КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В 1985 – 1995 гг
Народное образование и общественно-педагогическое движение Данный период можно охарактеризовать плюрализмом учений, гуманизацией и гуманитаризацией образования, «педагогикой сотрудничества». 1984 г. – приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Они включали: - обучение детей с 6-ти летнего возраста; - введение 11-ти летнего образования: создает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса; учет международной практики, поскольку 12-летнее образование во всех странах Западной Европы; - завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (в частности, информатика и др); - всеобщее профессиональное образование; - улучшение материального положения учителя и его подготовки. 1992 г. – «Закон Российской Федерации об образовании». Закон позволил отойти от единого типа учебных заведений: - средние общеобразовательные школы; - школы с углубленным изучением отдельных предметов; - гимназии; - колледжи; - лицеи; - частные учебные заведения; - закрепил переход от всеобщего среднего обучения к «основному» (девятилетнему). «Основные направления реформы школы» и «Закон» способствовали переходу к субъект-субъектным отношениям между учителем и учеником, и разработке и внедрению технологий, возвышающих личность школьника, способствующих раскрытию его способностей. Инновационным моментом реформы выступало введение компьютерной грамотности. Однако все осуществлявшиеся реформы конца 80-х годов XXвека носили ярко выраженный характер «догоняющеей» модернизации в сфере образования по западным образцам. Среди наступившего в 80-е годы кризиса образования работали и создавали уникальный опыт отдельные ученые и практики, которые находили пути выхода из острейших проблем образования: педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвилили, И.П. Волков, О.С. Газман, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и другие. Об опыте педагогов – новаторов к началу XXI века вышло более 25 книг тиражом 2,5 млн. В истории педагогики этот опыт вошел под названием ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА. Шалва Александрович Амоношвили (род. 8 марта 1931, Тбилиси) – видный ученый, доктор психологических наук, профессор, академик АПН РФ; опыт работы с учениками подготовительных классов (6-летними детьми) и учителями – 20 лет в школах Грузии изложил в книгах «Здравствуйте, дети», «В школу с шести лет» и ряде статей.
Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992) – видный ученый, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РФ; многолетний опыт работы со студентами педагогического института им. А.И. Герцена отражен в работах «Воспитывать коллективистов», «Методика коммунарского воспитания», «Энциклопедия коллективных творческих дел» и многочисленных статьях самого автора и его учеников.
Коммунарская методика И.П. Иванова не признает разделения детей на зрителей и исполнителей, на актив и пассив. Участвуют в КТД все до единого, каждое ДЕЛО – дискуссия, соревнование, творчество воспитателей и воспитанников. Принцип методики «Все творчески, иначе – зачем?» Софья Николаевна Лысенкова (1924 – 2012) – учительница начальных классов, заслуженный учитель школы РСФСР. Ее система обучения малышей была признана новаторской в середине 80-х годов XX века. Опыт работы С.Н. Лысенкова изложила в книгах «Когда легко учиться»; «Методом опережающего обучения»; в выступлениях по радио, телевидению, на семинарах и открытых уроках для всех желающих учителей нашей страны.
Вместо заключения в книге «Методом опережающего обучения» С.Н. Лысенкова отвечает на вопросы, которые ей часто задают учителя при встречах и в письмах: Следует ли учить ребенка-дошкольника читать? Как быть, если в вашем классе дети, которые не любят и не хотят читать? Надо ли, чтобы дети сидели смирно на уроке? Есть ли трудные ученики и как быть с ними? Ответы автора основываются на более чем тридцатилетнем опыте работы в начальной школе г. Москвы. Виктор Федорович Шаталов (род. 1927г.) – педагог-новатор из г. Донецка, создатель организационно-методической системы обучения, которая позволяет любому учителю, реализовав целый комплекс методических приемов, обеспечить приобретение учащимся глубоких знаний, с одной стороны, и постоянный контроль за ходом усвоения нового материала, с другой стороны. В основе методической системы В.Ф. Шаталова лежат дидактические принципы: · обучение на высоком уровне трудности; · обучение быстрым темпом; · обеспечение ведущей роли теории в образовании; · многократное повторение при изучении нового материала; · принцип открытых перспектив; · создание благоприятного психологического климата процесса учения в целом и урока в частности; · межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от недоброжелательства, неискренности и страха. Главное в методике В.Ф. Шаталова – конспект – это результат огромной работы учителя. Для работающего с конспектом не остается возможности зубрежки, ему постоянно приходится думать, сворачивать знания и разворачивать…Дисциплинирует ученика само учение, логика учебного процесса.
Анализ педагогического опыта В.Ф. Шаталова и его работ (около 10) позволяет прийти к выводу о том, что в его методике выделяется ряд особенностей, использование которых приводит к более эффективной подготовке студентов в вузе; в особенности, организации самостоятельной работы студентов. Лидеры педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, Т.И. Гончарова, Н.Н. Дубинин и другие - находили пути выхода из острейших проблем образования. В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм; уважение к личности ребенка, сочетающее доверие с разумной требовательностью; вовлечение детей в совместную со взрослым активную, творческую преобразующую окружающий мир деятельность. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Для более глубокого анализа этого периода проследите взаимосвязь между директивным руководством, исходящим от партийных и высших государственных органов и педагогической наукой в период 60 - 80х годов. В чем состоит неоднозначность этого периода? Как сказалась на образовании политика «оттепели»? Как сказались на образовании годы «застоя»? 2. Какие идеи гуманистического воспитания предлагают педагоги-новаторы? В чем Вы усматриваете их новаторство? 3. Изучите литературу о деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений России 90-х годов XX века: - Инновационное обучение стратегия и практика – М.,1994 - Ш.А. Амонашвили: Здравствуйте дети! – М., 1988 - Как живете дети? – М., 1991 - В.С. Библер. Целостная концепция школы диалога культур // Психологическая наука и образование - №4, 1996. - И.Ф. Гончаров. Русская национальная школа – СПб., 1992 - А.В. Хуторской. Школа свободного развития // Частная школа - №2, 1994 - Школа самоопределения / Ред. и сост. А.Н. Тубельский – М., 1997. - М.П. Щетинин. Объять необъятное: Записки педагога – М., 1986 - Е.А. Ямбург. Школа для всех – М., 1996 - Сделайте свой выбор для более глубокого изучения одной из школ. Выскажите свое мнение: актуальны ли сегодня идеи организации такой школы? Почему? Какое место в инновационном процессе занимала Ваша школа, где Вы учились, Ваш класс? 4. Какие социальные проблемы поднимали педагоги-новаторы и стремились решать авторские школы? 5. Что может взять из опыта педагогов-новаторов современный педагог? 6.Результаты работы по данной теме оформите в следующей логике: · Мое понимание сути педагогики сотрудничества в практике педагога-новатора (Ваш выбор) · Что для меня было (остается) проблемой в данной теме. · Что является результатом моей работы по данной теме. · Мои гипотезы по отношению к дальнейшей своей деятельности по этой теме. · Что из опыта педагогов-новаторов я могу использовать в своей работе? · Что является трудным для реализации в моей педагогической деятельности? · С какими идеями я не согласна? Отчего в конце 80-х в 90-е годы обрушились нападки на педагогику сотрудничества и со стороны ученых, и со стороны педагогов-практиков.
РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ), ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Первые учебные заведения на территории Западной Сибири (Тюменский край) возникли в начале XVIII в. Возникновение сибирской школы связано с эпохой петровских реформ в первой четверти XVIII в. * 1703 г. – открытие Тобольской архиерейской славяно-русской школы. Содержание обучения: Славянская грамота, чтение букваря, часослова, псалтыри, библии, искусство церковной службы. Учителя: питомцы Киевской духовной академии. Численность учащихся: от 15 до 90 человек в разные годы. За четверть века школа выпустила 29 человек, определенных на дьяконскую или причетническую службы. * 1701 – 1702г.г. – в Тобольске действовала светская общеобразовательная школа. Ученики: дети боярских, дворянских и прочих служивых чинов. Учителя – распопа (т.е. лишенные за некие прегрешения духовного звания). - Григорий Дровнин и его брат, Василий Дровнин – первые школьные учителя Тобольска и Сибири. Содержание обучения: словенская письменность и грамматика, арифметика, геометрия, архитектура, фортификация и артиллерийское дело. Математику и военное дело преподавал пленный шведский офицер Антон Деловал. * Тобольская светская школа не только первая в Сибири, но и одна из первых в России – по составу учащихся, содержанию обучения и юридическим нормам содержания учеников – превосходила родственные цифирные и гарнизонные училища страны. В 1704г. митрополит Лещинский добился ее закрытия. * 1713г. – открыта в Тобольске первая частная школа, основанная пленным шведом Куртом Фридрихом фон Врех. За счет благотворительных средств содержала пансион, больницу, аптеку, квартиры для учителей и воспитателей, т.е. школа представляла собой своеобразный учебно-воспитательный и лечебно-оздоровительный комплекс. Обучалось более 130 учеников – дети шведов и местных чиновников. * По указу Петра I (1715 – 1716г.г.) в Тобольске открыта первая цифирная школа. 1732г. она преобразована из цифирной в гарнизонную школу. Обучались дети служилых людей из Тюмени, Сургута, Березова и др. Содержание обучения: основы элементарной грамоты, военное дело, различные ремесла. * Вслед за Тобольской – гарнизонные школы открыты в Омске, Томске, Иркутске, Якутске и других городах Сибири. * 1743г. – на базе архиерейской школы основана Тобольская духовная семинария – первое среднее учебное заведение в Сибири. Цель: приобщать к религиозному образованию отроков сибирского духовенства, растить смену пастырей Сибирской епархии. Преподаватели: выпускники Московской и Киевской духовных академий. Учебные классы имели наименования: фара, инфилия, грамматика и синтаксис, политика, риторика, философия и богословие, иконописание; с 1779 практиковали обучение татарскому языку. Сроки обучения: от 10 до 20 лет. Ежегодный прием: 100-120 человек. Выпуск: 8-10 человек. Условия обучения: жесткий режим содержания учеников; строгая изоляция от внешнего мира; аскетический образ жизни; беспрекословное послушание наставникам; публичная порка и унизительные экзекуции за проступки. * С 1779г. на средства Сибирской епархии организуют славяно-русские школы в Таре, Сургуте, Березове, в Тюменском, Туринском и других монастырях; в Омской крепости; в Коркинской и Тавдинской слободах.
Начало Светского профессионального образования в Тобольской губернии во второй половине XVIII века * 1750 г. – геодезическая школа в г.Тобольске, выпускала специалистов – землемеров; по ее образцу открылась геодезическая школа в г. Томске. * 1761 – 1763 г.г. – школы переводчиков в г. Тобольске (переводчики татарского, узбекского языков). * Согласно «Уставу народной школы» 1786г. в Сибири открыто 3 главных училища (Тобольск, Иркутск, Барнаул) и 5 малых училищ (Тюмень, Туринск, Тара, Томск, Нарым). · Училища содержались на средства Приказа Общественного призрения и городских обществ. · Обучались дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян (дети чиновников, офицеров, дворян, священнослужителей, купцов, мещан, солдат и казаков и других). Содержание обучения: 1 класс – азбука, счет, чтение букваря, чистописание, рисование, священная история, катехизис. 2 класс – арифметика, грамматика, чистописание, чтение, священной истории, изучение Евангелия и катехизиса; чтение книги и должностях человека и гражданина. 3 – 4 класс – латинский язык, российская грамматика, арифметика, геометрия, физика, механика, гражданская архитектура, география, естественная и политическая история. · С 1793 г. в Тобольске ввели изучение татарского языка. 1799 г.класс татарского языка, выделен в самостоятельную школу. * Торгово-ремесленное и крестьянское население края обучало детей элементарной грамоте, приглашая на дом доморощенных учителей – отставных чиновников и военных, ссыльных, разночинцев. * Конец XVIII в. – в Сибири Существовало свыше 60 общеобразовательных, духовных, профессиональных училищ и школ. Начало XIXв. – реформы - создание Министерства народного просвещения; «Устав учебных заведений» (1804г.) – школьной реформой Сибири (1803-1828г.г.) руководили Казанский учебный округ, Казанский университет.
* 1819 г. из программы гимназии исключили философию, риторику, всеобщую грамматику, и ввели – Закон Божий. Преподаватели высококвалифицированные, опытные, мастера своего дела – учителя. Примером служил Иван Павлович Менделеев (1783 – 1847г.г.). С 1827 г. директор Тобольской гимназии и одновременно директор народных училищ Тобольской губернии. Под его руководством в 1828 г. гимназию преобразовали из четырехклассной в семиклассную. Набор в гимназию составлял от 25 до 51 чел. – ежегодно, а выпуск от одного до девяти человек. Состав учащихся: дети чиновников, дети купцов, мещан и крестьян.
1836г. – в должность учителя Тобольской гимназии вступил Петр Павлович Ершов (1815 – 1869г.г.). Педагогическое кредо: «Разрушить умственные цепи и человека сотворить».
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |