![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е гг
Дней”, которые растрясли СССР 1. Писатель Ю. Бондарев образно сравнил перестройку, начатую М.С. Горбачевым в 1986 г., с экипажем самолета, который покинул прежний аэродром, не имея представления, где и когда он должен совершить посадку. Суть перестройки, так же, как и время, в течение которого она должна быть произведена, толком не знал даже ее инициатор, так как всякий раз Горбачев давал ей разные характеристики. Все свои мероприятия, связанные с изменениями в управлении обществом, он называл перестройкой. Что же касается управления экономикой, то здесь он начал свою “перестройку” с шумной политической кампании, получившей краткое название “ускорение” и по существу направленной на повышение темпов социально-экономического развития СССР. В советской экономике это была третья подобная кампания, хотя назывались они по-разному. Первая, начатая Хрущевым после смерти Сталина, имела название “период развернутого строительства коммунистического общества”. Второе “ускорение” предприняли Брежнев и Косыгин. В постановлении, принятом в 1965 г. в связи с началом экономической реформы, записано, что вся система планирования, руководства производством и материального поощрения должна быть направлена на обеспечение высоких темпов развития общественного производства и его эффективности. Брежневский период “ускорения” был назван “этапом развитого социализма”. Суть реформы 1965 г., так же, как и хрущевской семилетки, сводилась к повышению темпов роста экономики. Хрущеву, как и Брежневу с Косыгиным в первые годы их правления, удалось в разной мере повысить темпы роста экономики и добиться определенного улучшения материального и культурного уровня народа. Однако постепенно все возвращалось “на круги своя”, и жизненный уровень оказывался ниже прежнего. Третья попытка “ускорения”, предпринятая Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась самой кратковременной. Горбачеву не удалось даже остановить неуклонное ухудшение социально-экономического положения, а экономический кризис в эпоху его перестройки еще больше обострился. Все это, как известно, завершилось развалом народного хозяйства СССР и ликвидацией советской политической системы. Как ни парадоксально, роковую роль в этом событии сыграла погоня за высокими темпами роста советской экономики. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции за 40 лет (1918—1957 гг.) составили 10%, в том числе за 11 предвоенных лет (1930—1940 гг.) — 16,5% и за 11 послевоенных лет (1947—1957 гг.) — 15,9%*. Такие высокие темпы и в течение столь продолжительного времени, которых не отмечалось в мировой экономике, свидетельствовали о большом росте экономического потенциала, позволившего Советскому Союзу выйти на передовые позиции технического прогресса. Западные ученые объясняли высокие темпы советской экономики низким стартовым уровнем 1913 г. и еще более низким в 1918—1920 гг. и предсказывали, что по мере увеличения масштабов общего объема производства даже при его росте темпы будут неуклонно снижаться. Это получило практическое подтверждение (см. табл. 1). Как видим, темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились в 2 раза по сравнению с 60-ми гг., а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками — в 3 раза. С 60-х гг. и до середины 80-х гг. они снизились еще в 2 раза. Тщетные попытки сохранить высокие темпы, а тем более повысить их в условиях господства затратных методов хозяйствования, нанесли колоссальный материальный урон, дискредитировали плановую систему управления и, в конечном счете, явились одним из решающих объективных факторов развала народного хозяйства СССР.
Таблица 1 Среднегодовые темпы прироста основных показателей социально-экономического развития СССР по пятилеткам.
Достижения научно-технической революции создали благоприятные условия для перехода со второй половины XX в. на интенсивный путь развития, суть которого — увеличение производства товаров и услуг при тех же, а зачастую и при меньших затратах. Зарубежные страны с рыночной экономикой уверенно и с нарастающей активностью проводили курс на интенсификацию производства и добивались благодаря этому замечательных успехов. По-иному складывалась судьба интенсификации в плановой экономике. Отрицание интенсификации как “буржуазного метода выжимания пота” сыграло негативную роль, но эта временная субъективная причина была уже в 60-е гг. в основном преодолена. Признание кибернетики, а затем и науки управления теоретически создавало условия для интенсификации советской экономики. Но на ее пути возникла еще более мощная, сугубо практическая преграда. Речь идет об измерении темпов роста экономики по объему производства в рублях и затратных методов оценки и стимулирования хозяйственной деятельности. В 1965 г. сумма валового общественного продукта составила 420 млрд. руб., т.е. в 5,7 раза больше, чем в 1945 г. Значит, для прироста каждого процента темпа требуется соответственно увеличенная сумма объема производства в рублях. Интенсификация ведет к снижению затрат. Следовательно, измерение экономического роста по общему объему в рублях от достигнутого уровня приведет к падению темпов роста и уменьшению фонда зарплаты, потере других видов материального и морального стимулирования. Приведем пример. Компрессорный завод вместо чугунных поршневых колец стал выпускать пластмассовые, которые в 8 раз прочнее и долговечнее. Стоимость чугунного кольца 2 руб. 40 коп., а пластмассового — лишь 20 коп. Завод выпускал 30 млн. колец — значит, он потерял для плана 66 млн. руб., что уменьшило фонд зарплаты почти на 12 млн. руб., а это равно 4-месячной зарплате всего коллектива. О премиях в подобных случаях даже речи не идет. На “хождение по мукам” руководителей завода для “выбивания” потерянной зарплаты потребовалось больше времени, чем на освоение новинки. Поэтому опытные руководители не были заинтересованы в освоении дешевых изделий. Для изменения такого положения надо было изменить систему показателей экономического роста и оценки хозяйственной деятельности. Подробно об этом я писал накануне реформы 1965 г. в статье “С позиций предприятия”. Но прежние показатели в ходе реформы были сохранены, поэтому руководителям предприятий и отраслей ради повышения, а порой и просто ради сохранения темпов и суммы фонда зарплаты, приходилось изобретать новые методы увеличения объема производства в рублях без соответствующего роста выпуска реальной продукции. Многочисленные методы повышения “липового” объема в рублях можно свести к трем основным направлениям: расширение повторного счета стоимости сырья (материалов), полуфабрикатов, а зачастую и готовой продукции; повышение материалоемкости изделий и удорожание продукции; “вымывание” дешевого ассортимента за счет расширения дорогого и повышение цен за счет косметических изменений изделия, присвоения ему нового артикула (названия). В сопроводительной записке к расчету я писал, что ликвидация искусственного завышения объема в рублях от достигнутой базы при нынешних показателях приведет к “снижению” темпов роста производства и производительности труда. Активное осуществление интенсификации, позволяющей увеличить выпуск товаров при снижении затрат, вообще может привести к “падению” объема производства. И чем эффективнее предприятие или отрасль будут работать, тем большим это “падение” окажется. Для выхода из этого положения представляется целесообразным: во-первых, для определения темпов экономического роста применять показатели, исключающие повторный счет прошлого труда, и, во-вторых, ликвидировать зависимость фонда зарплаты от объемных валовых показателей, установив его прямую зависимость от количества выпускаемой продукции в натуральном выражении и от ее трудоемкости. К сожалению, кто-то из окружения Горбачева внушил ему идею “ускорения”, и в апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС он объявил ее центральным звеном экономической политики. По времени эта кампания совпала с аварией на Чернобыльской АЭС. Тогда и появилось четверостишие: Ускорение— мощный фактор, Но не выдержал реактор— И теперь наш мирный атом Вся Европа кроет матом. В этой народной частушке глубокий смысл. Идея ускорения была центральным звеном Основных направлений развития экономики в XII пятилетке и на период до 2000 года, которые были утверждены на XXVII съезде партии в марте 1986 г. К этому времени пороки господства вала стали настолько явными, что о них на этом съезде заговорил весьма далекий от экономики президент Академии наук СССР А. Александров, который, в частности, сказал: “Когда мы работаем над чем-то новым, то стараемся либо создать какую-то энергосберегающую технологию либо материалосберегающую технологию, либо заменить какие-то дорогие, дефицитные материалы на более доступные. Во всех случаях это делает продукцию более дешевой. И вот директор завода вдруг становится перед вопросом: если он даже работает,как работал раньше,то у него финансовая сторона начинает страдать... Вы себе представить не можете, до какой степени это препятствие вредит новым разработкам. На одном из предприятий Москвы изготовляли контакты для электрических систем. Контакты были серебряные, и за экономию серебра предприятие получало премию. Все было хорошо. Потом придумали другой сплав, совсем без серебра обошлись. И вот тут-то “полетело” их благополучное положение в районе, сорвались все планы, потому что продукция стала дешевле. А она была не хуже...”. После съезда в статье “Измерение ускорения” я писал, что валовой общественный продукт страны составляет 1 трлн. и почти 400 млрд. руб. в год. Даже простое поддержание этого уровня, не говоря уже о повышении темпов прироста, возможно лишь с использованием тех же средств, с помощью которых он накручивался в период экстенсивного развития, включая “резиновый метр” и затратный принцип ценообразования. Каждый процент прироста ныне требует 14 млрд. руб., а 5-процентный рост — 70 млрд. руб. Из года в год эта сумма будет возрастать. Откуда ее брать? Ведь интенсификация снижает общественно необходимые затраты, на базе которых должны устанавливаться цены. Надо отказаться от применения вала в качестве экономического “метра”. Измерение объема производства и уровня производительности труда, а также динамики их роста в условиях интенсификации следует определять на базе конечного общественного продукта или чистой продукции. Ведь реальный вклад хозяйственных звеньев в образование конечного продукта можно определить лишь на базе вновь созданной стоимости, т.е. чистой продукции. Но тут происходит неувязка: на словах все мы единодушно признаем, что национальный доход — главный показатель экономического развития, а на деле в хозяйственной практике он не применяется. В настоящее время этот важнейший показатель исчисляется на макроуровне, а каков его объем на предприятиях (объединениях) и в отраслях? На этот вопрос практика не дает ответа. Через 3 дня на Политбюро ЦК КПСС статья была признана “недопустимой в политическом плане и ошибочной по существу”. Но в 1987 г. несостоятельность ускорения стала очевидной, слово “ускорение” исчезло из политического и экономического лексикона, и появилась новая идея — радикальная экономическая реформа. Ее осуществление началось с 1988 г. Реализации реформы было посвящено 12 постановлений на высшем партийном и государственном уровнях, изданных в сборнике “О коренной перестройке управления экономикой”. Однако ничего “коренного” и “радикального” в этой реформе не было, поскольку она полностью сохраняла затратные методы хозяйствования. Об этом я написал в статье “Экономика” в человеческом измерении”. В этой статье был опубликован оригинальный расчет, в котором показано, что в 1985 г. по сравнению с 1965 г. на каждый рубль валового общественного продукта уменьшилось производство зерна, мяса, молока, овощей (картофеля — в 4 раза в натуральном выражении), тканей, обуви; ввод жилья снизился в 2 раза. По сравнению с 1950 г. производство названных видов продукции и ввод жилья упали в 4—5 раз. Эти данные очень ярко демонстрируют, к чему приводят дутые темпы в рублях. Комиссия Политбюро ЦК КПСС, рассмотревшая положения этой статьи, признала критику справедливой, но для реализации конструктивных предложений, по ее мнению, “требовалась серьезная подготовительная работа”. Накручивание “липовых” темпов продолжалось. Сумма “воздушного вала” нарастала подобно снежному кому, и за нее выплачивались десятки миллиардов рублей зарплаты, которую тогда справедливо называли “зряплатой”. Таким образом, в сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить 3 этапа: ускорение социально-экономического развития (1986— 1987 гг.); радикальная экономическая реформа (1988—1989гг.); переход к рыночным отношениям (с 1990 г.). В течение первых двух этапов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса. Накручивание “липового” объема производства в рублях, искусственное завышение цен, перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв зданий по дешевым вело к: усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства. Систематическое невыполнение годовых и пятилетних планов выпуска продукции в натуральном выражении привело к “плановой” анархии производства. Отсутствие стихийных регуляторов вызывало колоссальные материальные потери. Нетрудно представить урон от систематических простоев десятков тысяч комбайнов и тракторов во время уборки или посевной кампании из-за недостатка копеечных вентиляторных ремней или подшипников; разбалансированию потребительского рынка. Поскольку ежегодно в народное хозяйство накачивались десятки миллиардов рублей фонда зарплаты за липовый объем производства в рублях, создавался дефицит на все и вся; увеличению эмиссии денег, которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб. против 4 млрд. руб. в 1985 г., т.е. возросла в 4,5 раза; росту дефицита государственного бюджета, который к 1990 г. достиг уже 10% валового национального продукта; росту внешней задолженности, которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз. Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и объективно содействовало ее развалу. Третий этап горбачевской перестройки в сфере управления экономикой связан с переходом к рыночным отношениям.
2. Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, известный американский журналист Д. Рид, находившийся тогда в России, написал книгу “Десять дней, которые потрясли мир”, по праву получившую мировое признание. Для того чтобы развалить экономический фундамент единого народнохозяйственного комплекса, который был итогом социалистической революции, потребовалось 500 дней. Когда улягутся идеологические споры и остынут политические страсти, на эту тему будет написано немало книг. В настоящее время о революции 1917 г. публикуется не только много спорного, но и заведомо ложного. Читая все это, невольно вспоминается мудрое изречение известного Козьмы Пруткова: “Зри в корень!”. Следуя этому совету, нетрудно обнаружить, что корни великих политических потрясений в мире надо искать в экономике. В Англии в свое время, по выражению Т. Мора, “овцы поедали людей”. Это привело к массовому бродяжничеству, которое каралось смертной казнью. Беспросветная нищета большинства населения страны, в конечном счете, стала причиной буржуазной революции середины XVII в. и казни короля Карла I. Во Франции строительство утопающего в роскоши г. Версаль, а также скопление в руках короля и его окружения несметных богатств происходили за счет беспредельного ограбления народа, тяготы которого оставались просто невыносимыми. В результате произошла Великая Французская революция, а король Людовик XVI и королева Мария Антуанетта были отправлены на гильотину. Относительно истоков Великой Октябрьской социалистической революции приведу лишь мнение известного ученого, потомка русских князей Н.А. Бердяева. Почему именно Бердяева? Потому что он не скрывал своего отрицательного и даже враждебного отношения к советской власти, однако, будучи независимым эмигрантом во Франции, в 1937 г. он писал: “Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Мировая война доконала процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России. Монархия сама пала, ее никто не защищал, она не имела сторонников... В этот момент большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям”. О причинах блицкрига по развалу супердержавы СССР в печати было высказано немало предположений. В них есть доля истины, но они носят субъективный и в основном идеологический характер. Что же касается объективных факторов развала такого политического монолита, каким был Советский Союз, то они также связаны с экономикой и ждут своего научного исследования. В этой связи я полностью разделяю мнение В. Клауса, который пишет: “Наша экономика была не чисто директивной, а скорее своеобразной рыночной с очень несовершенным рынком... Указанная проблема должна стать предметом исследований и войти в учебные программы. Нельзя допустить, чтобы знания в этой области канули в Лету с поколением, жившим в условиях централизованной административной экономики. В противном случае прошлое может повториться”. К сожалению, кое-что худшее из прошлого уже повторяется в экономической политике России и ряда других постсоциалистических государств, а позитивное предается забвению. Это во многом объясняется наследственной привычкой сохранять господство идеологии над экономикой. Переходу к рыночному регулированию экономики предшествовали серьезные изменения в период горбачевской перестройки в политической системе управления обществом. Главным из них являются: отмена ст. 6 Конституции СССР, в которой говорилось, что Коммунистическая партия является руководящей и направляющей силой общества; переход от господства КПСС к многопартийности; введение альтернативных выборов с участием всех политических партий и движений; ликвидация цензуры в средствах массовой информации и введение гласности. В 1989 г. были проведены первые альтернативные выборы. На первом же съезде народных депутатов СССР была создана оппозиция, открыто выступившая против политики президента М.С. Горбачева и правительства Н.И. Рыжкова. Критикуя экономическую политику, некоторые депутаты оппозиции предложили переход от плановой системы к рыночным отношениям. Первый съезд поручил правительству подготовить к следующему съезду программу дальнейшего экономического развития с учетом критических замечаний на съезде. Представленная правительством программа П съезду народных депутатов в декабре 1989 г. предусматривала сочетание планового управления с постепенным расширением рыночного регулирования экономических процессов. Основные положения этой программы: 1. Многообразие форм общественной собственности, их равноправие и состязательность. Развитие таких форм хозяйствования, как аренда и кооперация, трудовые крестьянские хозяйства, акционерные общества и др. 2. Государственное регулирование экономики, важнейшие элементы которого: формирование и реализация целевых комплексных программ; регулирование средств, выделяемых на потребление; применение налогов, налоговых льгот и финансовых санкций; размещение государственных заказов на конкурсных и договорных началах. 3. Превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства. 4. Развитая система социальных гарантий, призванная обеспечить равные возможности всем гражданам для гармоничного развития и полноценного использования их способностей, достойную жизнь нетрудоспособным членам общества, улучшение природной среды, охрану здоровья, развитие образования, науки и культуры. Реализация программы укладывалась в рамки пятилетки и делилась на 2 этапа: в 1900—1992 гг. следовало преодолеть основные кризисные явления, сбалансировать потребительский рынок и оздоровить финансовую систему; в 1993—1995 гг. предусматривались образование новой экономической среды и развитие рыночных отношений. В целом программа была одобрена съездом. Но в первые же месяцы ее реализации выяснилось, что задание произвести в 1990 г. товаров и услуг на 66 млрд. руб. абсолютно нереально. И тогда Горбачев и Рыжков резко изменяют свое отношение к собственной программе. 24 мая на сессии Верховного Совета СССР Рыжков выступил с докладом “Об экономическом положении страны и о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”. После его публикации в стране начался переполох: с одной стороны, восторги и хвала рынку, переходящие в эйфорию, а с другой — непонимание, растерянность и страх, оснований для которых было более чем достаточно. Через месяц предлагалось в 3 раза повысить цены на хлеб и хлебопродукты, а с января 1991 г. от 50% до 2 раз повысить большинство оптовых и розничных цен. Поэтому, естественно, люди связывали переход к рынку с ростом цен. В ходе дискуссии на сессии депутаты единодушно отклонили предложение повысить цены на хлебопродукты с 1 июля 1990 г.,нокурс на переход к рыку в принципе одобрили и предложили правительству доработать программу с учетом обсуждения в парламенте альтернативных предложений ученых, научных и общественных организаций. Для изучения этих предложений была создана специальная комиссияво главе с академикомА.Г. Аганбегяном. В августена заседании правительства был заслушан его доклад поэтой проблеме. Более сотни альтернативных вариантов перехода к рыночной системе докладчик разделил на 3 группы: 1. Варианты внерыночного развития, т.е. различные предложения “косметического ремонта” административно-командной системы управления. В целом такое направление развития экономики было отклонено. 2. Варианты “рыночного экстремизма”, т.е. немедленного перехода к свободному рынку. Цены в этом случае складываются стихийно под воздействием спроса и предложения, а производители должны быть полностью самостоятельными. Такое направление развития экономики исключало вмешательство государства и фактически устраняло его с экономической арены. 3. Варианты регулируемой рыночной экономики. Это направление комиссия сочла наиболее целесообразным и тем самым в принципе поддержала правительственную программу. Согласно договоренности над программой перехода к рынку параллельно работала комиссия под руководством С. Шаталина, которая подготовила программу “500 дней”, содержащую подробный перечень мероприятий (по месяцам, а иногда и по дням), необходимых для перехода от плановой системы управления к рыночному регулированию экономики. В начале сентября 1990 г. Верховный СоветРСФСР, в принципе, одобрил эту программу и рекомендовал ее правительству к реализации, однако союзное правительство возражало против этой программы, называя ее “методом шокотерапии”. В итоге был принят компромиссный вариант перехода к рынку, по-разному оцененный в союзных республиках, большинство из которых уже объявили о своей независимости и стремились к экономической самостоятельности. После августовского путча 1991 г. процесс обретения союзными республиками политической и экономической самостоятельности приобрел необратимый характер. Важную роль в этом сыграла программа “500 дней”, главной целью которой была срочная ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложения. Такое определение цели программы подтвердил и Шаталин, когда японские корреспонденты, критически оценив “500 дней”, утверждали, что для установления рыночных отношений России потребуется не 500 дней, а минимум 40 лет. В порядке оправдания Шаталин сказал: “Неужели вы думаете, что Шаталин... не понимает, что за 500 дней невозможно изменить общество? Эти 500 дней необходимы для того, чтобы кардинально заменить старую социально-экономическую систему и определить новый политический и экономический курс... А что касается 40 лет, то я согласен, что это приблизительно то время, которое необходимо для того, чтобы в стране вырос настоящий рынок”. Программа “500 дней” была одобрена Верховным Советом России, ряда других союзных республик, и позитивное отношение к ней Президента СССР Горбачева было общеизвестно. Поэтому она послужила теоретическим “обоснованием” практической ликвидации единого народнохозяйственного комплекса СССР по принципу: “Разрушим все до основания...”. Блицкриг развала плановой системы управления, намного опередивший формирование рыночных структур, является одним из решающих факторов глубокого и продолжительного кризиса экономики в России и других странах Содружества Независимых Государств, которое образовалось после развала СССР.
3. Импульсом ускорения рыночных преобразований в России, как и в других бывших советских республиках Советского Союза, послужил августовский путч 1991 г. Последовавшая после него цепная реакция объявлений республиками независимости и первенства республиканских законов над союзными была фактической ликвидацией единой системы управления народным хозяйством СССР. Формальным актом подтверждения этого явилось соглашение “О создании Содружества Независимых Государств” (СНГ), подписанное 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще главами трех республик — России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что “СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”. 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Руководители 11 бывших союзных республик СССР подписали алма-атинскую Декларацию, которая подтверждала что с образованием СНГ “Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение межгосударственных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР”. Все это послужило основанием для ликвидации союзных органов управления народным хозяйством — Госплана, Госснаба, Госкомитета по науке, министерств и других ведомств. Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и к народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования. Съезд одобрил предложенную программу и удовлетворил просьбу Ельцина о предоставлении ему чрезвычайных полномочий сроком на 1 год, в течение которого он обещал “стабилизировать экономическое положение”. Для реализации одобренной программы было образовано новое правительство, которое возглавил президент. 6 ноября 1991г. Ельцин подписал Указ “Об организации работы правительства РСФСР в условиях экономической реформы”. В нем записано, что в целях организации эффективного управления народным хозяйством в условиях радикальной экономической реформы исключительно на заседаниях правительства: рассматриваются вопросы подготовки проектов государственного бюджета РСФСР, вопросу текущего исполнения государственного бюджета РСФСР, а также вопросы формирования и использования государственных внебюджетных фондов; рассматриваются вопросы соответствия актов органов Союза ССР законодательству РСФСР, интересам РСФСР и республик в составе РСФСР; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития РСФСР и отдельных регионов РСФСР; определяются объем выпуска в обращение государственных ценных бумаг и пределы увеличения государственного внутреннего и внешнего долга; устанавливаются номенклатуры продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены; рассматриваются предложения по установлению и изменению таможенных платежей и ставок налогообложения на производство отдельных видов товаров и услуг, либо в отдельных сферах деятельности, либо для отдельных категорий граждан; утверждаются проекты годовых программ приватизации государственной собственности и предложения по основным направлениям использования средств, полученных от приватизации, в соответствии с действующим законодательством; принимаются решения о подготовке и представлении Президенту РСФСР предложений об образовании и ликвидации министерств и ведомств РСФСР; принимаются решения о подписании межправительственных соглашений по вопросам, относящимся к ведению Правительства РСФСР. Новое правительство активизировало процесс образования новых рыночных структур управления. В частности, был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Постановлением правительства всем субъектам Российской Федерации было рекомендовано образовать на местах соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом и утвердить положения о них. Этому органу была поручена работа по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев и областей, а также муниципальной собственности. В утвержденном правительством Положении на указанный Госкомитет были, в частности, возложены: разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества; организация и непосредственное выполнение мероприятий, связанных с переходом в ведение России предприятий, функции управления которыми осуществлялись органами управленияСССР; анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности; распоряжение и управление государственным имуществом предприятий, относящихся к федеральной собственности, а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности; функции держателя акций, принадлежащих государству, а также функции арендодателя при сдаче государственного имущества в аренду; продажа на конкурсных и аукционных началах госпредприятий. Одновременно правительство утвердило Положение о порядке перехода в юрисдикцию государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного значения, расположенных на территории России. В нем предусмотрено, что переход союзных предприятий и передача их собственности в собственность Российской Федерации безвозмездны, происходят под контролем Госкомитета РСФСР по управлению государственным имуществом и требуют внесения изменений в учредительные документы предприятия, подтверждающих его республиканский статус. Перерегистрация должна осуществляться в соответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министерства были преобразованы в различные корпорации и холдинги. Так, на базе объединений, предприятий и организаций Министерства лесной промышленности СССР была образована Российская государственная корпорация по производству лесобумажной продукции (“Российские промышленники”). Госкомитет по управлению государственной собственностью делегировал этой Корпорации права по управлению имуществом всех подведомственных ему предприятий и организаций. Функции управления Корпорации принципиально отличались от функций прежнего министерства. Корпорация получили самостоятельность, необходимую для перехода от директивных методов управления к рыночному регулированию хозяйственной деятельности. В ходе поиска новых форм управления на региональном уровне было принято постановление правительства “Об отработке в Коми ССР элементов экономического механизма функционирования народного хозяйства в условиях перехода на рыночные отношения”. Важнейшими направлениями поиска были: создание реальных условий для хозяйственной самостоятельности товаропроизводителей и развития предпринимательской деятельности; эффективное использование сырьевых и природных ресурсов; усиление зависимости бюджета республикиот результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории республики. Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию является либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название “шоковая терапия ”. В связи с ее введением заместитель главы правительства по вопросам осуществления экономической реформы Е.Т. Гайдар заявил: “За первые 3 месяца мы ожидаем 3-кратного повышения цен (тогда это казалось слишком много — Д.В.). К марту-апрелю должно наступить замедление темпов роста цен до 10—12%, но к концу года темпы роста цен замедлятся до нескольких процентов. Курс рубля стабилизируется. Общее падение производства за год не превысит 10—12%”. За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. Перерегистрировано более 24 тыс. колхозов и совхозов, или 95% их общего количества. Основной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано более 300 акционерных обществ открытого типа, 400 подсобных хозяйств предприятий и организаций, около 2 тыс. сельхозкооперативов и 3 тыс. прочих фирм хозяйствования. На долю сельхозпредприятий с государственной собственностью приходится не более 15% сельхозугодий и стоимости произведенной продукции. Растет число фермерских хозяйств, которые составили уже более 5% сельхозугодий страны. Следует отметить, что одной из коренных специфических особенностей российской экономики, как и ряда других новых государств, образованных вместо бывших союзных республик СССР, является исключительно высокий уровень монополизации всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение приобретают преобразование отношений собственности и образование новых форм управления. В многоукладной рыночной экономике должны рационально сочетаться различные ее формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная собственность смешанные ее формы. При этом каждый ее вид должен иметь заинтересованного и ответственного владельца, что предполагает ликвидацию бесхозности. Многообразие форм собственности создает благоприятные возможности для развития разнообразных форм управления старыми и новыми хозяйственными структурами. Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и 2—3-кратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. В среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы — в 5,7 раза. Поэтому на VII съезде народных депутатов в декабре 1992 г. состоялась острая полемика, вызванная проводимой экономической политикой. Работа правительства была признана неудовлетворительной. Гайдар был освобожден от занимаемой им должности и.о. главы правительства. Новым премьер-министром был избран В.С. Черномырдин, которому досталось весьма сложное наследство. Как выходить из возникшего глубокого кризиса? Продолжать “шоковую терапию”, которая порождает пороки дикого капитализма — хаос, анархию, безработицу и обнищание, — или вводить государственное регулирование и контроль за экономическими процессами? Такая дилемма стояла перед Черномырдиным и возглавляемым им правительством. После некоторых колебаний Черномырдин, видимо, не без серьезного влияния своего окружения, продолжил курс “шоковой терапии”, что вело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения. По прежней Конституции право определения внутренней и внешней политики государства принадлежало съезду народных депутатов РСФСР; ему же было подотчетно и правительство, так как его ключевые фигуры назначались съездом или Верховным Советом. Депутаты, будучи зависимы от избирателей, не могли не выражать их настроения и не критиковать правительство за реформы, которые не улучшают, а резко ухудшают положение народа. Именно в этом и кроется источник противоречий между исполнительной и законодательной властью в России, которые в течение 1993 г. неуклонно усиливались и обострялись. Финалом этого процесса были известные события в октябре 1993 г. (обстрел Дома правительства, где находились члены Верховного Совета). Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Согласно новой Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя правительства с согласия Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему личному усмотрению. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. По новой Конституции Президент может решать своими указами многие принципиальные вопросы управления экономикой. В 1994 г. Президент подписал 2 пакета, состоящие из 6 указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубленных рыночных преобразований в России, создание более благоприятных условий для конкуренции и являются одним из базовых “китов” рыночных отношений. Наиболее важными указами были следующие: “О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой”; “О реформе государственных предприятий”; “О некоторых вопросах налоговой политики”; “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”; “О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации”; “О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредиторов”; “О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы”; “Об отмене квотирования поставок на экспорт товаров и услуг”. В 1995 г. правительство внесло существенные изменения в действующее ныне Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования, учитываемых при налогообложении прибыли; их реализация может содействовать ликвидации указанных пороков в оплате труда и уменьшению налогового бремени, что, в свою очередь, может сделать производство более привлекательным для вложения капиталов. Исключительно важным для развития менеджмента и маркетинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”. В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие: ориентация экономики на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни, создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость; формирование современной системы рыночных отношений и механизмов при активной роли государственного регулирования экономики, сочетание и взаимодополнение разнообразных форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих устойчивую мотивацию предпринимательской и трудовой активности создание высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к научно-техническим нововведениям, к постоянно меняющимся общественным и личным интересам. В этой связи представляется необходимым сделать акцент на поддержке материального производства, стимулировании деловой активности вообще, и в инвестиционной сфере в особенности; разработка эффективной индустриальной структурной политики с учетом новейших достижений научно-технического прогресса, способной придать российской экономике современный облик и повысить конкурентоспособность отечественной, продукции на мировом и внутреннем рынках; укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения экономической интеграции регионов и создание действенного экономического механизма, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |