Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От редакторов




Введение в психологию. Курс лекций

Алла Соломоновна Штерн

 

 

 

 

Этот курс лекций – первое отечественное пособие по введению в психологию для студентов гуманитарных факультетов, в учебные планы которых входит дисциплина «Психология». Актуальность такого пособия не нуждается в обосновании. Психологическая грамотность и владение системой основных понятий научной психологии – непременное требование к современному специалисту. Популярностью непрофессиональных изданий и широким распространением околонаучных взглядов, тиражируемых средствами массовой информации, обусловлена необходимость и практическая ценность пособия по психологии для непсихологов.

Алла Соломоновна была авторитетным специалистом в психологии речи и психолингвистике. Аллы Соломоновны Штерн не стало 2 декабря 1995 года. Она ушла, оставив опустошенных неожиданной потерей коллег и учеников, наброски научных статей, необработанные материалы экспериментов и неотредактированную рукопись учебника «Психология для лингвистов». Сказать, что доктора филологических наук Аллы Штерн не стало в расцвете лет и таланта – а она была чрезвычайно талантливым ученым и педагогом, – значит использовать приличный случаю речевой штамп и не выразить смысл. Она не дожила и до 55. Наброски статей и материалов без нее мертвы – никто не отважится «дорабатывать» Аллу Соломоновну. Закончить редакцию рукописи учебника пытался ее муж, доктор филологических наук, профессор Санкт‑Петербургского университета Леонид Владимирович Сахарный. Не успел, потому что прожил без своей Аллы только год.

Спустя шесть лет смирившиеся с невосполнимой утратой ученики и коллеги отважились завершить то, что можно завершить без личного участия Аллы Соломоновны – отредактировать рукопись учебника. Некоторые из нас слушали лекции по психологии, которые А.С. Штерн читала для студентов‑филологов в Санкт‑Петербурге, специализирующихся по прикладной и теоретической лингвистике. Другие знали из бесед с Аллой Соломоновной о концепции курса, под ее руководством решали исследовательские задачи, которые она использовала в качестве примеров. Наше вмешательство вызвало необходимость изменить жанр: учебник превратился в курс лекций. Дело в том, что разделы были в разной степени подготовлены самой А.С. Штерн. Первая часть курса осталась после нее в готовом к печати виде. По ней читатель может судить и об исследовательском почерке, и о лекторском мастерстве автора. К сожалению, конспекты лекций на «близкие и родные» темы: «Язык и речь», «Язык и ребенок», «Нейропсихология» – она успела лишь набросать. Совершенно очевидно, что каждая лекция, посвященная психолингвистической проблематике, оказывалась неповторимой и никак не могла обрести канонический вид, который устроил бы пристрастного и весьма требовательного к себе лектора. Она не переставала пробовать, отбирая наиболее убедительные примеры, ужесточая структуру и делая акценты на различных ключевых понятиях. Ей хотелось дать представление об онтогенезе речи, высветив прежде всего формирование механизма вероятностного прогнозирования. Она пыталась систематизировать мозаику научных взглядов на природу вербальных и невербальных ассоциаций и продемонстрировать качественные и количественные характеристики ассоциативного механизма. Она пробовала структурировать нейропсихолингвистику: преподносила свежие результаты, полученные сотрудниками лаборатории В.Л. Деглина в Сеченовском институте. Она не успела…

Мы не считаем себя вправе дописывать выпущенные фрагменты. По этой причине курс лекций лишен тем «Язык и речь», «Онтогенез речевой способности», «Нейропсихология». Заинтересованный читатель может обратиться к статьям и книгам Аллы Соломоновны Штерн.

В подготовке текста к публикации участвовали все ученики и многие коллеги А.С. Штерн. Читали рукопись доктор филологических и психологических наук, профессор A.А. Леонтьев; доктор биологических наук, профессор Т.В. Черниговская; доктор филологических наук, профессор B.Я. Шабес. Мы глубоко признательны за высказанные ими замечания и пожелания. Преподаватель кафедры общего языкознания Санкт‑Петербургского университета, к.ф.н. Е.В. Глазанова отредактировала рукопись, составила именной и предметный указатели. Ее коллеги по кафедре: доцент А.Ю. Русаков, к.ф.н. М.В. Русакова, С.С. Сай – сверяли цитаты и уточняли литературные источники. Форматировали и подбирали иллюстрации, а также выверяли готовую рукопись сотрудники кафедры общего языкознания Пермского университета к.ф.н. Е.В. Ерофеева и к.ф.н. И.Г. Овчинникова, а также доцент кафедры общего языкознания Пермского педагогического университета, к.ф.н. Т.П. Доценко. Все мы просто пытались продлить диалог с нашим Учителем. И дать читателям возможность ощутить радость общения с Аллой Соломоновной.

 

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.