Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества, и, прежде всего, его экономической основы




Эрхард исходил из идеи сильного государства как “ конституирующей”, “управляющей”, “регулирующей” силы способной формировать общество.

И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешивалось в социально-экономический процесс с четкой ориентацией на формирование “социального рыночного хозяйства”.

Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел термин “социальное государство” в противоположность государству монетаристского типа.

Монетаризм, выдающимся представителем которого является Милтон Фридмэн (США), исходит из того, что занятость населения и стабильность цен наилучшим образом гарантируется отказом от государственного регулирования и установлением рыночной конъюнктуры.

Монетаризм выступает против государственной системы социального страхования, государственной медицинской помощи и образования, государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику.

В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, проводит социальную политику в интересах большинства народа.

Социальное государство исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посредством организационных коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Таким образом, социальное государство - это тип государства, которое проводит сильную социальную политику в интересах своих граждан.

После 2-й мировой войны в конституциях некоторых западных держав (ФРГ, Швеция, Италия, Франция и др.) появилась формула социального государства.

В Конституции РФ (ст. 7) также установлено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Систематическая реализация этой нормы, к сожалению, фактически еще не начата, в то время как социальные проблемы в стране все более обостряются.

В этой связи должна резко усилится забота государства и всех социальных институтах об обеспечении прав и интересов граждан, в России должна функционировать эффективная система защиты людей.

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязанной социально - экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной, и экологической политики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества.

Вместо административно-директивного планирования вошло в практику так называемое индикативное планирование, предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных индикативных показателей.

Нередко индиктивные планы трактуются в печати как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают.

Таким образом, вольно или невольно воспроизводится пресловутая “классическая“ формула, что всякие недирективные планы - это “планы-прогнозы”, “планы-догадки”.

Между тем в ФРГ индикативные планы выполнялись в целом лучше, чем директивные планы в бывшем СССР, где “выполнение” достигалось в большей мере за счет многократной “корректировки” показателей.

Высокая эффективность индикативных планов определялась рядом факторов, и, прежде всего, тем, что каждый раз для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий.

То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х гг. могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индикативным планированием.

Основу этого успеха составляли следующие факторы.

-Высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки.

-Разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов.

-Твердость и последовательность государственного профессионального аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ.

-Выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы и той модели общества, которой отдает предпочтение большинство народа.

-Атмосфера социального партнерства, постепенно ослаблявшая классовую конфронтацию. Без соглашений в политики в области доходов, занятости и условий труда в стране продолжались бы массовые забастовки, подрывавшие основы индикативного планирования.

В настоящее время социальное партнерство получило широкое распространение. Оно в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работополучателями, при котором в рамках социального мира обеспечиваются баланс и реализация важнейших социально-трудовых интересов.

В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различных уровнях.

Социальное партнерство не отрицает возможности, а иногда и необходимости предъявлении одним партнером другому самых жестких требований.

Считается, что даже забастовка как метод борьбы трудящихся за свои права не обязательно выводит наемных работников за рамки социального партнерства, но при условии, что требования бастующих к предпринимателям направлены лишь на изменение условий продажи своей рабочей силы (повышение заработной платы, улучшение условий труда). По отношению к правительству - на изменение тех или иных направлений социальной политики (снижение налогов и др.). Однако, если требования бастующих отрицают сами основы существования своих партнеров (требование об отставки правительства и т.п.), то такая забастовка, естественно, выводит наемных работников и представляющие их профсоюзы за рамки социального партнерства. Социальные отношения перерастают в открытое политическое противостояние.

С конца 1991г. в практический обиход при регулировании социально-трудовых отношений в России также вошел термин ”социальное партнерство”.

Указ президента РФ “О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфликтов)”, Закон “О коллективных договорах и соглашениях” - первые официальные документы, рассматривающие государство, наемных работников и предпринимателей (работодателей) как равноправных партнеров, субъектов переговорного процесса по регулированию социально-трудовых отношений и разрешению трудовых конфликтов.

Диапазон объе6ктов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, может быть весьма широк. Однако каждая страна имеет свою специфику, зависящую от множества факторов, таких как модель развития экономики, авторитет субъектов социального партнерства и др.

В одних странах приоритеты регулирования складываются в результате длительной эволюции, “саморазвития”, в других (Россия) - административным путем.

Негативное воздействие на становление социального партнерства в России в современных условиях оказывает низкий общий уровень цивилизованности в социально- трудовых отношениях, а зачастую отсутствие понимания необходимости сотрудничества, партнерства как главного принципа общественного развития.

Переход к социально ориентированному рынку в ФРГ был связан не только с изменением форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социально-культурных проблем, таких, как изменение образа жизни миллионов, особенностей мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.

В итоге Эрхард достиг поразительных успехов. “Немецкое чудо” было достигнуто, прежде всего, благодаря правильному выбору социально-ориентированной модели развития общества.

Экономическая реформа Эрхарда не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Эрхард широко использовал помощь ученых своей страны. Так в соответствии с государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.