Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подчеркивая регулирующую роль государства, Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка




Концепция “социального рыночного хозяйства” Л.Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал- демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гунара Карла Мюрдаля,создателя так называемой шведской модели социализма.

Социал-демократы почти 70 лет бессменно находились у власти в Швеции - стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан.

Мюрдаль был приверженцем социальной ориентации рынка, социально ориентированной экономики, теории социального государства и социального партнерства.

Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех.

Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.

По мнению Мюрдаля, главное в “государстве благосостояния” - это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства - для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан

Создание социальной защиты по Мюрдалю предусматривало следующие направления деятельности государства.

-Обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается.

-Создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать средства для полноценной жизни любыми, не противоречащими закону способами.

-Создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.

-Обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита от негативных воздействий рыночной экономики.

-Обеспечение экологической безопасности членов общества.

-Защита граждан от преступных посягательств.

-Защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства.

-Защита от политического преследования и административного произвола.

-Обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления.

-Создание благоприятного социально психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга.

-Обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые по Мюрдалю “ действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю”.

Успехи ФРГ и Швеции в 50-60-х гг. объяснялись многими причинами, и, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития.

В настоящее время, как известно, в мире действует 2 модели общественного развития с различными их модификациями.

1)Так называемая неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства.

2)Социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

Одним из главных пороков прежней авторитарно-бюрократической системы, господствующей в России, заключался в отсутствии учета растущей роли социальных факторов, связи процессов производственного и социального развития

Социальная направленность экономики оказалась крайне слабой. Интересы номенклатуры фактически заняли доминирующее положение. Они выдавались за интересы государства, общества в целом, нивелировали интересы различных социальных групп, коллективов, личности.

В центре административных интересов было производство, а не человек. В рамках административно-бюрократической системы фактически отсутствовал необходимый для эффективного социального развития механизм представительства различных социальных субъектов.

В настоящее время в России социальные факторы также находятся, мягко говоря, не в почете. Так, ни в одной программе вывода страны из кризиса не были учтены социально-культурные факторы, что и явилось причиной краха всех этих программ.

Без учета социально-культурных факторов, как показывает опыт всех стран, чисто экономические меры не дают никакого эффекта.

Стремление к формированию социально-ориентированной экономики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать российскую экономику.

Социальное управление должно соответствовать современным формам социально ориентированного рыночного хозяйства - за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны.

Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады. Этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетание рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, Чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потере трудоспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривают теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

 

3. После мирового кризиса 1929-33гг. отмечается все более активное вмешательство капиталистических государств в развитие экономической жизни. Активация этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, приведенная в его книге “Общая теория занятости, процента и денег”, вышедшая в 1936г. Его идеи относительно экономической политики в равной степени использовали правительства всех западных стран, особенно после 2-ой мировой войны.

Кейнс первым стал рассматривать государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма.

Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие “вечных” и “естественных” психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции.

Склонность людей к сбережению денег приводит к более быстрому росту сберегаемой части национального дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, возникновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям.

1. Непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики.

2. Регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и таможенную, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики. Разумеется, формы и методы такого регулирования весьма различны.

Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. Во Франции активное создание государственного сектора началось при правительстве Ш. де Голля в 1945-48гг., проявившееся в национализации ряда крупных промышленных предприятий, банков, страховых компаний. К 80-м годам в государственном секторе Франции было занято 10% населения.

Англия занимает одно из ведущих мест по уровню и разнообразию методов управления государственным сектором и ведущее место среди крупных держав по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, доле государственных предприятий и удельному весу бюджетных расходов в ВВП. Государство финансирует 50% затрат на НИР.

В Англии сложились 3 основные формы управления государственной собственностью

-государственные корпорации,

-госбюджетные предприятия,

-акционеры-компании, в которых часть капитала принадлежит государству.

В национализированных отраслях занято 10% населения.

Второе направление - рыночное регулирование экономики на макроуровне - в разной мере и различными методами происходит во всех развитых кап. странах. Мощным рычагом государственного регулирования экономики является госбюджет.

Государственное регулирование экономики в Германии по формам и методам весьма динамично и учитывает как внутреннюю, так и международную конъюнктуру. Основы современного регулирования определены в законе 1963г. о создании Совета экономических экспертов, который был обязан давать свои рекомендации для решения 4-х узловых экономических проблем

-стабилизация денежного обращения и цен,

-разрешение проблемы занятости,

-обеспечение внешнеэкономического равновесия,

-достижение стабильного экономического роста.

Эти меры, получившие название “магический четырехугольник”, были определены законом бундестага в 1967г.

Глобальное регулирование включат 4 комплекса методов:

-краткосрочные антициклические меры, опирающиеся на денежно-кредитную политику,

-среднесрочное финансовое планирование. Планы составляются на 5 лет, но корректируются ежегодно,

-государственный индикативный план,

-”концертное действие” или “согласованная акция”, т.е. согласование государственной политики с союзом предпринимателей и профсоюзами.

В 70-е гг. правительство Германии начало определять количественные показатели для целей “магического четырехугольника”: рост цен на товары 3-3,5%, безработица 0,7-1,2%, рост ВНП 4-4,5%

Одной из форм регулирования экономики на международном макроуровне являются ежегодные совещания 7 крупнейших экономических держав мира (США, Япония, ФРГ, Англия, Франция, Италия, Канада). На встречах происходит обмен мнений на сверхвысоком уровне по таким актуальным проблемам, как методы борьбы с инфляцией, безработицей, кризисами в разных отраслях общественного производства, причины замедления темпов экономического роста и др.

Первая такая встреча состоялась в 1975 г. во Франции, которая была инициатором. На совещании в Рамбуйе было создано Международное энергетическое агентство, в которое вошли потом почти все кап. страны.

 

Тема 15

Особенности и основные черты японского менеджмента

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.