Педагогическая деятельность и педагогическое наследие
(1918 – 1970)
Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского началось в 1935 г. после окончания подготовительных курсов при Кременчунском педагогическом институте.
В 1938г. он закончил Полтавский педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны В.А. Сухомлинский – политрук роты в действующей армии. После тяжелого ранения возвращается на педагогическую работу. С 1948г. и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы, Кировоградской области (Украина).
В 1955г. В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию, получив диплом кандидата педагогических наук. С 1957г. он член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель УССР. В 1968г. ему присвоено звание Героя Социалистического труда.
Труды В.А. Сухомлинского
Педагогические идеи
- Книга «Сердце отдаю детям» вышла с 1969г., (с 1971г. переводилась на все языки мира). В ней отражен опыт работы автора с шестилетними детьми.
- «Школа под голубым небом» или «Школа радости». Автор этой школы учил детей:
· читать великую «книгу природы»;
· видеть необыкновенное в обыкновенном;
· слушать и создавать сказки;
· испытывать чувство ласки и доброты к своим друзьям, к окружающим.
· Начальная школа - это, прежде всего творческий труд одного учителя.
· Воспитание – это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.
· «Как важно чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли ребенка были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда».
· Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье…чтобы он раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом…чтобы наслаждался красотой окружающего мира и создавал красоту для других, …чтобы любил другого человека и был любимым,… - в этом большое человеческое счастье.
Советы воспитателям:
· Воздействуйте на чувства, воображение, фантазию детей, открывайте окошко в безграничный мир ПОСТЕПЕННО, не распахивайте его сразу во всю ширь…
· В период детства мышления мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира.
· Музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и детей;… воспитатель видит в ребенке то, что никогда бы не увидел без музыки.
· Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
В 1969г. впервые в издательстве «Просвещение» (Москва) вышла книга «Павлышская средняя школа» - обобщение опыта работы в сельской средней школе.
· Цель воспитания: формирование высоконравственной духовной личности.
· Задачи:
- воспитание человечности;
- развитие мышления и формирование умственных способностей;
- подготовка к трудовой деятельности здорового человека.
· Содержание воспитания:
1. Забота о здоровье и физическое воспитание.
2. Нравственное воспитание.
3. Умственное воспитание.
4. Трудовое воспитание.
5. Эстетическое воспитание.
- Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, раскрыть в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант.
- Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо и скучно, где он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой.
- Учение – это, прежде всего работа с книгой. Требования: за годы обучения каждый ученик должен прочитать 200 книг из золотого фонда мировой литературы.
- В классе должен быть богатый интеллектуальный фон – позволяющий учиться без зубрежки.
- У каждого ученика должен быть любимый предмет, где его знания превосходят знания других.
- Отметка должна быть оптимистичной, вознаграждением за труд.
- Обучение должно носить проблемный характер.
Книга «Разговор с молодым директором» вышла в 1973г., посвящена проблемам учебного процесса в школе и руководства им.
- Настоящий руководитель – учитель учителей, которому верят и которого уважают.
- Слово – это важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь.
- Как заботливый садовник готовит почву под розы, так директор школы должен готовить почву для заимствования передового опыта.
- Гражданственность пробуждается в юной душе лишь тогда, когда человек уже в детстве и особенно в отрочестве лучше, чем был.
Книга «Родительская педагогика» - 1977г. (отдельные главы вышли в 1969г.)
Ответы автора на вопросы родителей:
- Как?
- Как воспитывать?
- Как найти гармонию родительской любви, ласки и требовательности?
- Как дать детям счастье?
- К материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема.
- Материнские и отцовские чувства может вполне постигнуть лишь тот, кто сам стал отцом или матерью.
- Дети – это счастье, созданное вашим трудом – помните это.
- Уважаемый отец, помни, что воспитываешь ты детей, прежде всего настоящей любовью к жизни.
- Для матери и отца ты всегда будешь дитя - даже тогда, когда тебе исполнится пятьдесят, шестьдесят лет, а матери и отцу – семьдесят, девяносто. Каждый твой шаг, каждый поступок – и хороший, и плохой – отзывается в материнском и отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием.
- Мать дает нравственные истоки; отец отважность и мужественность.
- Методы воспитания в семье: соучастие; побуждение; благодарие; похвала; отчуждение.
- Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след – вечный. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.
- Мы живем для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери, чтобы жить в их страстях и труде.
· Основные идеи В.А. Сухомлинского:
- природа – основное средство формирования личности;
- развитие детского творчества;
- преемственность дошкольного и школьного воспитания;
- формирование индивидуальности и коллективизма;
- разработка вопросов семейной педагогики;
- разработка вопросов обучения и воспитания;
- требования к личности педагога.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Изучите материал о советском воспитании и обучении в годы Великой Отечественной войны. В чем, на Ваш взгляд, состояла задача образования и как она решалась?
2. Каковы особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?
3. Изучите материал о педагогической деятельности В.А.Сухомлинского и его книгу «Павлышская средняя школа». Правомерно ли утверждение, что в этот период педагоги полностью отказались от гуманистических идей?
4. Поразмыслите над девятью «Нельзя», изложенными в работе В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (гл.18), выскажите свое отношение.
5. Определите, усвоение какого учебного материала вызвало у Вас затруднения? В чем Вы испытали трудности?
6. Изучите по книге «Мудрая власть коллектива» требования к личности учителя, актуальны ли взгляды В.А. Сухомлинского? Каков он современный учитель?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление