Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Концепция визуального образа в феноменологической герменевтике




Концепция визуального образа в феноменологической герменевтике

Илья Инишев

 

 

 

Проблематика визуального образа играла заметную роль в феноменологической философии уже на ранних этапах ее развития. Документированный интерес Гуссерля к проблематике «образного сознания» датируется 1904/05 годами, т.е. речь идет о периоде, последовавшем сразу за публикацией «Логических исследований».[47] Один из ближайших учеников Гуссерля, Роман Ингарден, посвятил ряд работ проблематике восприятия художественных образов в литературе, живописи, архитектуре, кинематографе.[48]

Один из важнейших итогов предпринятых ранними феноменологами усилий – ясное осознание «образного сознания» как особой формы акта восприятия и многосоставной структуры «образного объекта». Это, как минимум, позволяет сформулировать более ясные принципы классификации типов восприятия и соответствующих им типов объектов. Ранняя феноменология внесла существенный вклад в утверждение «экстернальности» визуальных образов, отграничив их от объектов воспоминания и фантазии, и, в значительной мере поспособствовав их освобождению от ограничений со стороны традиционной идеи искусства, заставляющих мыслить визуальный образ в нормативных, а не дескриптивных терминах. В итоге, постепенно крепло осознание факта, что образ делает образом не наличие определенных художественных качеств, а ценностно-нейтральные структурные черты.

Разумеется, все эти достижения имеют свою цену. Парадоксальным образом, «экстернализация» визуального образа была, в конечном итоге, достигнута благодаря «всеобщей интернализации». Под последней подразумевается эффект ключевого элемента феноменологической теории: тезиса о «конституирующей» работе сознания. Оставаясь продуктом сознания, образ «экстернализируется» за счет того, что встраивается в ряд других предметностей, так же имеющих онтологический статус продуктов сознания. В итоге, образ располагается, если можно так выразиться, на одной онтологической плоскости с другими видами предметности, населяющими область «действительного». Говоря иначе, образы экстернализируются за счет «интернализации» других регионов действительного.

Продуктивный момент здесь, как мне представляется, заключается в том, что осуществленное ранними феноменологами переосмысление иерархической, вертикальной организации «регионов сущего» в неиерархическую, горизонтальную, способствует утверждению «эгалитарного» взгляда на окружающую нас действительность. Это, в итоге, создает предпосылки для пересмотра традиционной иерархии предметных регионов и практик, например, отношения между восприятием «действительности» и восприятием «искусства».

Однако источник продуктивности феноменологического взгляда на природу визуального образа, представленного в ранней, рефлексивной феноменологии, оказывается и источником его ограниченности. Идея «конституирования», сформированная по модели перцептивного и интеллектуального акта субъекта, помимо горизонтализации отношений между предметными регионами мира производит и эффект их унификации. Обсуждение проблематики образов, в итоге, не может происходить иначе как в терминах (односторонней) динамической связи между структурированным актом перцепции и коррелятивно структурированным предметом. Другое важное и закономерное следствие всеобъемлющей ориентации на модель субъективного перцептивного акта – «методический солипсизм»: принцип приоритета субъективной верификации, основывающийся на взаимосвязи и однородности акта конституирования и акта рефлексии.

Сказанное послужит отправной точкой и фоном для очерка феноменологически-герменевтической концепции визуального образа, который я представлю в оставшихся разделах статьи. Под феноменологической герменевтикой я буду понимать, прежде всего, философский проект Ханса-Георга Гадамера, а также концепции, образующие его предысторию (герменевтическая феноменология Мартина Хайдеггера) и его (возможное) продолжение (например: философские концепции Гюнтера Фигаля, Эмиля Ангерна, Джанни Ваттимо и других).

В первом разделе я предоставлю краткий очерк основных мотивов, приведших феноменологическую философию от первоначального проекта «строгой науки» к широко понимаемой герменевтической философии. Затем я кратко исследую вопрос о статусе и функции проблематики образа в феноменологической герменевтике (второй раздел) и, в третьем разделе, попытаюсь внести вклад в прояснение основных структурных характеристик восприятия визуального образа, понимаемого герменевтически; речь пойдет о структурной взаимосвязи между визуальными, пространственными и смысловыми характеристиками (эффектами) восприятия образов. В заключении я охарактеризую место феноменологически-герменевтической концепции образа в современной теории образа, современных исследованиях визуальной культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.