Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика Дальневосточной цивилизации




Педагогика Южноазиатской цивилизации

Древнейшие памятники индийской религиозной литературы – Веды – конец II – нач. I тыс.до н.э.;

Упанишады – сочинения VIII – VI в.в.до н.э.

Образование и Воспитание – важнейшая обязанность семейства (Веды).

Принцип «трех обязанностей» для каждого человека:

во-первых, обязанность перед Богом, которая может быть исполнена только в том случае, если человек изучит священные обряды и будет соблюдать их;

во – вторых, обязанность перед мудрецами прошлого, которую он может исполнить, изучив их труд и продолжая их «научные» и профессиональные традиции;

в – третьих, это обязанность перед предками, которая может быть исполнена, если человек родит детей и даст им достойное воспитание (Упанишады).

II – I тыс.до н.э. четыре касты: брахманы (жрецы), кштарии (воины), вайшьи (земледельцы – общинники, ремесленники, торговцы), шудры (слуги, рабы, наемные работники) – это наложило отпечаток на развитие воспитания и обучения, шудры (неприкасаемые – к образованию не допускались).

 

Школа брахманов Школа для кштариев (воинов, правителей)
Обучение от 6-12 лет до 22-24 лет; религиозное образование (изучение Вед). Готовили детей высшей касты жрецов (брахманов).   Предметы: грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка, философия и красноречие; заучивание стихов и гимнов. Готовили будущих военачальников, сборщиков налогов, казначеев и др. чиновников. Могли учиться вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники).

Воспитание и обучение – две неразрывные стороны одного процесса: умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Середина I тыс.до н.э. – семейно-общественное воспитание в Индии.

I ступень семейное воспитание

II школьное обучение брахманы с 8 лет; кштарии – 11 лет; вайшьи – 12 лет.

VI – V в.в. до н.э. – буддуизм. Буддиские школы при храмах.

Цель: постижение духовного просветления как высшего состояния человека.

 

Вторая половина I тыс.до н.э. – Древний Китай. Основные философские школы: даосизм, буддизм и конфуцианство. Конфуцианство оказало решающее влияние на образование и воспитание.

Конфуций – Учитель Кун Фу Цзы (551-479 г.г до н.э.) - основоположник этико-политического и педагогического учения, «учитель 10 тысяч поколений». Цель образования, согласно учению Конфуция – воспитать «благородного мужа», «совершенного человека», знающего и соблюдающего принципы морали.

Основные принципы Заповеди
Жень - гуманность Не делай другим того, чего не желаешь себе
Ли - этикет Почитание родителей, старших в семье, покорность государю
И – чувство дома Умения подчинять долгу себя и окружающих
Чжи - знание Постоянное самосовершенствование
Синь - верность Строгое соблюдение традиций, норм и правил
СЯО – сыновья почтительность Должное подчинение старшему (по возрасту, должности)

 

Конфуций предложил классификацию по способностям.

Группы Характеристика
Первая – «сыны неба» Люди, обладающие высшей врожденной мудростью, из их числа надо выбирать правителей.
Вторая – «благородные мужи» Идеал совершенного человека. он должен обладать высокими нравственными качествами – человеколюбием, добротой, правдивостью, почтительностью, а также высокой духовной культурой. он учится, несмотря на трудности, преодолевая все на пути к мудрости. его главная обязанность – карьера. Его образованность неотделима от нравственности. Благородный муж – опора государства.
Третья – «простолюдины» Люди, которые встретившись с трудностями, не учатся или не способны к приобретению знаний. Они бесхарактерны, ленивы, слабы духом, им не дано быть мудрыми

 

Конфуций - основатель первой частной школы в Китае (около 3 тысяч учеников и последователей).

Две ступени обучения.

1 ступень – основы умственного, физического, морального и художественного воспитания;

2 ступень – изучение наук: безупречное поведение (добродетель); политика и управление, литература и язык, поэзия и музыка.

 

Требования к учителю:

· успешно совершенствует себя постоянно;

· обучает лишь тех, кто стремится к достижению знаний; помогает тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей;

· между ним и учениками тесный контакт, основанный на уважении и любви, признании авторитета учителя;

· знает индивидуальные особенности своих воспитанников;

· является хорошим примером для воспитанников.

Направленность воспитательно-образовательной деятельности носила ярко выраженный традиционный характер. Традиция была объявлена высшей социальной и культурной ценностью. Человеческая индивидуальность воспринималось в соответствии с установленным эталоном. Воспитание и образование основывалось на освоении человеком ритуалов и текстов старинных книг: Книги песен, Книги истории, Книги Перемен.

Труды Конфуция: «Луньюй» («Суждения и беседы»); «Чжунюн» («Учение о середине»).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Прочитайте в учебнике А.Н.Джуринского «История педагогики» раздел II главу 2 «О воспитании и обучении в условиях цивилизации Древнего Востока»; в учебном пособии «История педагогики и образования» / под ред. А.И.Пискунова – М., 2007; глава 2. Изложите и объясните сходство и различие в древнейших формах воспитания и образования.

а) Какие особенности культуры Древнего Египта нашли выражение в образовании?

б) Расскажите об особенностях культуры Древней Индии, составивших основу образования.

в) В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей? Как они отразились на характере и направленности образования в Китае?

2. Что нового для себя вы узнали?

3. Какие вопросы возникли у вас в ходе изучения этой темы? На какие вопросы не дает ответа материал учебников? Какая дополнительная литература требуется для ответа на эти вопросы?

4. Что бы вы добавили к информации в учебниках по данной теме? Подготовьте самостоятельно выступление на семинар.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.