Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 1985 – 1995 гг




Народное образование и общественно-педагогическое движение

Данный период можно охарактеризовать плюрализмом учений, гуманизацией и гуманитаризацией образования, «педагогикой сотрудничества».

1984 г. – приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Они включали:

- обучение детей с 6-ти летнего возраста;

- введение 11-ти летнего образования: создает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса; учет международной практики, поскольку 12-летнее образование во всех странах Западной Европы;

- завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (в частности, информатика и др);

- всеобщее профессиональное образование;

- улучшение материального положения учителя и его подготовки.

1992 г. – «Закон Российской Федерации об образовании». Закон позволил отойти от единого типа учебных заведений:

- средние общеобразовательные школы;

- школы с углубленным изучением отдельных предметов;

- гимназии;

- колледжи;

- лицеи;

- частные учебные заведения;

- закрепил переход от всеобщего среднего обучения к «основному» (девятилетнему).

«Основные направления реформы школы» и «Закон» способствовали переходу к субъект-субъектным отношениям между учителем и учеником, и разработке и внедрению технологий, возвышающих личность школьника, способствующих раскрытию его способностей.

Инновационным моментом реформы выступало введение компьютерной грамотности. Однако все осуществлявшиеся реформы конца 80-х годов XXвека носили ярко выраженный характер «догоняющеей» модернизации в сфере образования по западным образцам.

Среди наступившего в 80-е годы кризиса образования работали и создавали уникальный опыт отдельные ученые и практики, которые находили пути выхода из острейших проблем образования: педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвилили, И.П. Волков, О.С. Газман, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и другие. Об опыте педагогов – новаторов к началу XXI века вышло более 25 книг тиражом 2,5 млн. В истории педагогики этот опыт вошел под названием ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА.

Шалва Александрович Амоношвили (род. 8 марта 1931, Тбилиси) – видный ученый, доктор психологических наук, профессор, академик АПН РФ; опыт работы с учениками подготовительных классов (6-летними детьми) и учителями – 20 лет в школах Грузии изложил в книгах «Здравствуйте, дети», «В школу с шести лет» и ряде статей.

Основные труды Педагогические идеи, взгляды
Книга «Здравствуйте, дети» издана в 1983г.; написана виде рассказа и размышлений педагога – организатора жизни самых маленьких школьников. Девиз педагога: «Детей надо любить всем сердцем, и чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь». · Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя. · «Человек – создатель Человека» - это предмет, который заключен во всех педагогических книгах. Педагогика становится обязательной наукой для всех… · Если я стремлюсь проявить свою действенную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах. · Суть детской дисциплины не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Как это сделать?... · Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. · Вопрос, задаваемый педагогом детям – клеточка не только методики, но и всей педагогики…в нем вся направленность процесса обучения, характер отношений педагога к учащимся; …вопрос – почерк педагогического мастерства учителя. · Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встречи с ними; тогда и дети будут спешить в школу и радоваться каждой встрече со своим педагогом. · Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует. · Педагогическими можно считать игры, которые возвышают детей – всех вместе и каждого в отдельности – до уровня их престижа. Игры, которые могут унизить достоинство детей, непедагогичны, проводить их на уроках – аморально. · Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни. · Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же, и первые шаги в осуществлении этих дел должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам.
Книга «Как живете дети?» вышла в 1986 году в форме рассказа о содержании, методах и приемах работы с учащимися второго и третьего года обучения. Кредо педагогики автора: «Подлинную человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что доставил радость другому человеку» · Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. · Психология детей, родителей и учащихся отчасти зависит от солнечного или пасмурного дня, от времени года, от первой и второй половины учебного года, она зависит даже от того, который час дня. · Если большинство твоих учеников не хочет читать, то ты плохой учитель; если большинство твоих учеников увлеченно чтением, то ты хороший учитель, а если в твоем классе все ребята любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, но и хороший воспитатель. · …гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщать детей к процессу созидания самих себя. · Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное… - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая «искра божия» · Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он впитывает это богатство через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости гордости, через познавательный мир…

 

Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992) – видный ученый, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РФ; многолетний опыт работы со студентами педагогического института им. А.И. Герцена отражен в работах «Воспитывать коллективистов», «Методика коммунарского воспитания», «Энциклопедия коллективных творческих дел» и многочисленных статьях самого автора и его учеников.

Основные труды Педагогические идеи, взгляды
Книга «Воспитывать коллективистов» вышла в 1982г. – это живая методика коллективного творческого воспитания.   Автор книги И.П. Иванов – философ по образованию, теоретик по складу ума, фантазер по душевным свойствам, создавший Фрунзенскую коммуну при Доме пионеров г. Ленинграда. Коммуна поражала всех ребят, которые в нее попадали, и всех взрослых, которые ее видели.
Книга «Методика коммунарского воспитания» издана в 1990г. Раскрывая закономерности воспитания, автор опирается на опыт работы коммуны юных фрунзенцев и коммуны им. А.С. Макаренко, которая объединяла студентов, учителей – практиков и преподавателей высших учебных заведений.     Книга «Коллективных творческих дел» вышла в издательстве «Педагогика» в 1989г.   КТД - не мероприятия, а ЗАБОТА... · Научиться искусству воспитательной работе это значит научиться строить общую творческую жизнь, жить такой жизнью. · Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений является творческое содружество воспитателей и воспитанников. · Учиться у А.С. Макаренко – значит вместе с воспитанниками и во главе их всматриваться в окружающую жизнь, искать в ней то, что нужно и можно сделать для ее улучшения…, вместе с воспитанниками и во главе их осуществлять задуманное, преодолевая трудности; вместе проверять и оценивать сделанное, извлекая уроки на будущее. · Воспитатели вместе с воспитанниками творчески решают задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость и пользу друг другу и окружающим людям – близким и далеким. · Общая забота воспитанников и воспитателей друг о друге, о своем коллективе, о каждом товарище; о своем микрорайоне, о родном крае; о далеких людях осуществляется такими средствами, как коллективные творческие дела (КТД) · Каждое дело - это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой ЗАБОТЫ; · творчество – это характерная черта каждого дела; · в каждом ДЕЛЕ - единство стадий его организации: стадии предварительной работы; стадии коллективного планирования; стадии подготовки; стадии проведения КТД; стадии подведения итогов и стадии ближайшего последствия. · В процессе КТД развиваются в единстве все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, идеалы, убеждения); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности); действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).  

 

Коммунарская методика И.П. Иванова не признает разделения детей на зрителей и исполнителей, на актив и пассив. Участвуют в КТД все до единого, каждое ДЕЛО – дискуссия, соревнование, творчество воспитателей и воспитанников.

Принцип методики «Все творчески, иначе – зачем?»

Софья Николаевна Лысенкова (1924 – 2012) – учительница начальных классов, заслуженный учитель школы РСФСР.

Ее система обучения малышей была признана новаторской в середине 80-х годов XX века. Опыт работы С.Н. Лысенкова изложила в книгах «Когда легко учиться»; «Методом опережающего обучения»; в выступлениях по радио, телевидению, на семинарах и открытых уроках для всех желающих учителей нашей страны.

Труды Основные педагогические идеи, взгляды
Книга «Когда легко учиться» вышла в издательстве «Педагогика» в 1985 году, она представляет интерес не только для тех, кто учит учеников начальной школы, учителя средних и старших классов увидят в ней то, что позволит им найти новые пути совершенствования методов обучения; много интересного в ней найдет и ученый педагог… · Настоящий урок – это прежде всего урок, на котором на все и на всех хватает времени. · Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. · Помогают включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках – опорные схемы: это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. · В нашей системе обучения ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА – это возможность попутного прохождения трудных тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. · Опережение в изучении важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие и прочные знания, но и резерв времени. · «Комментируемое управление» - движущая сила урока. Допустим, комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы…Комментирует слабый ученик, он старается изо всех сил – ответственность: ведь он ведет целый класс, и товарищи идут за ним. · Успех в труде – основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, и значит, единства действий и воспитательных усилий школы семьи.  
В книге «Методом опережающего обучения», С.Н. Лысенкова приходит к выводу: надо опережать программу, а для этого по-иному строить процесс обучения, т.е. урок, найти резерв времени. · Хозяева дорогого времени на уроке – учитель и ученики, резерв его кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве. · Начать изучение трудной темы задолго до того, как начинается ее изучение про программе, - это и есть та перспектива, которая помогает предотвратить отставание учеников, исключить недочеты и пробелы в знаниях. · Схемы – опоры стали постоянными помощниками ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения на уроке; основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности. · Комментируемое управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников. · Необходимые слагаемые успеха: создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива. Урок сотрудничества, на котором у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность идти вперед по дороге знаний.

 

Вместо заключения в книге «Методом опережающего обучения» С.Н. Лысенкова отвечает на вопросы, которые ей часто задают учителя при встречах и в письмах: Следует ли учить ребенка-дошкольника читать? Как быть, если в вашем классе дети, которые не любят и не хотят читать? Надо ли, чтобы дети сидели смирно на уроке? Есть ли трудные ученики и как быть с ними? Ответы автора основываются на более чем тридцатилетнем опыте работы в начальной школе г. Москвы.

Виктор Федорович Шаталов (род. 1927г.) – педагог-новатор из г. Донецка, создатель организационно-методической системы обучения, которая позволяет любому учителю, реализовав целый комплекс методических приемов, обеспечить приобретение учащимся глубоких знаний, с одной стороны, и постоянный контроль за ходом усвоения нового материала, с другой стороны.

В основе методической системы В.Ф. Шаталова лежат дидактические принципы:

· обучение на высоком уровне трудности;

· обучение быстрым темпом;

· обеспечение ведущей роли теории в образовании;

· многократное повторение при изучении нового материала;

· принцип открытых перспектив;

· создание благоприятного психологического климата процесса учения в целом и урока в частности;

· межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от недоброжелательства, неискренности и страха.

Главное в методике В.Ф. Шаталова – конспект – это результат огромной работы учителя. Для работающего с конспектом не остается возможности зубрежки, ему постоянно приходится думать, сворачивать знания и разворачивать…Дисциплинирует ученика само учение, логика учебного процесса.

Основные труды Педагогические идеи, взгляды
Книга «Куда и как исчезли тройки» вышла в издательстве «Педагогика» в 1979г., это поиск учителями г. Донецка методических средств и приемов обучения, способствующих эффективности обучения на уроке и повышению качества знаний учащихся. · Среднее время активной устной речи каждого ученика в течении 6 уроков – 2 минуты. Увеличить его – это значит решить одну из важнейших проблем в педагогической науке. · По всем предметам школьного курса – от математики до иностранного языка и литературы – созданы системы опорных сигналов. При устном опросе учащиеся пользуются листами с опорными сигналами… это создает психологическую раскрепощенность ученика. · Принцип открытых перспектив – это значит, что у каждого школьника появляется возможность в любой день, на любом уроке начать жизнь сначала! Первые успехи ученика определяются им самим и не кем более. · Непреложным условием творчества ученика является наличие большого и надежно усвоенного объема знаний. · Четкость и глубина изложения учебного материала учителем (объяснение, закрепление, по опорным конспектам), ежедневный опрос доброжелательная помощь педагога и товарищей, систематическая работа ученика, становящаяся навыком – залог прочных знаний, радость успеха рождает творческое заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность учащихся!  
Книга «Психологические контакты» (1992г.) – продолжение разговора педагога-новатора о существе проводимых им исследований, о направлении поиска в воспитании стремления ученика познавать, самостоятельно овладевать знаниями, которые необходимы цивилизованному человеку. · Вся полнота власти над оценками передана в руки самого ученика – вот главнейшее звено, которое связывает все нити бесконфликтных отношений учебного процесса. · В основе всех преобразований – объективная оценка психологических ситуаций, возникающих в учебном процессе с последующим созданием методических приемов (листы группового контроля; технология группового контроля; полетное повторение; приемы организации самоуправления в классе во время обучения; укрепленное изложение нового материала и другие), нейтрализирующих развитие различного рода негативных эксцессов; предоставляющих ученику условия работать в полную силу

 

Анализ педагогического опыта В.Ф. Шаталова и его работ (около 10) позволяет прийти к выводу о том, что в его методике выделяется ряд особенностей, использование которых приводит к более эффективной подготовке студентов в вузе; в особенности, организации самостоятельной работы студентов.

Лидеры педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, Т.И. Гончарова, Н.Н. Дубинин и другие - находили пути выхода из острейших проблем образования. В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм; уважение к личности ребенка, сочетающее доверие с разумной требовательностью; вовлечение детей в совместную со взрослым активную, творческую преобразующую окружающий мир деятельность.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Для более глубокого анализа этого периода проследите взаимосвязь между директивным руководством, исходящим от партийных и высших государственных органов и педагогической наукой в период

60 - 80х годов. В чем состоит неоднозначность этого периода? Как сказалась на образовании политика «оттепели»? Как сказались на образовании годы «застоя»?

2. Какие идеи гуманистического воспитания предлагают педагоги-новаторы? В чем Вы усматриваете их новаторство?

3. Изучите литературу о деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений России 90-х годов XX века:

- Инновационное обучение стратегия и практика – М.,1994

- Ш.А. Амонашвили: Здравствуйте дети! – М., 1988

- Как живете дети? – М., 1991

- В.С. Библер. Целостная концепция школы диалога культур // Психологическая наука и образование - №4, 1996.

- И.Ф. Гончаров. Русская национальная школа – СПб., 1992

- А.В. Хуторской. Школа свободного развития // Частная школа - №2, 1994

- Школа самоопределения / Ред. и сост. А.Н. Тубельский – М., 1997.

- М.П. Щетинин. Объять необъятное: Записки педагога – М., 1986

- Е.А. Ямбург. Школа для всех – М., 1996

- Сделайте свой выбор для более глубокого изучения одной из школ. Выскажите свое мнение: актуальны ли сегодня идеи организации такой школы? Почему? Какое место в инновационном процессе занимала Ваша школа, где Вы учились, Ваш класс?

4. Какие социальные проблемы поднимали педагоги-новаторы и стремились решать авторские школы?


5. Что может взять из опыта педагогов-новаторов современный педагог?

6.Результаты работы по данной теме оформите в следующей логике:

· Мое понимание сути педагогики сотрудничества в практике педагога-новатора (Ваш выбор)

· Что для меня было (остается) проблемой в данной теме.

· Что является результатом моей работы по данной теме.

· Мои гипотезы по отношению к дальнейшей своей деятельности по этой теме.

· Что из опыта педагогов-новаторов я могу использовать в своей работе?

· Что является трудным для реализации в моей педагогической деятельности?

· С какими идеями я не согласна? Отчего в конце 80-х в 90-е годы обрушились нападки на педагогику сотрудничества и со стороны ученых, и со стороны педагогов-практиков.

 

РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ), ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Первые учебные заведения на территории Западной Сибири (Тюменский край) возникли в начале XVIII в. Возникновение сибирской школы связано с эпохой петровских реформ в первой четверти XVIII в.

* 1703 г. – открытие Тобольской архиерейской славяно-русской школы.

Содержание обучения:

Славянская грамота, чтение букваря, часослова, псалтыри, библии, искусство церковной службы.

Учителя: питомцы Киевской духовной академии.

Численность учащихся: от 15 до 90 человек в разные годы. За четверть века школа выпустила 29 человек, определенных на дьяконскую или причетническую службы.

* 1701 – 1702г.г. – в Тобольске действовала светская общеобразовательная школа.

Ученики: дети боярских, дворянских и прочих служивых чинов.

Учителя – распопа (т.е. лишенные за некие прегрешения духовного звания).

- Григорий Дровнин и его брат, Василий Дровнин – первые школьные учителя Тобольска и Сибири.

Содержание обучения: словенская письменность и грамматика, арифметика, геометрия, архитектура, фортификация и артиллерийское дело.

Математику и военное дело преподавал пленный шведский офицер Антон Деловал.

* Тобольская светская школа не только первая в Сибири, но и одна из первых в России – по составу учащихся, содержанию обучения и юридическим нормам содержания учеников – превосходила родственные цифирные и гарнизонные училища страны.

В 1704г. митрополит Лещинский добился ее закрытия.

* 1713г. – открыта в Тобольске первая частная школа, основанная пленным шведом Куртом Фридрихом фон Врех. За счет благотворительных средств содержала пансион, больницу, аптеку, квартиры для учителей и воспитателей, т.е. школа представляла собой своеобразный учебно-воспитательный и лечебно-оздоровительный комплекс.

Обучалось более 130 учеников – дети шведов и местных чиновников.

* По указу Петра I (1715 – 1716г.г.) в Тобольске открыта первая цифирная школа.

1732г. она преобразована из цифирной в гарнизонную школу. Обучались дети служилых людей из Тюмени, Сургута, Березова и др.

Содержание обучения: основы элементарной грамоты, военное дело, различные ремесла.

* Вслед за Тобольской – гарнизонные школы открыты в Омске, Томске, Иркутске, Якутске и других городах Сибири.

* 1743г. – на базе архиерейской школы основана Тобольская духовная семинария – первое среднее учебное заведение в Сибири.

Цель: приобщать к религиозному образованию отроков сибирского духовенства, растить смену пастырей Сибирской епархии.

Преподаватели: выпускники Московской и Киевской духовных академий.

Учебные классы имели наименования: фара, инфилия, грамматика и синтаксис, политика, риторика, философия и богословие, иконописание; с 1779 практиковали обучение татарскому языку. Сроки обучения: от 10 до 20 лет.

Ежегодный прием: 100-120 человек.

Выпуск: 8-10 человек.

Условия обучения: жесткий режим содержания учеников; строгая изоляция от внешнего мира; аскетический образ жизни; беспрекословное послушание наставникам; публичная порка и унизительные экзекуции за проступки.

* С 1779г. на средства Сибирской епархии организуют славяно-русские школы в Таре, Сургуте, Березове, в Тюменском, Туринском и других монастырях; в Омской крепости; в Коркинской и Тавдинской слободах.

 

Начало Светского профессионального образования в Тобольской губернии во второй половине XVIII века

* 1750 г. – геодезическая школа в г.Тобольске, выпускала специалистов – землемеров; по ее образцу открылась геодезическая школа в г. Томске.

* 1761 – 1763 г.г. – школы переводчиков в г. Тобольске (переводчики татарского, узбекского языков).

* Согласно «Уставу народной школы» 1786г. в Сибири открыто 3 главных училища (Тобольск, Иркутск, Барнаул) и 5 малых училищ (Тюмень, Туринск, Тара, Томск, Нарым).

· Училища содержались на средства Приказа Общественного призрения и городских обществ.

· Обучались дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян (дети чиновников, офицеров, дворян, священнослужителей, купцов, мещан, солдат и казаков и других).

Содержание обучения:

1 класс – азбука, счет, чтение букваря, чистописание, рисование, священная история, катехизис.

2 класс – арифметика, грамматика, чистописание, чтение, священной истории, изучение Евангелия и катехизиса; чтение книги и должностях человека и гражданина.

3 – 4 класс – латинский язык, российская грамматика, арифметика, геометрия, физика, механика, гражданская архитектура, география, естественная и политическая история.

· С 1793 г. в Тобольске ввели изучение татарского языка.

1799 г.класс татарского языка, выделен в самостоятельную школу.

* Торгово-ремесленное и крестьянское население края обучало детей элементарной грамоте, приглашая на дом доморощенных учителей – отставных чиновников и военных, ссыльных, разночинцев.

* Конец XVIII в. – в Сибири Существовало свыше 60 общеобразовательных, духовных, профессиональных училищ и школ.

Начало XIXв. – реформы - создание Министерства народного просвещения; «Устав учебных заведений» (1804г.) – школьной реформой Сибири (1803-1828г.г.) руководили Казанский учебный округ, Казанский университет.

1810 г. открыта первая в Сибири гимназия Тобольска и только 28 лет спустя – гимназия в Томске. Содержание образования приближалось к университетскому: полный цикл естественнонаучных, исторических, филологических, философских дисциплин, древних и новых европейских языков, изящных наук; политэкономия, технология производства и коммерческое дело.

* 1819 г. из программы гимназии исключили философию, риторику, всеобщую грамматику, и ввели – Закон Божий.

Преподаватели высококвалифицированные, опытные, мастера своего дела – учителя. Примером служил Иван Павлович Менделеев (1783 – 1847г.г.).

С 1827 г. директор Тобольской гимназии и одновременно директор народных училищ Тобольской губернии.

Под его руководством в 1828 г. гимназию преобразовали из четырехклассной в семиклассную. Набор в гимназию составлял от 25 до 51 чел. – ежегодно, а выпуск от одного до девяти человек.

Состав учащихся: дети чиновников, дети купцов, мещан и крестьян.

 

1836г. – в должность учителя Тобольской гимназии вступил Петр Павлович Ершов (1815 – 1869г.г.).

Педагогическое кредо: «Разрушить умственные цепи и человека сотворить».

 

Библиографические сведения Общие педагогические идеи, взгляды
П.П.Ершов родился 22 февраля (6 марта) 1815г. в деревне Безруковой (Ершово) Ишимского уезда Тобольской губернии. С 1824г. начал обучаться в Тобольской гимназии и стал примерным воспитанником И.П.Менделеева в последствии – наставником детей Менделеева И.П. В 1830г. – поступил на историко-юридический факультет Петербургского университета написал сказку «Конек-горбунок», которая принесла ему всеобщую популярность. С 1836г. он вступил в должность учителя Тобольской гимназии: преподавал латынь, литературу и словесность; делился живыми воспоминаниями о встречах с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским и др. С 1857г. – инспектор гимназии, коллежский советник, назначен директором училищ Тобольской губернии (38 училищ находилось под его началом). По его инициативе открыты женские учебные заведения в Тюмени, Кургане, в Ишиме (1859г.) С 1862г. – ушел в отставку. — Разработал оригинальный курс словесности по русской литературе XIXв., способствующий развитию художественного мышления и творчества учащихся. — Образование рассматривал как двуединый процесс обучения и воспитания; в котором реализуется принцип воспитывающего обучения; — Цель школы: «подготовить юношу к общественному служению… дать ему всевозможные средства к счастью земной жизни». — В содержание среднего образования ввел курс естественной истории, истории народов России и отечественной литературы с целью воспитания других идеалов, добра и красоты. —Большое значение в обучении гимназистов придавал совершенствованию навыков и умений читать и писать сочинение, развитию самостоятельности, живости и быстроте ума; развитию творческой учебной деятельности. —Педагогические воззрения изложил в трудах «Курс русской словесности», «Мысли о гимназическом курсе».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.