КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по категориям работников
Классификация источников трудового права по юридической силе Понятие источника трудового права
Источник права в общей теории права определяется неоднозначно[43]. Источник права можно рассматривать с материалистической точки зрения как объективный фактор материальной жизни общества (например, космос, Интернет), порождающий право как социальное явление, – материальный источник формирования права. Формирование материальных источников в правосознании людей служит идеалистическим источником права. А в формальном юридическом смысле понимание источника права связано с деятельностью уполномоченных субъектов права по формированию права и ведущих нормотворческую деятельность. В общей теории права нет единого мнения об идентичности терминов «форма права» или «источник права»[44]. Источники трудового права можно классифицировать (в зависимости от основания классификации): по юридической силе, по органам, принимающим акты, по форме актов, по сфере действия, по степени обобщенности и т. д. Независимо от классификации все источники объединяются в систему источников трудового законодательства. Деление в зависимости от юридической силы является основной и наиболее совершенной классификацией. Все источники трудового права состоят из двух форм права: основную группу составляют нормативно‑правовые акты, а вторую – нормативные договоры.
В первой группе нормативно‑правовые акты распределяются по юридической силе: 1) Конституция РФ; 2) ТК РФ; 3) федеральные законы; 4) указы Президента РФ; 5) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 6) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 7) акты органов местного самоуправления; 8) локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права. Отдельную группу составляют нормативные договоры, которые также можно распределить по юридической силе: 1) правовые акты международных организаций, в которых участвует РФ (например, МОТ), международные договоры и соглашения с участием РФ; 2) правовые акты социального партнерства: генеральное соглашение, межрегиональное соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; региональное соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевое соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальное соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; коллективный договор. Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. 1. Конституция РФ. Основным источником трудового права является Конституция РФ 1993 г. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Она законодательно закрепила равноправие каждого перед законом и судом (ст. 19), право на создание профсоюзов для защиты своих интересов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), в ст. 37 – свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой‑либо дискриминации и не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на защиту от безработицы. Она закрепила право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Конституция гарантирует каждому право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). 2. Трудовой кодекс РФ. Трудовой кодекс является основным кодифицированным источником трудового права. Он был принят и вступил в силу с 1 февраля 2002 г., действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами. Он состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав. В соответствии со ст. 424 Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Такое же правило действует и с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 30.06.2006 № 90‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[45]. Нормы трудового права, содержащиеся в иных нормативно‑правовых актах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ. 3. Федеральные законы. Среди федеральных законов, содержащих нормы трудового права, необходимо отметить те, которые относятся к отдельным институтам отрасли трудового права. К их числу можно отнести Федеральный закон от 12.01.1996 № 10‑ФЗ (с изм. и допол.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[46], Федеральный закон от 01.05.1999 № 92‑ФЗ (с изм. и допол.) «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений»[47], Федеральный закон от 27.11.2002 № 156‑ФЗ (с изм. и допол.) «Об объединениях работодателей»[48]и др. 4. Среди источников трудового права следующее место занимают подзаконные акты, среди которых Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, обладают высшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов, и они не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. 5. К подзаконным актам как источникам трудового права относят нормативно‑правовые акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях исчисления средней заработной платы»[49]и др. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как правило, издаются с целью реализации законов и указов Президента РФ, для закрепления соответствующих положений на федеральном уровне, обеспечения правильного единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Федеральная служба по труду и занятости[50]является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ[51]. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. 6. Следующий источник – это нормативно‑правовые акты субъектов федерации. Нормативно‑правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, располагаются по юридической силе, также как и вышеуказанные федеральные. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Сопоставляя по юридической силе указы Президента РФ и законы субъекта РФ (ч. 6 и 9 ст. 5 ТК РФ), содержащие нормы трудового права, следует заметить, что указы Президента РФ принимаются во исполнение федеральных законов, по вопросам отнесенных ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов власти, а законы субъектов РФ могут приниматься в соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ только по вопросам не отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера законов субъектов РФ можно указать на Закон Московской области от 31.03.1999 № 15/99‑03 «О социальном партнерстве в Московской области»[52]и др. 7. Ниже по иерархии источников трудового права располагаются акты органов местного самоуправления субъектов РФ. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 5 ТК РФ). 8. Локально‑нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права: 1) они действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства); 2) в основном действие их ограничено по времени; 3) они не должны противоречить нормативно‑правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников; 4) локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т. д. Правовые акты международных организаций, международные договоры и соглашения в сфере труда. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы[53]и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора». В ч. 2 ст. 10 ТК РФ уточняется, что если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Пленум Верховного суда РФ в п. 9 Постановления № 63 от 28.12.2006[54]указывает судам, что если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ,ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ). При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного суда РФ, данные в Постановлениях от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ»[55]. Другие виды нормативных договоров рассматриваются в главе 6 этой книги. Необходимо указать и на то, что некоторые нормативные положения, служащие источниками трудового права, могут содержаться в комплексных нормативных правовых актах. Например, Закон РФ от 10.07.1992 № 3266‑1 «Об образовании» (с изм. и допол.)[56], Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ (с изм. и допол.) «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[57]и т. д. В настоящее время продолжают действовать нормативные акты Союза ССР, которые также являются источниками трудового права. Они действуют в части, не противоречащей Конституции РФ и действующему трудовому законодательству. В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014‑1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Акты Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ формально не являются источником трудового права, так как деятельность судов неформально является нормотворческой. Но если Конституционный суд РФ признает нормативный акт или его отдельные положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу. Решения суда вступают в силу незамедлительно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства[58]. Например, в п. 2 Постановления Конституционного суда РФ № 3‑П от 15.03.2005 «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона “Об акционерных обществах” в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан»[59]было указано: признать ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководите – ля ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.
Применение нормативных актов о труде невозможно без знания правил, которыми определяется их действие: 1) во времени, 2) в пространстве 3) по категориям лиц.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |