Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василия Александровича Сухомлинского




Педагогическая деятельность и педагогическое наследие

(1918 – 1970)

Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского началось в 1935 г. после окончания подготовительных курсов при Кременчунском педагогическом институте.

В 1938г. он закончил Полтавский педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны В.А. Сухомлинский – политрук роты в действующей армии. После тяжелого ранения возвращается на педагогическую работу. С 1948г. и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы, Кировоградской области (Украина).

В 1955г. В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию, получив диплом кандидата педагогических наук. С 1957г. он член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель УССР. В 1968г. ему присвоено звание Героя Социалистического труда.

Труды В.А. Сухомлинского Педагогические идеи
- Книга «Сердце отдаю детям» вышла с 1969г., (с 1971г. переводилась на все языки мира). В ней отражен опыт работы автора с шестилетними детьми. - «Школа под голубым небом» или «Школа радости». Автор этой школы учил детей: · читать великую «книгу природы»; · видеть необыкновенное в обыкновенном; · слушать и создавать сказки; · испытывать чувство ласки и доброты к своим друзьям, к окружающим. · Начальная школа - это, прежде всего творческий труд одного учителя. · Воспитание – это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. · «Как важно чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли ребенка были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда». · Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье…чтобы он раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом…чтобы наслаждался красотой окружающего мира и создавал красоту для других, …чтобы любил другого человека и был любимым,… - в этом большое человеческое счастье. Советы воспитателям: · Воздействуйте на чувства, воображение, фантазию детей, открывайте окошко в безграничный мир ПОСТЕПЕННО, не распахивайте его сразу во всю ширь… · В период детства мышления мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. · Музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и детей;… воспитатель видит в ребенке то, что никогда бы не увидел без музыки. · Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
В 1969г. впервые в издательстве «Просвещение» (Москва) вышла книга «Павлышская средняя школа» - обобщение опыта работы в сельской средней школе. · Цель воспитания: формирование высоконравственной духовной личности. · Задачи: - воспитание человечности; - развитие мышления и формирование умственных способностей; - подготовка к трудовой деятельности здорового человека. · Содержание воспитания: 1. Забота о здоровье и физическое воспитание. 2. Нравственное воспитание. 3. Умственное воспитание. 4. Трудовое воспитание. 5. Эстетическое воспитание. - Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, раскрыть в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант. - Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо и скучно, где он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. - Учение – это, прежде всего работа с книгой. Требования: за годы обучения каждый ученик должен прочитать 200 книг из золотого фонда мировой литературы. - В классе должен быть богатый интеллектуальный фон – позволяющий учиться без зубрежки. - У каждого ученика должен быть любимый предмет, где его знания превосходят знания других. - Отметка должна быть оптимистичной, вознаграждением за труд. - Обучение должно носить проблемный характер.
Книга «Разговор с молодым директором» вышла в 1973г., посвящена проблемам учебного процесса в школе и руководства им. - Настоящий руководитель – учитель учителей, которому верят и которого уважают. - Слово – это важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. - Как заботливый садовник готовит почву под розы, так директор школы должен готовить почву для заимствования передового опыта. - Гражданственность пробуждается в юной душе лишь тогда, когда человек уже в детстве и особенно в отрочестве лучше, чем был.
Книга «Родительская педагогика» - 1977г. (отдельные главы вышли в 1969г.) Ответы автора на вопросы родителей: - Как? - Как воспитывать? - Как найти гармонию родительской любви, ласки и требовательности? - Как дать детям счастье? - К материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема. - Материнские и отцовские чувства может вполне постигнуть лишь тот, кто сам стал отцом или матерью. - Дети – это счастье, созданное вашим трудом – помните это. - Уважаемый отец, помни, что воспитываешь ты детей, прежде всего настоящей любовью к жизни. - Для матери и отца ты всегда будешь дитя - даже тогда, когда тебе исполнится пятьдесят, шестьдесят лет, а матери и отцу – семьдесят, девяносто. Каждый твой шаг, каждый поступок – и хороший, и плохой – отзывается в материнском и отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием. - Мать дает нравственные истоки; отец отважность и мужественность. - Методы воспитания в семье: соучастие; побуждение; благодарие; похвала; отчуждение. - Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след – вечный. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. - Мы живем для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери, чтобы жить в их страстях и труде. · Основные идеи В.А. Сухомлинского: - природа – основное средство формирования личности; - развитие детского творчества; - преемственность дошкольного и школьного воспитания; - формирование индивидуальности и коллективизма; - разработка вопросов семейной педагогики; - разработка вопросов обучения и воспитания; - требования к личности педагога.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Изучите материал о советском воспитании и обучении в годы Великой Отечественной войны. В чем, на Ваш взгляд, состояла задача образования и как она решалась?

2. Каковы особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?

3. Изучите материал о педагогической деятельности В.А.Сухомлинского и его книгу «Павлышская средняя школа». Правомерно ли утверждение, что в этот период педагоги полностью отказались от гуманистических идей?

4. Поразмыслите над девятью «Нельзя», изложенными в работе В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (гл.18), выскажите свое отношение.

5. Определите, усвоение какого учебного материала вызвало у Вас затруднения? В чем Вы испытали трудности?

6. Изучите по книге «Мудрая власть коллектива» требования к личности учителя, актуальны ли взгляды В.А. Сухомлинского? Каков он современный учитель?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.