Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока




Ишим

История педагогики (общей и дошкольной) и образования

Учебное пособие для студентов (специальность 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования) и бакалавров (направление 050100 Педагогическое образование, профиль – Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль – Дошкольное образование Начальное образование)

 

УДК

ББК

Д

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИГПИ им. П.П.Ершова

 

Ответственность за аутентичность цитат, имен, названий, иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллктуальной собственности несут составители публикуемых материалов

 

Составитель:

Болтунова Г.М., канд. пед. наук;

 

Рецензенты:

Загвязинский В.И., д-р пед. наук, профессор, академик РАН

Полищук В.И., д-р философских наук, профессор

 

Д.717 История педагогики (общей и дошкольной) и образования [Текст]; учебное пособие для бакалавров - сост. Г.М. Болтунова. – Ишим: Изд. ИГПИ им. П.П.Ершова, 2013. – с.

 

Пособие представляет собой конспект-справочник с элементами хрестоматии, содержащий обширный материал по зарубежной истории педагогики и образования, в т.ч. Восточной цивилизации и истории отечественной педагогической мысли и образования. Изучение материала, имеющего связь с сегодняшними проблемами развития российского образования, позволит студенту углубить и расширить представления о направлениях истории образования и педагогики за рубежом, выявить истоки возникающих проблем отечественного образования и возможности использования прошлого опыта в их решении.

Пособие адресовано студентам, преподавателям педагогических учебных заведений.

 

 

УДК

ББК

 

 

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2013

 

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………....5

Раздел І. Воспитание в первобытном обществе ……………………………...7

Раздел ІІ. Воспитание и педагогическая мысль в древних

восточных цивилизациях и античном мире ………………………………....9

Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока…………………...9

Педагогика Южноазиатской цивилизации………………………………….…12

Педагогика Дальневосточной цивилизации……………………………….…..13

Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья…………………....16

Образование и воспитание в Древнем Риме…………………………………...24

Раздел ІІІ. Воспитание и педагогическая мысль Средневековья ………..30

Воспитание и школа в Византии……………………………………………..…30

Образование и воспитание в исламском мире……………………………..…..33

Воспитание и школа в странах Западной Европы……………………………39

Педагогика эпохи Возрождения (Ренессанса)……………………………….44

Воспитание у восточных славян (VI – ІX вв)………………………………….52

Воспитание и школа в Древней Руси и русском государстве (X-XVІI вв)......54

Раздел IV. Школа и педагогика в Новое Время ……………………………67

Ян Амос Коменский – педагог нового времени…………………………….…67

Педагогические взгляды Джона Локка………………………………………...72

Школа и педагогическая мысль эпохи Просвещения…………………………74

Российское Просвещение……………………………………………………….83

Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XІX веке……...109

Развитие педагогики и школы в России (XIXв.)……………………………..117

Педагогические взгляды революционных демократов………………………123

Педагогические взгляды Н.И.Пирогова……………………………………....125

Просветительская деятельность В.Ф.Одоевского…………………………....126

К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России………….128

Л.Н.Толстой…………………………………………………………………….140

Школьные реформы 60-70-х годов XІX века в России…………………...…143

Раздел V. Школа и педагогика в Новейшее время ………………………147

Зарубежная школа и педагогика в конце XІX-началеXX века…………………………………..…………………………………...........148

Мария Монтессори……………………………………………………….........150

Эрнст Мейман………………………………………………………….........…154

Пауль Наторп……………………………………………………………….…156

Георг Кершенштейнер…………………………………………………………157

Джон Дьюи………………………………………………………………..........158

Школа и педагогика в России в конце XІX века (до 1917 г.)………………………………………………………………..………………162

Структура образования и типы учебных заведений………………………....162

Педагогические течения в России конца XІX начала XX века………..........176

П.Ф.Лесгафт…………………………………………………………………….187

В.П.Вахтеров……………………………………………………………………190

С.И.Гессен……………………………………………………………………....193

В.В.Розанов………………………………………………………………........195

Школа и педагогическая мысль народов Востока в Новое и Новейшее время (XVIII-XX в.в.)………………………………………………………………….197

Школа и педагогическая мысль в Китае……………………………………...197

Образование и прогрессивные мыслители Индии в Новое и Новейшее время………………………………………………..…………………………...201

Особенности развития школы и педагогической мысли в Арабских странах в Новое и Новейшее время……………………………………………………...207

Раздел VI. Основные направления развития школы и педагогики в Западной Европе и США в XX веке и советской педагогики и школы……………………………………………………..…………………..209

Педагогическая наука в странах Западной Европы и США в XX веке............……………………………………………………………………..209

Практика обучения и воспитания в странах Западной Европы и США……………………………………………………………..…………….216

Преобразование в области просвещения и воспитания 1917 – 20 гг в России………………………………………………………………………..…221

Обучение и воспитание в период 1921 – 1930 гг…………………………….238

Педагогические идеи П.П. Блонского…………………………………….…..243

Педагогические идеи С.Т. Шацкого…………………………………………..248

Школа и педагогика в период 1931-1941 гг………………………………..252

Педагогическое наследие А.С. Макаренко………………………………….258

Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны……………….262

Период восстановления дошкольного образования после войны и до 80х годов XX века…………………………………………………………............264

Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1845 – 1958 гг)………………………………………………………….…………..…267

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского…………………………………269

Советская школа и педагогика в 1960 – 1980-е годы………………….......276

Народное образование и общественно-педагогическое движение в 1985 – 1995 гг…………………………………………………………………………..278

Раздел VII История образования в Тобольской губернии (XVІIІ нач. XX веков), Тюменской области…………..……………………………………. 294

Начало Светского профессионального образования в Тобольской губернии во второй половине XVIIIв……………………………………………………….296

Просветительская деятельность декабристов……………………………….299

Образование в Тобольской губернии конца XIX – нач. XXв……………..301

Развитие образования в советский период (1917-1980г.г.)………………..306

Таблицы………………………………………………………………………...311

Рекомендуемая литература………………………………………………..…314

 


Предисловие

Учебные курсы «История педагогики (общая и дошкольная)», «История образования и педагогической мысли» в системе подготовки будущего педагога – это фундаментальные гуманитарные дисциплины, которые интегрируют знания студентов из философского, культурологического и педагогического блоков, т.к. позволяют раскрыть процесс последовательного восстановления и развития различных систем образования и воспитания, освоить все богатство культурного педагогического наследия. В процессе изучения этих дисциплин происходит формирование у будущих педагогов понятий о социальной природе образования, его конкретно-историческом характере. Данные курсы, как учебные дисциплины, играют важную роль в профессиональной подготовке педагогов на ступени бакалавриата:

· Вносят вклад в курс общей педагогики и в перспективную практику;

· Расширяют общий культурный кругозор;

· Способствуют формированию системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно - антропологического подхода;

· Формирует готовность к систематическому самообразованию.

Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» изучается по ГОС ВПО 2005г. студентами очной и заочной форм обучения. Курс рассчитан на 1 семестр. Количество аудиторных часов – 58. Объем самостоятельной работы соответственно составляет 58 часов.

Цель данного пособия – помочь студентам очной и заочной форм обучения в организации собственной учебной деятельности при изучении данных учебных дисциплин. Пособие позволит решать следующие задачи:

· Формировать историко-педагогическую культуру студентов;

· Знакомить с выдающимися мыслителями и педагогами различных исторических эпох и народов;

· Вызвать интерес к историко-педагогическому наследию и осознание ценности мирового историко-педагогического опыта;

· Выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической литературой и развить творческое педагогическое мышление;

· Определить и оценить степень своего понимания историко-педагогического наследия и своих умений осуществлять анализ и синтез; выделять главное; структурировать изученную информацию.

Предлагаемое пособие представляет собой конспект - справочник, позволяющий проследить как складывались общие тенденции мировой педагогической мысли и ее национальные инварианты, детерминируемые особенностями культуры великих и локальных цивилизаций; снять искусственное разделение при изучении зарубежной и отечественной, дореволюционной и советской педагогики. Пособие ориентирует какими учебниками пользоваться при самостоятельной подготовке к аудиторным занятиям.

Данное пособие представляет сжатую информацию периодизации на основе общепризнанной и предназначено как для преподавателей, так и для студентов бакалавров при подготовке к семинарам и планировании самостоятельной творческой работы во внеаудиторное время.


РАЗДЕЛ I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Источники изучения первобытного воспитания: памятники материальной и духовной культуры, язык, фольклор. Этнографические данные о жизни племен, сохранивших черты первобытности.

1. Дородовое общество

2. Ранняя родовая община

Субъект воспитания – родовая община. Система практического включения детей в коллективную, бытовую и трудовую жизнь сообщества. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Отсутствие физических наказаний. Средства обучения и воспитания: практические действия совместно со взрослыми; игра; наблюдение; упражнение. Словесное воздействие: одобрение и порицание.

3. Позднепервобытная община

Зарождение семьи. Зародыш домашне-семейной формы воспитания. Девочки воспитывались матерью и другими женщинами рода, мальчики – братьями со стороны матери, к 5 годам – воспитание в общине, в группах сверстников.

Первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициации, т.е. испытания, которые предварялись специальной подготовкой. Инициацию проходили подростки 10-15-летнего возраста.

МальчикиДевочки

охота, земледелие, ремесло, домоводство, плетение,

изготовление оружия ткачество, гончарные работы

Общинные центры – специальные «Дома» или лагеря молодежи – мужские и женские – прообраз школы.

Физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка к инициации.

4. Период разложения первобытно-общинного строя

Семейное воспитание: ужесточили наказания - часто применялись физические наказания.

Дома молодежи: по мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и состоятельных членов общины.

Содержание обучения и воспитания подрастающих поколений включало трудовую, военно-физическую, социально-нравственную и начатки специальных знаний.

Разделение умственного и физического труда.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Ознакомьтесь по учебнику А.Н Джуринского «История педагогики» с 1-м разделом и расскажите, откуда черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытном обществе?

2. Каковы особенности воспитания в дородовом, родовом обществе и в период разложения первобытного общества?

3. Как менялось содержание в формах воспитания в первобытном обществе?

4. Когда возникли зачатки педагогической мысли?

5. Изучите дополнительную литературу по теме:

— Алексеев В.П. Становление человечества. М, 1984.

— Корнетов Г.Б. Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе. М, 1988.

— Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М, 1989.

— Дополните сами список литературы по данной теме.

РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ И АНТИЧНОМ МИРЕ

Семейное воспитание: воспитание детей есть дом родителей.

Памятники педагогической мысли:

1. «Книга Притчи» царя Иудеи Соломона.

- «Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам»;

- «Слушай сын мой наставления от отца твоего, и не отвергай завета матери твоей»;

- «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою»;

- «Когда мудрость войдет в сердце тебе; знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя»;

- «Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение» и т.д.

Способы воспитания: упрек, запрет, телесные наказания (3-е тыс. до н.э.).

2. «Писец и его непутевый сын» - нравоучительный рассказ. «Послушай, будь же мужчиной. Не стой на площадях, не разгуливай по садам. Когда идешь по улицам, не гляди по сторонам. Будь почтителен… Ты, бродящий без дела по людным площадям, хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на поколения, которые были до тебя. Ступай в школу, это принесет тебе благо. Сын мой, взгляни на предшествующие поколения, спроси у них совета… Другие подобные тебе работают, помогают родителям….Ночью и днем я терзаюсь из-за тебя!»

Древнейшие школы в Месопотамии возникли не позднее III тыс. до н.э. – «дома табличек» - эдуббы при храмах.

Конец III – нач. II тыс.до н.э. – эдуббы – «академические центры».

Содержание обучения и воспитания: грамматика, математика, астрономия, география, зоология, ботаника, медицина, музыка, пение, литература и др. Светский характер обучения. Обучение мальчиков.

I этап – научить считать, читать и быстро писать. «Только тот настоящий песец, чья рука не отстает от уст» - древнее изречение.

II этап – изучали

Стилистика, грамматика, литература, музыка и т.д.; Становились в будущем авторами поэм, хроник, гимнов, притч и т.п. Математика, основы наук, география, астрономия, и т.д.; Становились строителями и специалистами в технике и т.д. Законодательство, основы ведения хозяйства и впоследствии занимали административно-хозяйственные должности.

Занимались ученики 24 дня в месяц, по 12 часов в день. По окончании сдавали экзамены.

 

Древний Египет (III тыс. до н.э.) идеал воспитания: немногословный, стойкий к ударам судьбы человек

Двухступенчатая система школьного образования.

1 ступень 2 ступень

Элементарная школа («место, где учат») Канцелярия («те, кто ходит под навыки чтения и письма рукой» - подручные –

Учитель – «отец»; помощники разных

ученик – «сын» чиновников)

Важная добродетель – умение слушать: «тот, кто умеет слушать, умеет хорошо говорить».

Послушание – важное условие успешности обучения. «Ухо мальчика на спине его. Он слышит, когда его бьют» - широкое распространение побоев как естественное и необходимое средство воспитания.

В I тыс.до н.э. целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи.

Ко II тыс. до н.э. - три типа школ:

    Жреческие при храмах     Дворцовые Школы писцов-чиновников административно-хозяйственного управления
Готовили служителей культа. Содержание образования было широким и многопредметным: астрономия, математика, основы общей грамотности, право, астрология, медицина, нравственно-религиозное воспитание Для обучения детей рабовладельческой знати. Содержание образования: чтение и письмо иероглифов, физические и военные упражнения, правила поведения и дворцовый этикет Содержание – 1) Элементарная школа (чтение, письмо, арифметика, геометрия (с 5 до 12 лет)) 2) Канцелярия (с 12 до 16 лет) – различные типы письма и разновидности египетского языка, заучивание географических названий, технических терминов и пр.

 

Особенности историко-педагогического процесса цивилизации Ближнего Востока (III – I тыс.до н.э.).

1 – дифференциация воспитания и образования, появление специальных учебных заведений – школ;

2 – усиление авторитарных начал в воспитании, широкое распространение наказаний;

3 – развитие педагогической мысли на эмпирическом уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.