КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока
Ишим История педагогики (общей и дошкольной) и образования Учебное пособие для студентов (специальность 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования) и бакалавров (направление 050100 Педагогическое образование, профиль – Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль – Дошкольное образование Начальное образование)
УДК ББК Д Печатается по решению редакционно-издательского совета ИГПИ им. П.П.Ершова
Ответственность за аутентичность цитат, имен, названий, иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллктуальной собственности несут составители публикуемых материалов
Составитель: Болтунова Г.М., канд. пед. наук;
Рецензенты: Загвязинский В.И., д-р пед. наук, профессор, академик РАН Полищук В.И., д-р философских наук, профессор
Д.717 История педагогики (общей и дошкольной) и образования [Текст]; учебное пособие для бакалавров - сост. Г.М. Болтунова. – Ишим: Изд. ИГПИ им. П.П.Ершова, 2013. – с.
Пособие представляет собой конспект-справочник с элементами хрестоматии, содержащий обширный материал по зарубежной истории педагогики и образования, в т.ч. Восточной цивилизации и истории отечественной педагогической мысли и образования. Изучение материала, имеющего связь с сегодняшними проблемами развития российского образования, позволит студенту углубить и расширить представления о направлениях истории образования и педагогики за рубежом, выявить истоки возникающих проблем отечественного образования и возможности использования прошлого опыта в их решении. Пособие адресовано студентам, преподавателям педагогических учебных заведений.
УДК ББК
ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2013
Содержание Предисловие……………………………………………………………………....5 Раздел І. Воспитание в первобытном обществе ……………………………...7 Раздел ІІ. Воспитание и педагогическая мысль в древних восточных цивилизациях и античном мире ………………………………....9 Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока…………………...9 Педагогика Южноазиатской цивилизации………………………………….…12 Педагогика Дальневосточной цивилизации……………………………….…..13 Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья…………………....16 Образование и воспитание в Древнем Риме…………………………………...24 Раздел ІІІ. Воспитание и педагогическая мысль Средневековья ………..30 Воспитание и школа в Византии……………………………………………..…30 Образование и воспитание в исламском мире……………………………..…..33 Воспитание и школа в странах Западной Европы……………………………39 Педагогика эпохи Возрождения (Ренессанса)……………………………….44 Воспитание у восточных славян (VI – ІX вв)………………………………….52 Воспитание и школа в Древней Руси и русском государстве (X-XVІI вв)......54 Раздел IV. Школа и педагогика в Новое Время ……………………………67 Ян Амос Коменский – педагог нового времени…………………………….…67 Педагогические взгляды Джона Локка………………………………………...72 Школа и педагогическая мысль эпохи Просвещения…………………………74 Российское Просвещение……………………………………………………….83 Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XІX веке……...109 Развитие педагогики и школы в России (XIXв.)……………………………..117 Педагогические взгляды революционных демократов………………………123 Педагогические взгляды Н.И.Пирогова……………………………………....125 Просветительская деятельность В.Ф.Одоевского…………………………....126 К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России………….128 Л.Н.Толстой…………………………………………………………………….140 Школьные реформы 60-70-х годов XІX века в России…………………...…143 Раздел V. Школа и педагогика в Новейшее время ………………………147 Зарубежная школа и педагогика в конце XІX-началеXX века…………………………………..…………………………………...........148 Мария Монтессори……………………………………………………….........150 Эрнст Мейман………………………………………………………….........…154 Пауль Наторп……………………………………………………………….…156 Георг Кершенштейнер…………………………………………………………157 Джон Дьюи………………………………………………………………..........158 Школа и педагогика в России в конце XІX века (до 1917 г.)………………………………………………………………..………………162 Структура образования и типы учебных заведений………………………....162 Педагогические течения в России конца XІX начала XX века………..........176 П.Ф.Лесгафт…………………………………………………………………….187 В.П.Вахтеров……………………………………………………………………190 С.И.Гессен……………………………………………………………………....193 В.В.Розанов………………………………………………………………........195 Школа и педагогическая мысль народов Востока в Новое и Новейшее время (XVIII-XX в.в.)………………………………………………………………….197 Школа и педагогическая мысль в Китае……………………………………...197 Образование и прогрессивные мыслители Индии в Новое и Новейшее время………………………………………………..…………………………...201 Особенности развития школы и педагогической мысли в Арабских странах в Новое и Новейшее время……………………………………………………...207 Раздел VI. Основные направления развития школы и педагогики в Западной Европе и США в XX веке и советской педагогики и школы……………………………………………………..…………………..209 Педагогическая наука в странах Западной Европы и США в XX веке............……………………………………………………………………..209 Практика обучения и воспитания в странах Западной Европы и США……………………………………………………………..…………….216 Преобразование в области просвещения и воспитания 1917 – 20 гг в России………………………………………………………………………..…221 Обучение и воспитание в период 1921 – 1930 гг…………………………….238 Педагогические идеи П.П. Блонского…………………………………….…..243 Педагогические идеи С.Т. Шацкого…………………………………………..248 Школа и педагогика в период 1931-1941 гг………………………………..252 Педагогическое наследие А.С. Макаренко………………………………….258 Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны……………….262 Период восстановления дошкольного образования после войны и до 80х годов XX века…………………………………………………………............264 Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1845 – 1958 гг)………………………………………………………….…………..…267 Педагогические идеи В.А. Сухомлинского…………………………………269 Советская школа и педагогика в 1960 – 1980-е годы………………….......276 Народное образование и общественно-педагогическое движение в 1985 – 1995 гг…………………………………………………………………………..278 Раздел VII История образования в Тобольской губернии (XVІIІ нач. XX веков), Тюменской области…………..……………………………………. 294 Начало Светского профессионального образования в Тобольской губернии во второй половине XVIIIв……………………………………………………….296 Просветительская деятельность декабристов……………………………….299 Образование в Тобольской губернии конца XIX – нач. XXв……………..301 Развитие образования в советский период (1917-1980г.г.)………………..306 Таблицы………………………………………………………………………...311 Рекомендуемая литература………………………………………………..…314
Предисловие Учебные курсы «История педагогики (общая и дошкольная)», «История образования и педагогической мысли» в системе подготовки будущего педагога – это фундаментальные гуманитарные дисциплины, которые интегрируют знания студентов из философского, культурологического и педагогического блоков, т.к. позволяют раскрыть процесс последовательного восстановления и развития различных систем образования и воспитания, освоить все богатство культурного педагогического наследия. В процессе изучения этих дисциплин происходит формирование у будущих педагогов понятий о социальной природе образования, его конкретно-историческом характере. Данные курсы, как учебные дисциплины, играют важную роль в профессиональной подготовке педагогов на ступени бакалавриата: · Вносят вклад в курс общей педагогики и в перспективную практику; · Расширяют общий культурный кругозор; · Способствуют формированию системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно - антропологического подхода; · Формирует готовность к систематическому самообразованию. Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» изучается по ГОС ВПО 2005г. студентами очной и заочной форм обучения. Курс рассчитан на 1 семестр. Количество аудиторных часов – 58. Объем самостоятельной работы соответственно составляет 58 часов. Цель данного пособия – помочь студентам очной и заочной форм обучения в организации собственной учебной деятельности при изучении данных учебных дисциплин. Пособие позволит решать следующие задачи: · Формировать историко-педагогическую культуру студентов; · Знакомить с выдающимися мыслителями и педагогами различных исторических эпох и народов; · Вызвать интерес к историко-педагогическому наследию и осознание ценности мирового историко-педагогического опыта; · Выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической литературой и развить творческое педагогическое мышление; · Определить и оценить степень своего понимания историко-педагогического наследия и своих умений осуществлять анализ и синтез; выделять главное; структурировать изученную информацию. Предлагаемое пособие представляет собой конспект - справочник, позволяющий проследить как складывались общие тенденции мировой педагогической мысли и ее национальные инварианты, детерминируемые особенностями культуры великих и локальных цивилизаций; снять искусственное разделение при изучении зарубежной и отечественной, дореволюционной и советской педагогики. Пособие ориентирует какими учебниками пользоваться при самостоятельной подготовке к аудиторным занятиям. Данное пособие представляет сжатую информацию периодизации на основе общепризнанной и предназначено как для преподавателей, так и для студентов бакалавров при подготовке к семинарам и планировании самостоятельной творческой работы во внеаудиторное время. РАЗДЕЛ I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Источники изучения первобытного воспитания: памятники материальной и духовной культуры, язык, фольклор. Этнографические данные о жизни племен, сохранивших черты первобытности. 1. Дородовое общество 2. Ранняя родовая община Субъект воспитания – родовая община. Система практического включения детей в коллективную, бытовую и трудовую жизнь сообщества. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Отсутствие физических наказаний. Средства обучения и воспитания: практические действия совместно со взрослыми; игра; наблюдение; упражнение. Словесное воздействие: одобрение и порицание. 3. Позднепервобытная община Зарождение семьи. Зародыш домашне-семейной формы воспитания. Девочки воспитывались матерью и другими женщинами рода, мальчики – братьями со стороны матери, к 5 годам – воспитание в общине, в группах сверстников. Первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициации, т.е. испытания, которые предварялись специальной подготовкой. Инициацию проходили подростки 10-15-летнего возраста. МальчикиДевочки охота, земледелие, ремесло, домоводство, плетение, изготовление оружия ткачество, гончарные работы
Физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка к инициации. 4. Период разложения первобытно-общинного строя Семейное воспитание: ужесточили наказания - часто применялись физические наказания. Дома молодежи: по мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и состоятельных членов общины. Содержание обучения и воспитания подрастающих поколений включало трудовую, военно-физическую, социально-нравственную и начатки специальных знаний. Разделение умственного и физического труда.
Вопросы для самоконтроля: 1. Ознакомьтесь по учебнику А.Н Джуринского «История педагогики» с 1-м разделом и расскажите, откуда черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытном обществе? 2. Каковы особенности воспитания в дородовом, родовом обществе и в период разложения первобытного общества? 3. Как менялось содержание в формах воспитания в первобытном обществе? 4. Когда возникли зачатки педагогической мысли? 5. Изучите дополнительную литературу по теме: — Алексеев В.П. Становление человечества. М, 1984. — Корнетов Г.Б. Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе. М, 1988. — Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М, 1989. — Дополните сами список литературы по данной теме. РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ И АНТИЧНОМ МИРЕ Семейное воспитание: воспитание детей есть дом родителей. Памятники педагогической мысли: 1. «Книга Притчи» царя Иудеи Соломона. - «Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам»; - «Слушай сын мой наставления от отца твоего, и не отвергай завета матери твоей»; - «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою»; - «Когда мудрость войдет в сердце тебе; знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя»; - «Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение» и т.д. Способы воспитания: упрек, запрет, телесные наказания (3-е тыс. до н.э.). 2. «Писец и его непутевый сын» - нравоучительный рассказ. «Послушай, будь же мужчиной. Не стой на площадях, не разгуливай по садам. Когда идешь по улицам, не гляди по сторонам. Будь почтителен… Ты, бродящий без дела по людным площадям, хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на поколения, которые были до тебя. Ступай в школу, это принесет тебе благо. Сын мой, взгляни на предшествующие поколения, спроси у них совета… Другие подобные тебе работают, помогают родителям….Ночью и днем я терзаюсь из-за тебя!» Древнейшие школы в Месопотамии возникли не позднее III тыс. до н.э. – «дома табличек» - эдуббы при храмах. Конец III – нач. II тыс.до н.э. – эдуббы – «академические центры». Содержание обучения и воспитания: грамматика, математика, астрономия, география, зоология, ботаника, медицина, музыка, пение, литература и др. Светский характер обучения. Обучение мальчиков. I этап – научить считать, читать и быстро писать. «Только тот настоящий песец, чья рука не отстает от уст» - древнее изречение. II этап – изучали
Занимались ученики 24 дня в месяц, по 12 часов в день. По окончании сдавали экзамены.
Древний Египет (III тыс. до н.э.) идеал воспитания: немногословный, стойкий к ударам судьбы человек Двухступенчатая система школьного образования. 1 ступень 2 ступень Элементарная школа («место, где учат») Канцелярия («те, кто ходит под навыки чтения и письма рукой» - подручные – Учитель – «отец»; помощники разных ученик – «сын» чиновников) Важная добродетель – умение слушать: «тот, кто умеет слушать, умеет хорошо говорить». Послушание – важное условие успешности обучения. «Ухо мальчика на спине его. Он слышит, когда его бьют» - широкое распространение побоев как естественное и необходимое средство воспитания. В I тыс.до н.э. целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Ко II тыс. до н.э. - три типа школ:
Особенности историко-педагогического процесса цивилизации Ближнего Востока (III – I тыс.до н.э.). 1 – дифференциация воспитания и образования, появление специальных учебных заведений – школ; 2 – усиление авторитарных начал в воспитании, широкое распространение наказаний; 3 – развитие педагогической мысли на эмпирическом уровне.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |