Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и школа в Византии




Византия – наследница эллинско-римской культуры. Домашнее воспитание и обучение – характерная черта византийской жизни: в простонародных семьях – трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла; от матери дочери навыков домоводства. В состоятельных и знатных семьях обучение мальчиков и девочек грамоте.

Система образования состояла из 3 ступеней:

Первая ступень – элементарное образование – школа грамоты (пропедиа). Начало обучения в 5-7-летнем возрасте. Срок обучения – 2-3 года. Для чтения учебные тексты античных школ (Гомер, басни и другие); Псалтырь – и жития христианских святых. Счет сначала на пальцах, затем – камушки и счетная доска – абак. Церковное пение. Отсутствие физической подготовки. Наказание розгами. Методика: заучивание текстов наизусть, буквослагательный метод; обучение – от простого к сложному, от известного к новому.

Вторая ступень – школы повышенного типа – грамматические школы (педиа), церковные и светские (частные и государственные) обучение с 10-12 лет до 16-17 лет.

Содержание обучения: грамматика, риторика, диалектика, поэтика; в некоторых школах изучали «Математическую четверицу» (арифметику, геометрию, музыку и астрономию).

Цель обучения – формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления. Важное средство обучения – состязание школьников в толковании текстов и риторике. Методика обучения: учитель читал, давал толкование, задавал вопросы, отвечал сам на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Учащимся следовало много читать.

Третья ступень – высшая школа – имела определенную специализацию (упор на изучение риторики или права, философии или медицины и др.). Обучали на греческом и латинском языках (с XII по XIII вв. только на греческом).

Первая высшая школа – Аудиториум (от лат. audire – слушать) создана в 425г. в Константинополе (с IX в. переименована в Магнавру (Золотая палата)). Преподаватели – государственные служащие; существовали своеобразные кафедры, возглавляемые консулами философии, главами риторов и др. Высшие школы: юридические, медицинские, философские, патриаршие – подчинялись непосредственно императору. Монастырские высшие школы имели свой устав, в котором регламентировались порядок обучения и воспитания монахов.

Философы – педагоги Византии и их взгляды на воспитание:

· Иоанн Златоуст (около 344 – около 407гг) – проповедник идей восточной христианской церкви, «вселенский учитель и светитель»; порицал применение в воспитании авторитарного давления и принуждения; предпочтение отдавал увещеванию, совету, предостережениям. Основными методами считал беседу и наставление. Главным источником знания – Библию.

· Иоанн Дамаскин (около 675 – 753гг) – первый средневековый учитель- схоласт. Идеи изложил в трактате «Источник знания» - это собрание философских, богословских и педагогических идей. Сторонник энциклопедического и богословского образования: «Нет ничего дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание – тьма…». В трактате рассматривал проблемы развития способностей, воображения, памяти и др., давал методические советы по работе с книгой и организации диспутов.

· Михаил Пселл (1018 – около 1078 или около 1096гг) – государственный деятель, философ, ученый – эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. Произведения педагогического характера: Энциклопедическое сочинение «О всяческой науке»; «Обзор риторических идей»; «О стиле некоторых сочинений» и др. – изложил подходы к воспитанию в рамках христианской педагогической культуры. Его учебники – это диалоги со студентами по риторике, истории, философии, политике, физиологии и естествознанию.

М. Пселл призывал к воспитанию идеального человека, не подвластного религиозному фанатизму, благородного и справедливого.

· Гемист Георгий Плифон (около 1355 – 1452гг) – философ, педагог, представитель последнего периода философской и педагогической мысли Византии. Цель воспитания: это достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Образованность тесно связана с воспитанием. Достижение цели воспитания невозможно без усилий самого человека, без самообразования. Главная цель воспитания и обучения – подготовка человека прежде всего к земной жизни; путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных способностей и душевных сил.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему Византию рассматривают как мост между античной и средневековой образованностью?

2. Какой была школьная система и типы учебных заведений в Византии?

3. Проанализируйте педагогические идеи византийских мыслителей и оцените степень своего понимания их сущности.

4. Каково влияние византийской образованности на Русь и Западную Европу? (обратитесь к книге «Византийская культура (Х-ХIIвв.) – М., 1968г.). Проанализируйте свои ответы на вопросы, зафиксируйте, для себя, какие вопросы потребовали изучения дополнительной литературы? Оцените свои умения: осуществлять анализ; осуществлять синтез; выделить главное в изучаемом материале; структурировать информацию в следующих показателях – владею вполне; не уверен (в чем конкретно); не владею.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.