оцените степень своего понимания сущности схоластики, идей ее представителей по следующим критериям:

- понятно и могу использовать знания в своем выступлении на семинаре;

- понятно но вызывают затруднение понимание идей ее представителей;

- сущность схоластики понятна недостаточно, требуется разъяснение преподавателя.

 

ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА)

XIV – XVI вв – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии.

Две педагогические концепции: 1) – церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Идеал – аскетизм, покорность, фатализм;

2) – гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» /М.Монтень/). Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование.

Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера.

Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» -школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей.

Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры.

Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие.

Венец гуманистического образования – Неоплатоновская Академия во Флоренции (Италия)

Методы: диалоги, беседы, диспуты философов, ученых, поэтов и политиков     Цель: серьезное изучение и восстановление духовного наследия античности; развитие гуманистической педагогики, «разрушение схоластики изнутри», превращение философии из «школьного» предмета в ведущее явление европейской мысли.  

 

Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне не произвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми.

Система нового воспитания

Физическое воспитание Эстетическое воспитание Нравственное и умственное воспитание
Борьба, прыжки, игры, плавание, метание копья, стрельба из лука, гимнастика, верховая езда. Средства: режим, прогулки, физические упражнения. Игра на нескольких музыкальных инструментах, пение; приучение воспитанника к гигиене, культуре; поэтическое восприятие природы Труд, религиозные убеждения – изучение древнееврейского языка, как первоисточника священного писания; чтение греческих и римских классиков. Каждая вещь – тема урока.

 

Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др.,– велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии).

Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, Гаргантюа постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п.

Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей.

Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ.

Сочинение: «Опыты»

- Вера в неисчерпаемые возможности человека;

- Необходимость образования с раннего возраста;

- Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо.

· Цель обучения – помочь детям научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем».

· Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, т.е. всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию.

Содержание воспитания

Умственное воспитание Физическое воспитание Нравственное воспитание
Чтение, письмо, арифметика, геометрия, физика, история, логика, риторика, языки (латинский и греческий), родной язык+языки народов, с которыми имеет дело. Закаливание, владение оружием, воспитание выносливости, поддержание здоровья посредством физических упражнений Воспитание хороших манер, умения держаться в обществе. Против слепого подчинения авторитету. Развитие самостоятельности в атмосфере доброжелательного отношения к ученику.

 

Средства воспитания и развития –

Самовоспитание Труд
Развитие самостоятельности суждений Дисциплина Пример
Самодеятельность Нравственные упражнения
Активность ученика Дискуссия

 

Требования к учителю:

 

ласковая строгость, исподволь тренируй знания преподноси

строгая нежность душу ученика в меру, чтобы больше

говорил ученик

Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое»

Женское образование может повредить естественным прелестям женщины.

Эразм Роттердамский (1469-1536гг) – голландский философ-гуманист, писатель, педагог.

Сочинения: «Похвальное слово глупости»;

«О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г);

«О методе обучения» (1511);

«О приличии детских нравов».

Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека.

· Выдвинул принцип активности воспитанника – «врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд».

· «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию».

· Требования к учителю: нельзя доверять детей грубым учителям; нельзя наказывать детей физически; нельзя слишком обременять учащихся – у них пропадает желание учиться.

· Ребенок готов к обучению с семилетнего возраста независимо от пола.

· Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой. Однако женское образование должно быть по преимуществу – классическое языковое и в очень малом объеме естественно-научное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.