КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наивная психология
Определение Мотивы и цели курса
Приступая к изучению новой дисциплины в университете, мы должны прежде всего уяснить, каковы мотивы и цели этого изучения. По‑видимому, мотивом в данном случае является то, что ряд лингвистических задач (а мы должны помнить о том, что мы – лингвисты) не может быть решен без обращения к очень близкой к языкознанию науке – психологии. Психологический аспект важен и при определении фонемы, и в решении проблем семантики, а также лингвистики текста. Сегодня в лингвистике многие направления в основном исчерпали себя с позиций формального языкознания. Не случайно на пересечении двух наук возникло новое направление, которое называется психолингвистика. Добавим к этому, что психологию необходимо использовать и при решении ряда прикладных задач, встающих перед лингвистикой. Например, при обучении языкам, при работе в клинике, при решении диспетчерских задач, при построении лингвистических тестов для проверки трактов связи, при организации общения человека с машиной и т. д. Цель данного курса я вижу прежде всего в том, чтобы постичь структуру науки психологии, уяснить основные ее понятия, научиться ориентироваться в этой системе знаний. Я думаю, что умение ориентироваться – важнейший результат изучения всякого теоретического вузовского курса; важно, чтобы при необходимости вы могли вспомнить: да, действительно, в психологии есть такой раздел, есть законы («надо бы их уточнить»), есть такие‑то имена, связанные с этой проблемой, и, помнится, в истории психологии была борьба каких‑то школ («надо бы посмотреть, каких школ и к чему это привело») и т. д. Конечно, прежде всего мы обращаемся к учебникам, к справочной литературе.
Хочу начать с вопроса: как вы думаете – о чем наука психология? В науке всегда есть объект познания и субъект познания. Но в психологии оба они – люди. Поэтому психология – это познание человечеством собственной природы. А отсюда следует и характерная черта психологии – это то, что человек знакомится с ней на практике, в быту. Каждый человек – в какой‑то мере психолог. И психологом он становится в детском возрасте. Ребенок уже понимает: мама сегодня сердитая, поэтому у нее мороженого не допросишься, лучше подождать. А какие замечательные психологи ученики школы! Они знают, как разжалобить учительницу, если не выучил урок, как одновременно слушать урок (или делать вид) и почитывать интересную книгу, и т. д. А сколько такой житейской психологической мудрости отразилось в пословицах и поговорках! Например: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты» – да это же из психологии личности. «Повторение – мать учения» – это фактически психология памяти. «Целуй руку не жене, а теще» – психология малой группы или психология семейной жизни. «Противоположности сходятся» – это о взаимодействии темпераментов. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» – о распределении внимания. «Семь раз примерь – один раз отрежь» – это из теории принятия решений. «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом» – о психическом процессе воля. (Студентам предлагается привести свои примеры.) Итак, в жизненном опыте народа закреплены некоторые знания о поведении человека, о качествах личности и т. п. Однако все это донаучные знания, все это наивная, житейская психология. Житейская психология и наука психология – это далеко не одно и то же. Приведу аналогию. Все мы знаем русский язык. Однако научно ли это знание? Будущие лингвисты учатся на филологическом факультете, чтобы понять, что такое язык с позиций науки, как он устроен и как функционирует. И лишь самонадеянные невежды думают, что если они говорят по‑русски, то знают, что такое русский язык и даже могут его преподавать (кстати, сейчас развелось огромное количество коммерческих курсов русского языка, где преподают вот такие невежды). Аналогично обстоит дело и с психологией. В последнее время появляются книги и книжечки с психологическими тестами, психологическими рекомендациями, которые нередко далеки от научных психологических знаний. Хочу предостеречь вас от обращения к подделкам.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |